Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Торгово-технологический процесс в супермаркетах и магазинах представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения, рассматриваемого как процесс доведения товаров от предприятий-производителей до конечных потребителей. При этом торговый процесс обеспечивает смену формы собственности.
Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в супермаркет и завершая полной подготовкой их к продаже.
Эффективная и рациональная организация торгово-технологического процесса в торговом предприятии позволяет снизить издержки на всех этапах, контролировать качество поступаемых товаров, создать оптимальную систему товарных запасов и управления ими, снизить товарные потери и в значительной степени повысить конкурентоспособность предприятия в целом за счет эффективной организации продажи и оказания услуг. Вышеизложенное подтверждает актуальность избранной темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации, технологии и проектирования торгового предприятия ООО «Ладоград».
Задачи курсовой работы:
1) изучить особенности проектировочного решения магазина ООО «Ладоград», а также торгового оборудования, используемого для планировки торгового зала;
2) провести анализ эффективности торгово-технологического процесса на исследуемом предприятии;
3) разработать рекомендации по совершенствованию технологических, организационных процессов и проектировочных решений для магазина ООО «Ладоград».
Объектом исследования курсовой работы является магазин ООО «Ладоград», расположенный по адресу город Санкт-Петербург, район Фрунзенский, улица Бухарестская, дом 116.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие при решении вопросов, связанных с организацией, технологией и проектированием предприятий торговли.
Методами исследования послужили: метод обобщения, оценки, сравнения, синтеза и экономического анализа.
Информационной основой курсовой работы послужили труды российских и зарубежных ученых по организации, технологии и проектированию предприятий торговли, статистические данные и аналитическая информация торгового предприятия ООО «Ладоград», а также данные электронных ресурсов.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Работа содержит 26 рисунков и 21 таблицу.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА, ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ МАГАЗИНА
1.1 Тип магазина и его специализация
Группа Компаний ООО «Ладоград» - одна из лидирующих российских компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания и товарами повседневного спроса. ООО «Ладоград» был открыт в 1999 году.
Магазин, являющийся объектом данного исследования, расположен по адресу: город Санкт-Петербург, район Фрунзенский, улица Бухарестская, дом 116. Он находится вблизи остановок автобусов и трамваев, в пристройке жилого дома, что обеспечивает стабильный поток покупателей вне зависимости от сезонности.
Месторасположение магазина на карте изображено на рисунке 1. На рисунке 2 демонстрируется вход, вывеска и фасад магазина.
Рисунок 1.1 - Расположение магазина
Рисунок 1.2 - Фасад магазина
Специализация данного магазина определяется ГОСТ Р 51773-2013 [1]. Согласно данному документу, он является гастрономом, так как его площадь превышает 400 м2. В зале представлен универсальный ассортимент продовольственных товаров и узкий ассортимент непродовольственных товаров. Торговая сеть ООО «Ладоград» является сетью магазинов самообслуживания, гастрономические товары в которых составляют более 70% всего ассортимента.
Торговая деятельность розничного торгового предприятия характеризуется рядом основных экономических показателей:
1. средний чек;
2. продажи с квадратного метра торговой площади;
3. выручка;
4. зарплатоемкость.
Средний чек - показатель правильного определения ассортимента, его глубины и ширины. Также он является показателем эффективности работы торгового персонала. Рассчитывается как соотношение выручки (в рублях) за отчетный период к количеству совершенных покупок (количество чеков).
Выручка - совокупный объем денежных средств, полученных (вырученных) компанией или подлежащих к получению за определённый период деятельности от продажи предмета коммерческой деятельности — товаров и (или) услуг.
Помимо важнейших для розничной торговли экономических показателей, при анализе торговой деятельности также учитываются: денежный поток от операционной деятельности, валовая прибыль, коммерческие и общехозяйственные расходы, амортизация, финансовые расходы, себестоимость продаж, транспортные расходы и расходы на коммунальные услуги, ремонт и обслуживание [2].
