Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГОЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1. Особенности речевого развития детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и многое другие.
В научной литературе существует достаточное большое количество определений понятие речь. Считаем необходимым, рассмотреть некоторые из
них.
В психолого-педагогической литературе С.Л. Рубинштейн даёт следующие определение понятию речь: «Речь – это деятельность общения, она выполняет функции выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [20].
Р.С. Немов дает такое определение речи: «Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков» [16].
А.А. Леонтьев даёт речи такое определение: «Речь – это деятельность познания, то есть такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики [11].
В Большом Энциклопедическом словаре речь — один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) — так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [4].
Речь детей сформировывается под воздействием речи взрослых и в большой степени зависит от регулярной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания ребёнка, а также его обучения, которое идёт с самых первых дней жизни младенца [21].
Процесс развития речи ребёнка индивидуален, и он зависит от множества различных факторов. К этим факторам следует отнести: пол ребёнка (по статистике мальчики начинают говорить позже, чем девочки), эмоциональное общение с матерью, социальное окружение ребёнка, в которой живёт ребёнок, состояние работы головного мозга и других органов организма, генетический фактор, педагогическая запущенность и т.д. За состоянием речи ребёнка необходимо следить, рекомендуется создавать для ребёнка речевые ситуации, провоцировать его для произношения звуков, слогов, слов. Потребность ребёнка в говорении формируется именно в общении его со взрослыми [8].
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию. Он прослеживает последовательность появления различных проявлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений. А. Н.Гвоздев рассматривает становление речи в линейной последовательности: лепет-слова-словосочетания-предложения-связная речь [7].
Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи [19].
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.
1) подготовительный этап (с момента рождения — до года). На данном этапе происходит подготовка к овладению речью. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, у-гу, бу и т.д. 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. В 7—8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В 9—10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. Первые слова появляются к концу первого года жизни.
2) преддошколъный этап (от года до 3 лет). Расширяется объем лепетных слов, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей.
3) дошкольный этап (от 3 до 7 лет). Данный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей, наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Происходит активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
4) школьный этап (от 7 до 17 лет). Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь [12].
Согласно теме нашего исследования интересуемый нами возраст 1-4 года, то есть преддошкольный этап. Остановимся на характеристике речевого развития данного возраста поподробнее.
На 1-м году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Перечисленные речевые реакции являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи. Важным показателем развития речи до полутора – двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь).
Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную речь, узнавать названия многих предметов, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На 2-м году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 80-91.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет : Кн. для воспитателей дет. сада / А. Г. Арушанова; Центр "Дошк. детство" им. А. В. Запорожца. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 270 с.
4. Большой энциклопедический словарь // [электронный ресурс]: URL: https://gufo.me/dict/bes/1.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2 / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – 312 с.
6. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2002. 158 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев, чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. И доп. [Текст] / В.П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004.— 168 с.
9. Громова,О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е.Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. — 176 с.
10. Иванова Т.В. Игровые обучающие ситуации – нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками [электронный ресурс]: URL: https://urok.1sept.ru/articles/642563
11. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974.– 185 с.
12. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1996. – 144 с.
14. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 128 c.
15. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / Под редакцией А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с.
17. Особенности развития речи у детей раннего возраста // [электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/05/20/osobennosti-razvitiya-rechi-u-detey-rannego vozrasta.
18. Применение игровых обучающих ситуаций с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (методические рекомендации) // Талалай О.В., Первышева Л. В., Комарова И. В.- Краснодар, 2017г. – 27с.
19. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
21. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1997. – 430 с.
23. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника : Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / Г. А. Урунтаева. - М. : Изд. центр "Академия", 1996. - 94с.
24. Фадеева, М.В. Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно-методическое пособие / М. В. Фадеева, Н. А. Лукашева. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. - 237 с.
25. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2003. – 532 с.