Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире малое и среднее предпринимательство выступает ключевым элементом рыночной экономики, влияющим на уровень развития государства в целом и отдельных его территориальных единиц. Уровень развития малого и среднего предпринимательства оказывает влияние на стабильность общества и является одним из точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества. Важными преимуществами малого и среднего предпринимательства (далее МСП) выступают гибкость и умение быстро приспособиться к изменениям во внешней среде.
В результате субъекты малого и среднего бизнеса быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры; оперативно осуществляют структурную перестройку производства, обеспечивают рациональное использование ресурсов. Все вышеперечисленное способствует оптимизации расходов, повышению скорости оборота капитала, оперативному реагированию на изменения потребительского спроса, более лёгкому перетоку капитала. Вместе с тем, субъекты малого и среднего предпринимательства более инновационно активны, динамичнее в плане внедрения новоdведений, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест и их интенсивному развитию. Поэтому поддержка государством в финансовом плане субъектов малого и среднего бизнеса является очень важным инструментом государственной политики, является довольно актуальной темой.
Цель работы – рассмотреть перспективы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в регионах РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и значение малого и среднего бизнеса для эко-номики страны;
- рассмотреть цели и способы регулирования деятельности предприя-тия малого и среднего бизнеса;
- оценить современное состояние государственного регулирования ма-лого и среднего бизнеса в регионах России;
- раскрыть проблемы и перспективные направления государственного регулирования малого и среднего бизнеса в регионах РФ.
Объект исследования – малый и средний бизнес.
Предмет исследования – формы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в регионах России.
Методы исследования: анализ экономической литературы, методы ин-дукции и дедукции, методы сводки и группировки.
Методологической основой курсовой работы явились труды отече-ственных авторов – специалистов в области анализа малого и среднего биз-неса: Э.А. Адырхаевой, Е.Л. Замышляевой, Н.В. Парушиной, Ю.А. Пименовой, С.В. Щуриной и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты государственного
регулирования малого и среднего бизнеса в России
1.1. Понятие и значение малого и среднего бизнеса для экономики страны
В качестве одной из самых активных форм экономики любой страны выступает деятельность в сфере предпринимательства, которую стали счи-тать в качестве катализатора для разработки решений инновационного характера (включая и нанотехнологии), которые в современной экономике являются двигателями прогресса. В качестве одного из видов предпринимательской деятельности выступает малый бизнес. Если базироваться на сведениях Росстата, на современной российской территории число предприятий сферы малого и среднего бизнеса на постоянной основе увеличивается. Удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране сегодня равен почти 20% ВВП .
Зачастую малым бизнесом именуют те субъекты экономики, у которых отмечается незначительные объемы производственной деятельности и низкая численность сотрудников. Законодательствами различных государств устанавливаются собственные ограничения на применяемые ресурсы. Легального характера определение субъекта малого и среднего бизнеса в России представлено в ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если базироваться на данном законодательном акте, то субъекты малого и среднего бизнеса являются субъектами экономики (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), которые отнесены согласно условиям, определенным в законе №209-ФЗ, к малым предприятиям, включая и микро-предприятия, и средние предприятия.
Малый бизнес является определенного рода деятельностью физических либо юридических лиц, направление которой - на предоставление услуг либо продажу товаров.
Под определением сущности малого и среднего бизнеса предполагает-ся проведение выбора, описания, определения, группировки, обобщения и анализа субъектов экономики согласно некоторым обоснованным критериям, носящим взаимосвязанный характер, общим числом которых не только обусловливается содержание и объем информации, но и задаются признаки качественного характера, тем самым ограничивая объект и предмет исследования, ставится задача определения и анализа связей латентного характера более высокого порядка. Вместе с тем в качестве стандартных критериев для отнесения субъектов экономики к субъектам малого и среднего бизнеса во всем мире выступают объем получаемой выручки и численность сотрудников. К примеру, в Уставе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ограничивается указание количества сотрудников от 20 до 99 чел.
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительны-ми объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Зако-нодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы, что же касается России, то ограничения по выручке тут составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 чел .
Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно 10 млн евро и 50 чел.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2018 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении ко-торых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.
Благодаря поправкам, которые были внесены в закон № 209-ФЗ, большее число предприятий и индивидуальных предпринимателей могут быть причислены к малому бизнесу :
- величина максимально допустимой суммы годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий стала больше с 60 до 120 млн. руб. (рис. 1), а для малых и средних предприятий - с 400 до 800 млн. руб.;
- стал выше размер разрешённой доли участия в уставном капитале малого предприятия иных коммерческих организаций, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса – с 25% до 49%.