Таблица 1.1 - Основные экономические показатели работы магазина ООО «Ладоград» за 2019-2020 годы»
Показатель 2019 год 2020 год Абсолютное отклонение Относительное отклонение (%)
Средний чек (тыс. руб.) 484 491 + 7 + 1,45
Выручка (тыс. руб.) 63195,34 78434,89 + 15239,55 + 24,11
Продажи с квадратного метра торговой площади (тыс. руб.) 69,63 86,42 + 16,79 + 24,11
Зарплатоемкость (%) 20,6 18,9 - 1,7 - 8,25
Денежный поток от операционной деятельности (тыс. руб.) 1142,46 2323,20 + 1180,74 + 103,35
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) 13022,88 14836,01 1813,13 + 13,92
Валовая прибыль (тыс. руб.) 23061,17 26271,90 3210,73 + 13,92
Коммерческие и общехозяйственные расходы (тыс. руб.) 20947,91 24475,53 3527,62 + 16,84
Амортизация (тыс. руб.) 2153,51 2539,07 385,56 + 17,90
Финансовые расходы (тыс. руб.) 1342,54 1335,83 -6,71 - 0,50
Себестоимость продаж (тыс. руб.) 55710,34 69318,47 13608,13 + 24,43
Транспортные расходы (тыс. руб.) 664,96 933,31 268,35 + 40,36
Расходы на коммунальные услуги, ремонт и обслуживание (тыс. руб.) 2019,79 2354,78 338,99 + 16,82
Анализируя представленные в таблице данные, можно сделать следующие выводы:
1) увеличение среднего чека и продаж с квадратного метра привело к росту выручки в 2020-м году по сравнению с 2019-м;
2) зарплатоемкость превышала средний показатель по России, однако в 2019-м году предприятию удалось снизить данный показатель с 20,6 до 18,9% за счет увеличения выручки на 15239,55 тысяч рублей.
3) из-за роста товарооборота возросли транспортные расходы, общехозяйственные расходы, себестоимость продаж и расходы на коммунальные услуги, ремонт и обслуживание.
1.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина
Для успешной реализации торговой деятельности необходимо рациональное использование площадей, находящихся в распоряжении предприятия. Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые. К торговым помещениям магазина относятся:
• торговые залы;
• залы кафетериев;
• места для продажи соков;
• места для игровых автоматов.
К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:
• помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
• помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;
• административно-бытовые помещения;
• технологические помещения;
• коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров [3].
Согласно требованиям ГОСТ Р 51303-99, ООО «Ладоград» обеспечено помещениями, которые позволяют осуществлять торгово-технологический процесс. Торговые помещения магазина ООО «Ладоград» связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, что обеспечивает оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров. Торговый зал и кладовые расположены на одном уровне. Список имеющихся помещений и их характеристики представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Состав торговых помещений
Помещения Характеристика
Помещение для приемки Приемка продукции производится через вход с тыльной стороны. Поступивший товар попадает в зону приемки, где товаровед по приемке принимает товар по количеству и качеству сверяет сопроводительные документы
Операторская Товары вносятся в компьютерную базу данных путем санирования
Кладовая для хранения товаров Кладовая для хранения товаров находится вблизи других помещений, что позволяет экономить время для разгрузки и отправки товара в торговый зал и на хранение.
Административно-бытовые помещения Кабинет директора и товароведов расположены с другой стороны торгового зала, что позволяет обеспечить меньшую проходимость по пути товарных потоков.
Торговый зал Торговый зал занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателям, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям.
Устройство помещений магазина ООО «Ладоград» отвечает всем санитарным и техническим требованиям и позволяет обеспечить наиболее эффективный процесс движения товара от момента поставки до торгового зала.
Связь помещений магазина и траекторию движения товарной партии иллюстрирует рисунок 1.3.
Рисунок 1.3 - Связь помещений магазина и траектория движения товарной партии
Внутреннее устройство помещений магазина обеспечивает максимально эффективное продвижение товарной партии от пункта приемки до торгового зала.
1.3 Устройство и планировка торгового зала
Торговый зал — основной инструмент продажи товаров и обслуживания покупателей в любом формате магазина, поэтому, прежде всего, стоит обратить внимание на его планировку. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей в глубину торгового зала, чтобы они смогли увидеть и приобрести больше товаров. Важно при этом учитывать несовместимость некоторых товаров (например, рыбы и фруктов).
Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):
• линейная — размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета (линия касс располагается перпендикулярно). Может быть продольной, поперечной, смешанной. Такая планировка используется в основном в магазинах самообслуживания.
• боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок. В таком случае торговый зал разбит на отделы, которые изолированы друг от друга.
• смешанная — расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
• выставочная — размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам. При этом товары образуют различные демонстрационные композиции.
• свободная — расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
Планировка торгового зала должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок. Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70%. Покупатели не должны друг другу мешать ни в одном уголке торгового зала [4].
Магазин, являющийся объектом данного исследования, применяет линейную планировку торгового зала. Другой важной характеристикой является степень использования площади торгового зала под выкладку