Фрагмент для ознакомления
2
План BEPS появился в ответ на то, что многонациональные компании начинают выбирать наиболее благоприятные для бизнеса налоговые режимы и офшоры, вследствие чего экономики стран не получают никаких поступлений в бюджет. Например, американская компания Google избежала уплаты 2 млрд долларов США, перечисляя прибыль в зарегистрированную компанию в офшоре на Бермудах. Компания Apple законным способом минимизировала налоги, перечисляя прибыль компании на свою дочернюю компанию в Ирландии. Можно выделить низконалоговые юрисдикции, где организации регистрируют свои холдинговые или дочерние организации: Ирландия, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды, остров Джерси.
ОЭСР предлагает решить проблемы с уклонением от налогообложения, разделив данные проблемы на три главные категории:
1. вопросы, которые касаются юрисдикций, которые имеют право облагать налогом доход;
2. вопросы размывания налоговой базы;
3. вопросы трансфертного ценообразования.
В мировой практике выделяют следующие легальные способы избежания налогов:
- офшоры, обеспечивающие максимальное снижение налоговых потерь. ЕС опубликовал «черный список» офшоров, куда вошли 17 стран: Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гуам, Гренада, Маршалловы острова, Макао, Монголия, Панама, ОАЭ и другие;
- налоговые льготы для определенных видов деятельности;
- налоговый арбитраж, что означает использование преимущества разницы в налоговых ставках;
- отсрочка от уплаты налогов помогает избежать налогообложения, так как инфляция обесценивает деньги.
Незаконное уклонение от уплаты налогов состоит в сознательном скрытии объекта налогообложения при недооценке налогооблагаемого предмета либо использования других средств. Финансовая практика показывает, что существует множество методов уклонения от налогообложения, для чего используются следующие формы:
- поддельные документы, а именно увеличение затрат, сокращение дохода;
- осуществление социальной и экономической деятельности преднамеренным и необоснованным увеличением расходов за счет денежных поступлений и квитанций о продаже без счета-фактуры;
- искажение объекта налогообложения;
- маскировка объекта налогообложения путем лжеэкспорта, фиктивной сдачи в аренду или подмены объекта налогообложения;
- уклонение от налогообложения путем сокращения оценки в сумме запасов, амортизации, переоценки резервов .
Международное двойное налогообложение заставляет сдерживать деловую активность налогоплательщиков во внешнеэкономических связях либо заставляет их повысить цены, чтобы компенсировать свои потери. Данный подход негативно воздействует на экспорт капитала, а также на уровень конкуренции, который складывается на мировом рынке. Для того чтобы избежать двойного налогообложения страны применяют как односторонние, так и двусторонние меры. Односторонние меры связаны с национальным законодательством страны, которое включает в себя следующие налоговые инструменты:
- налоговый кредит или налоговый зачет, вследствие чего из суммы налогооблагаемой базы плательщика вычитают налоги, уплаченные за границей;
- налоговая скидка подразумевает, что из суммы доходов вычитается уплаченный за рубежом налог.
Экономия глобального налогового бремени может быть достигнута обособленными структурными подразделениями за рубежом, аккумулировав там нематериальные и материальные активы. Налоги дочерняя компания уплачивает по месту ее резидентства, являясь резидентом иностранного государства. Если доходы не репатриируются в страну, где находится головная компания, то двойное обложение будет отсутствовать. Однако, если дочерняя компания будет перечислять роялти или дивиденды своей материнской компании, то доход данной организации попадет под международное двойное обложение, то есть сначала будут облагаться налогом платежи в форме роялти и дивидендов, а затем будет взиматься налог на прибыль, полученная от участия головной компании в капитале дочерней.
Манипулирование договорными или трансфертными ценами может повлиять на размер налоговых обязательств в сторону их уменьшения, вследствие чего страны принимают жесткие ограничения, связанные с манипуляцией трансфертных цен. Ограничения основываются на том, что взаимозависимые компании, осуществляя сделки между своими компаниями, должны руководствоваться рыночными ценами, а не трансфертными. Данный инструмент нельзя отнести к минимизации налогового планирования, так как он нарушает налоговые законодательные правила, из-за чего страна может потерять экономическую стабильность .
Выделю следующие области рисков по борьбе с уклонением от налогообложения, которые требуют особого внимания:
- расхождения в классификации образований между странами, а также в отношении гибридных инструментов и арбитража;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998,
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.05.2021) // "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000.
3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
4. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.11.2017) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2007 N 10598) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 50, 10.12.2007.
5. Указание Банка России от 07.08.2003 N 1317-У (ред. от 18.02.2014) "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2003 N 5058) // "Вестник Банка России", N 51, 17.09.2003.
6. Указание Банка России от 22.06.2005 N 1584-У "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2005 N 6799) // "Вестник Банка России", N 38, 27.07.2005
7. Письмо Минфина России от 05.03.2019 N 03-12-12/14370 «О мерах пресечения использования низконалоговых юрисдикций и противодействия уклонению от налогообложения с помощью офшорных компаний» // СПС «КонсультантПлюс»
8. Алексеева Н.С. К вопросу об учете налога на прибыль при применении метода выигрыша в себестоимости на промышленном предприятии // В сборнике: Цифровая экономика и "Индустрия 4.0": проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 601-604.
9. Алексеева Н.С., Степанов И.А. Алгоритм выбора налогооблагаемой базы при упрощенной системе налогообложения. // Актуальные проблемы экономики и управления. 2019. № 1 (21). С. 3-7.
10. Бурова Л. А. Уклонение от уплаты налогов: теория и практика. Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 2.
11. Гурьянова Н.В. Офшорные зоны // СПС «КонсультантПлюс». 2021.
12. Лашманов А.Д. Роль налогов в обществе и причины уклонения от налогообложения // Вопросы студенческой науки. Выпуск №5 (33), май 2019. С. 340-344.
13. Лавренова О.А., Колесник В.В., Мирошник С.В. Уклонение от уплаты налогов: причины, последствия, пути решения // «Colloquium-journal». № 3(27). 2019. С. 45-47
14. Раков И.А. Режим противодействия уклонению от налогообложения в России в конце XIX – начале XX веков // Налоги и налогообложение. 2018. № 11. С. 34-39.
15. Сизова А.О. Современные методы борьбы с уклонением от налогообложения в условиях глобализации мировой экономики // Вопросы студенческой науки. Вып. №5 (33). 2019.
16. Сулейманова Н.Х. Причины и способы уклонения от уплаты налогов // Молодой ученый. 2017. №1. С 266-268.
17. OECD / G20 Base erosion and profit shifting project:executive summaries 2015 // Organization for economic cooperation and development (OECD), 2015. Available at: http://www.oecd.org/ctp/beps-reports-2015-executive-summaries.pdf.
18. Model Tax Convention on Income and on Capital: Condensed Version 2017 // Organization for economic cooperation and development (OECD), 2017. Available at: http://www.oecd.org/ctp/treaties/model-tax-convention-on-income-and-on-capital-condensed-version-20745419.htm