Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Новый ФГОС начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства Просвещения от 31.05.2021 № 286 [1], предусматривает единство обязательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни.
При этом приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Среди общеучебных умений важное место занимает формирование комплексного орфографического умения.
Объект исследования – методика работы по введению понятия «орфограмма» в начальной школе.
Предмет исследования – процесс формирования орфографической зоркости, обучение постановке и решению орфографических задач младших школьников.
Цель исследования – разработать и апробировать на практике методику работы по введению понятия «орфограмма» в начальной школе.
Для реализации цели были определены следующие задачи исследования:
1) изучение научной и методической литературы по выбранной теме исследования;
2) разработка методики введения понятия «орфограмма» в начальной школе;
3) апробация методики введения понятия «орфограмма» в начальной школе.
4) анализ эффективности проделанной работы.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что на начальной ступени обучения орфографии важнейшими этапами выработки орфографических умений младших школьников являются формирование орфографической зоркости и обучение решению орфографических задач, которое предполагает установление типа орфограммы, применение правила, осуществление орфографического самоконтроля.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Д.Н. Богоявленского [3], Г.О. Винокура [5], А.Ф. Волкова [7], Г.А. Бакулиной [2], Т.Н. Губиной [8] и других исследователей.
Следует отметить, что несмотря на наличие научных трудов, посвященных формированию орфографической грамотности младших школьников, данная проблема недостаточно полно разработана исследователями на теоретическом уровне. В частности, мало современных работ, посвященных анализу методических аспектов формирования комплексных орфографических умений на основе актуальных подходов.
В процессе исследования использовались такие методы, как: анализ научной и методической литературы, наблюдение, анализ полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлена методика введения понятия «орфограмма» в начальной школе. Данная методика может быть использована в работе по формированию орфографических умений учащихся в практике учителей начальных классов.
Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №5 г. Асино». Работа проводилась в сентябре – октябре 2021 г.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Первая глава носит теоретический характер. В ней проведен анализ методических основ введения понятия «орфограмма» и формирования орфографических действий в младших классах, проанализированы особенности современных подходов к формированию комплексного орфографического умения, проанализирован опыт использования мультимедийных презентаций при работе с орфограммами на уроках русского языка в младших классах. Вторая глава содержит описание методики введения понятия «орфограмма» в начальной школе.
Каждая глава завершается краткими выводами по рассмотренным в ней вопросам. Кроме того, работа содержит заключение, в котором подведены итоги теоретического и практического исследования. В Приложении к работе приведены мультимедийные презентации, использованные при проведении работы.
Глава 1. Теоретико-методические основы введения понятия «орфограмма» в начальной школе
1.1 Содержание понятия «орфограмма» и этапы его введения в начальной школе
Орфография – это один из противоречивых разделов науки о языке. Как отмечает М.Р. Львов, с одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает ее теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т. е. в начальной школе [10, с.18].
Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие. Все орфографические правила относятся к одному из пяти разделов орфографии:
- правила обозначения звуков буквами;
- правила применения слитных, полуслитных и раздельных написаний;
- правила правописания строчных и прописных букв;
- правила переноса;
- правила сокращений слов и их сочетаний [10, с.19].
Н.С. Рождественский подчеркивает, что центральным понятием орфографии является понятие «орфограмма». Орфограмма – это правильное, т.е. соответствующее правилам или традиции написание (буква, пробел, дефис и др. письменные знаки), которое нужно выбрать из ряда возможных [14, с.34].
Главной задачей обучения орфографии является формирование орфографических навыков. Навык – это автоматизированное действие, но вырабатывается он как действие сознательное, и только потом подвергается автоматизации. Навыки бывают простые (вырабатываются на основе многократного повторения однотипных действий и имеют простую структуру) и сложные (основаны на умственных действиях человека, складываются из большого числа более простых умений и навыков). Орфографический навык относится к числу сложных навыков. Структура орфографического навыка:
- Неорфографическике умения и навыки: навык письма букв, умение анализировать слово с фонетической точки зрения (умение определять звуковой, слоговой состав слова): умение определять морфемный состав слова.