Рисунок 1 – Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу
При этом размер допустимой среднесписочной численности работни-ков осталась неизменной: не выше 15 человек для микропредприятий и не выше 100 человек для малого предприятия.
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
К преимуществам малого и среднего бизнеса можно отнести низкий размер стартового капитала, быстрота принятия решений, гибкость структу-ры, мобильность и многое другое.
К недостаткам следует отнести ограниченность финансов, операцион-ные издержки, угроза во время кризиса, недоверие банков. Что касается до-стоинств малого и среднего бизнеса, то одним из самых важных пунктов яв-ляется относительно низкий размер стартового капитала. Для стартового капитала может быть достаточно незначительных личных сбережений, государственного гранта или небольшого кредита.
Кроме того, государство как правило поддерживает инициативу малого и среднего бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Простота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управлять. Вести учет товаров, движение финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу малого предпринимательства. Говоря о быстром процессе приятия решений, стоит сказать, что к малому бизнесу это относится на сто процентов .
В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процентов принадлежит его владельцу. Хозяин фирмы вправе принимать самостоятельно все стратегически важные решения и вносить какие-либо изменения в рабочий процесс.
Благодаря гибкости структуры малые предприятия могут быстро реа-гировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать свое произ-водство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки. Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бю-рократическими процедурами. Что касается государственной поддержки, то в развитых странах правительство всячески помогает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предприни-мательства» от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // «Российская газета». - № 164. - 31.07.2007.
2. Боркова Е.А., Подкатилина В.Е., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный вестник. – 2019. - №2(26). – С. 83-89.
3. Влияние COVID-19 на бизнес в России бизнесу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wagnerandexperts.com/en/the-effects-of-covid-19--on-business-in-russia/.
4. Геодакян А. Малый бизнес и средний бизнес в России [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8819341.
5. Горячев Н.Н. «Легкие деньги» или проблемы малого бизнеса в регионах // Бенефициар. – 2021. - №94. – С.27-30.
6. Дьяченко О.Н. Проблемы регионального малого бизнеса и пер-спективы его поддержки // Финансовый бизнес. – 2021. - №5. – С.232-235.
7. Единый реестр субъектов малого и среднего предприниматель-ства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.htm.
8. Замышляева Е.Л., Парушина Н.В. Параметры регулирования, признаки и риски предпринимательской деятельности в России // Вестник ОрелГИЭТ. – 2019. – №3 (49). – С. 122-132.
9. Зарубенко А.В. «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35033346.
10. Землянский Д. «Круги по воде»: какой эффект дает господдержка отстающих регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // www.rbc.ru/opinions/economics/01/04/2021/6065a8d39a79477384210c2f.
11. Коваленко Н.В., Сулейманова Т.А. Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // ЦИТИСЭ. – 2020. - №2. – С.471-485.
12. Котляр М. Альфа-банк оценил поддержку бизнесу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // www.rbc.ru/economics/21/04/2020/5e9eb37e9a794757971d5591.
13. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства [Электронный ресурсы]. – Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya.
14. Лытнева Н.А., Парушина Н.В., Жукова Т.В. Оценка рентабельности предпринимательской деятельности в управлении устойчивым бизнесом // Экономическая среда. – 2019. – №4 (30). – С. 5-13.
15. Минэкономразвития распространило на самозанятых имуще-ственную и финансовую поддержку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9626403.
16. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakonguru.com/goszakupki/smp.html.
17. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: https://www.gks.ru.
18. Ошлакова В.Г. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в Сибири и ее развитие // Материалы международного экономического симпозиума «Интеграция Сибири в глобальное социально-экономическое пространство»: Сб. материалов на основе докладов Международного экономического симпозиума. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2020. – С.194-201.
19. Петров Д.В. «Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/maloepredprinimatelstvo-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya.
20. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов деятельности института малого и среднего бизнеса в России // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-55.
21. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.23-27.
22. Солодимова Т.Ю. Малый бизнес в регионе – анализ стратегии и инструментов поддержки // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. - №1. – С.169-183.
23. Чепуренко А. Почему не растет малый бизнес? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/11/26/chepurenko-sami-po-sebe-nacproekty-dvigatelem-ekonomiki-byt-ne-mogut.html.
24. Parushina N.V. Budget risks in the management of small businesses in rural areas / Parushina N.V., Lytneva N.A., Khanenko M.E., Starostin M.G., Klimoshenko M.I. // III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. – Krasnoyarsk, Russia, 2020. – С. 22088.