Фрагмент для ознакомления
2
1 РУКОВОДЯЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, ЕГО ФУНКЦИИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Государство как орган руководства обществом
С самого начала формирования социальных отношений в человеческом обществе формы межличностных контактов людей носили преимущественно характер биологический. Людские сообщества первобытных людей соединялись между собой естественным порядком, превалирующей особенностью которого был инстинкт самосохранения и проблема выживания в неблагоприятной среде обитания. Это действие могло быть осуществлено только в коллективной среде, ибо одиночка обязательно и очень быстро погибал. Значительная роль в системе организации людских сообществ отводилась отношениям кровного родства.
Человеческая особь, как часть коллектива, вынуждена была заниматься удовлетворением своих естественных потребностей только внутри некоего социума, в котором она существовала, имела определённую степень защиты в априори установленных правилах общего существования. Можно отметить, что эти взаимоотношения еще не приняли черты социума в современном понимании этого термина. Взаимозависимость человеческих особей внутри первобытного социального образования только начинало искать взаимоприемлемые формы социальных отношений.
В подобном социуме властные полномочия получали всеобщее одобрение, они возникали естественным путём, осуществлялись непосредственно, в совместном ведении всего организованного коллектива, характеризуясь сменяемостью и временным отрезком своего осуществления.
Не существовало проблем выборности власти, вождями становились или самые физически развитые, или самые мудрые и опытные. Биологизация определения властного лица не оставляла пространства для каких-либо наследственных вопросов. Вождь должен был постоянно доказывать право на властные полномочия .
Это сообщество управлялось властью самого коллектива, которая заключалась в том, что существовало равноправие в участии в принятии всех решений, но постепенно возникала необходимость отчуждения властных полномочий от общей массы соплеменников, возникали особые процедуры управления и способы принятия управленческих решений, вырабатывались общие для всего коллектива правила поведения, опробовались меры принуждения следования этим правилам, вырабатывалась система коллективного подчинения им.
Общественно-социальная организация начинала необходимо усложняться и приобретать отчуждённые от общества формы. Родственные связи, обеспечивающие устойчивость племенного человеческого образования постепенно заменялись связями социальными, связанными прежде всего с разделением труда, усилением процессов торгового обмена.
В рамках разделения и спецификации трудовых процессов начинает выделяться область функций управления. Этот непроизводительный вид труда был связан прежде всего с организацией самого человеческого сообщества, нивелированием имеющихся различий в способностях и потребностях.
Властные полномочия приобретали в руках их носителя направляющую и организующую функции, контролировали процессы производства, обмена и распределения произведённой продукции, играли роль арбитров во внутриплеменных конфликтах. Сама властная функция несёт в своей форме такое понятие как принуждение, насилие .
Необходимость появления любого государства состоит в том, чтобы взять в свои руки осуществление властных полномочий в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе.
Понятия «государственная власть» и «государство» очень часто отождествляют, не проводя между ними никакого различия. В то же время эти понятия нужно различать, так как за ними стоят хоть и взаимосвязанные, но все же разные явления.
Соотношение государственной власти и государства действительно будет зависеть от того, что мы будем понимать под государством. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом под государством в широком смысле понимается определенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а под государством в узком смысле - определенная организация, управляющая обществом.
Говоря о соотношении государственной власти и государства в широком смысле, государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле - это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.
Иначе будет выглядеть соотношение государственной власти с государством в узком смысле. Здесь государство рассматривается уже не в качестве определенным образом организованного общества, а в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе. Эта организация выражена в разветвленной системе органов, которые олицетворяют собой государственную власть. Иначе говоря, государство в узком смысле - это определенным образом организованная публичная власть - государственная власть.
В этой связи государственную власть надо рассматривать в качестве содержания государства, а органы государства в качестве ее внешней формы. Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственная власть) .
Прежде всего, рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. В научной литературе при таком подходе принято выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля - определяющий элемент власти.
Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать - значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть - это тоже чья-то воля. В настоящее время считают, что это либо воля народа, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.
Второй структурный элемент власти - сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, прежде всего в органах принуждения - армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов.
Структуру государственной власти можно охарактеризовать еще с одной стороны: с точки зрения ее внешнего оформления, внешней организации. Государственная власть как способность или возможность государства осуществлять политическое руководство обществом всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, так как свое организационное выражение государственная власть находит именно в определенном механизме .
Воздействие на общественно-обязанных граждан может быть как моральным и добровольным, так и проводится методами силового давления, пресечения любого сопротивления, изоляции от общества лиц, совершающих противозаконные действия.
В этой связи интересен вопрос рассмотрения необходимости и достаточности применения мер принуждения. Их практическая реализация вызывает необходимость создания и развития некоего органа, занимающегося принуждением к выполнению решений, опробование и отлаживание системы мер принудительного влияния, назначение способов и объёма средств принудительного воздействия.
Именно такие методы принуждения чаще всего используются государственной властью при невозможности морально-этического воздействия на тех лиц, которые законодательно абстрагированы от субъекта публичного права.
Принуждение к исполнению решений властных структур необходимо ведёт к обособлению и выделению их из рамок человеческого общежития. Для осуществления функций принуждения власть создает особые структуры, которые действуют в её интересах и выступают органом подавления и силового воздействия на членов общества. Но принуждение бывает и финансовым, и моральным, и религиозным. Государственная власть использует все эти способы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 22. - Ст. 2063.
2.Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения М.: Издательство НОРМА, 2001. – 752с.
3.Артемьев А.М. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Российский следователь. - 2008. - N 2. - с. 29 - 32.
4.Байтин М.И. О понятии государства. // Правоведение. - 2002. - №3. – с.4-16.
5.Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М.: Юридическая литература, 1991. - 208с.
6.Гусев А.В. Проблемы реализации международных договоров межведомственного характера правоохранительных органов исполнительной власти // Российский юридический журнал. - 2010. - N 5. - с. 106 - 108.
7.Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб: Юридический центр Пресс, 2018. – 752 с.
8.Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юристъ, 2003. – 830с.
9.Курков К.Н. К истории органов юстиции в России: Правительствующий Сенат как высший законосовещательный орган Российской империи // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2004. – № 2. – с.103-105.
10.Потапова С.А. Об основных признаках правоохранительных органов РФ // Труды академии управления МВД России. - 2008. - N 4(8). - с. 89 – 92.
11.Правоохранительные органы: учеб. / Под ред. В.В. Божьева. М.: Юрайт, 2011. – 296с.
12.Пьянов Н.А. Консультации по теории и истории государства и права : Тема : «Государственная власть и её механизм» // Сибирский юридический вестник. - 2001. - №4. – с.3-8.
13.Радько Т. Н. Теория государства и права. М. : Рос. акад. адвокатуры, 2001. – 412с.
14.Югов A.A. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург: Право, 2019. – 346 с.