- Собственно-орфографические умения и навыки: умение обнаруживать орфограмму (орфографическая зоркость): умение определять тип орфограммы: умение соотносить ее с определенным правилом: умение применять сами правила: умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Условия формирования орфографических навыков:
- Наличие базовых лингвистических знаний.
- Знание орфографических правил.
- Знание алгоритма применения правил.
- Наличие системы упражнений, отрабатывающих применение правил.
- Вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся.
- Связь между формированием орфографических навыков и развитием речи.
- Развитый фонематический слух [10, с.20-21].
М.А. Христенко и М.Д. Савина определяют следующие ступени формирования орфографического навыка:
- Учебная ситуация порождает потребность в проверке орфограммы. Осознавая мотивы дальнейшего действия, школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.
- Поиск способа действия. Опора на знание правил, указания, прошлый опыт.
- Составление алгоритма выполнения действия по правилу.
- Выполнение самого действия по алгоритму, по этапам.
- Повторное, многократное выполнение действий по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным свертыванием алгоритма и сокращением действия.
- Появление элементов автоматизма, усиление автоматизации на основе многократного выполнения действия.
- Достижение автоматизма безошибочного письма с постепенным отказом от применения правил [16, с.16-17].
Н.П. Пировских акцентирует внимание на том, что конечный этап формирования орфографического навыка в начальных классах не происходит, и возможен лишь в отношении простых, часто встречающихся орфограмм. На этом этапе обучения основой должен стать самоконтроль, постоянное выявление орфограмм и их проверка, т.е. орфография должна быть усвоена осознанно [13, с.39].
Формирование орфографического действия – одна из задач начальной школы. Орфографическое действие – это умение ставить и решать орфографическую задачу.
Ступени орфографического действия:
- Постановка задачи: нахождение самой орфограммы по опознавательному признаку; определение ее типа.
- Решение орфографической задачи: поиск способа решения в зависимости от типа орфограммы; определение последовательности шагов решения задачи; выполнение намеченной последовательности действий; написание слова в соответствии с решением.
Для формирования орфографического действия ребенка необходимо научить:
- находить орфограмму;
- устанавливать тип орфограммы;
- соотносить орфограмму с определенным правилом;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» UPL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 25.07.2021)
2. Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2016. – № 3. – С.22-24.
3. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1957. – 221 с.
4. Вернигора, А.Н. Мультимедийные презентации как средство обучения / А.Н. Вернигора // Известия ПгПу им. в. г. Белинского. – 2017. – № 25. – С. 706-709.
5. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию / Г.О. Винокур. – М.: Просвещение, 1959. – 394 с.
6. Волина, В.В. Веселая грамматика / В.В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 188 с.
7. Волков, А.Ф. Активизация учащихся на уроке русского языка / А.Ф. Волков // Русский язык в школе. – 1968. – № 5. – С.23-27.
8. Губина, Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т.Н. Губина // Молодой ученый. – 2018. – №3. – С. 345-347.
9. Кобызев, А.И. Активизация учащихся на уроках русского языка и ее роль в развитии орфографической зоркости / А.И. Кобызев // Русский язык в школе. – 1968. – №6. – С.55-58.
10. Львов, М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М.Р. Львов // Начальная школа. – 1986. – № 7. – С.18-22.
11. Огольцова, Н.Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н.Н. Огольцова // Информатика и образование. – 2019. – № 7. – С.104-106.
12. Олифер, В., Олифер, Н. Новые технологии в обучении / В. Олифер, Н. Олифер. – СПб: БХВ-Санкт-Петербург, 2016. – 122 с.
13. Пировских, Н.П. Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы / Н.П. Пировских // Начальная школа. – 1987. – № 1. – С.39-41.
14. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С. Рождественский. – М.: Государственное педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1960. – 301 с.
15. Соловейчик, М.С., Харченко, О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах / М.С. Соловейчик, О.О. Харченко // Начальная школа. – 2006. – №17. – С.7-12.
16. Христенко, М.А., Савина, М.Д. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников / М.А. Христенко, М.Д. Савина // Начальная школа. – 1993. – №2. – С.16-20.