Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы все больше возрастают требования, предъявляемые к уровню развития, образования и воспитания детей. Не все школьники способны достичь требуемого, и наиболее сложно тем, чьи родители не имеют возможности оказать должную помощь и поддержку. Группа продленного дня – это модель организации воспитательной и самостоятельной образовательной деятельности обучающихся во внеурочное время. Внеурочной деятельностью можно назвать различные виды работ обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение воспитательных и развивающих задач.
В этой связи возрастает нагрузка на работу групп продленного дня, где школьникам могут оказать профессиональную помощь специалисты.
Необходимость нравственного воспитания с первых лет школьной жизни подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [9], Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) [14], Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [13].
В связи с этим, проблемой нашего исследования является выяснение, основных форм воспитания в группе продленного дня (далее – ГПД).
Целью данного исследования является анализ основных форм воспитания в ГПД.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогический потенциал группы продленного для в реализации требований ФГОС.
2. Проанализировать основные формы воспитания школьников в ГПД.
Объект исследования: процесс воспитания в ГПД.
Предмет исследования: основные формы воспитания, используемые в ГПД.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научных источников по теме работы, сравнение, классификация, обобщение результатов исследования, обобщение и систематизация научных данных.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
При выполнении работы использована учебная и учебно-методическая литература, статьи из научно-практических изданий, Интернет-ресурсы.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как Л.В. Байдородовой [1], Л.Н. Баренцовой [2], Н.Н. Дружининой, Е.С. Ивановой [7] и других ученых, занимающихся исследованием рассматриваемой проблемы .
Научная новизна исследования состоит в том, что: в работе рассмотрены актуальные проблемы воспитания детей школьного возраста в ГПД.
Ценность данной работы определяется возможностью установления значимости основных форм воспитания в ГПД.
Материалы данной работы могут быть использованы для практического применения работниками школьного образования.
Достоверность материалов и результатов исследования подтверждается использованием научных методов познания, приведенным списком источников и ссылками на них в основной части работы.
Структура данной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
1.1. Возможности группы продленного дня в образовательных задачах
Школа - единственный социальный институт, который охватывает всех граждан детского и подросткового возраста и в котором достаточно времени для формирования у них мотивов здорового образа жизни. И серьезной проблемой является создание условий для сохранения и укрепления здоровья физического, духовного, нравственного тех учеников начальных классов, которые посещают ГПД, т.е. целый день находятся в школе [4].
Сегодня общепризнанным является тот факт, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в массовую образовательную практику с 1 сентября 2011 года, является принципиально новым документом в отечественном образовании. Содержательно он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Известно, что содержание некоторых пунктов стандарта было изменено в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
На сегодняшний день в пункте 16 Cтандарта сказано, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Далее здесь же читаем: «Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования».
Учитывая, что на практике учебный план и план внеурочной деятельности чаще всего реализуется усилиями учителей начальной школы и учителей-предметников, всё меньше уделяется внимания деятельности воспитателя группы продленного дня.
Всё чаще приходится слышать, что функционал группы продленного дня ограничивается присмотром и уходом за ребенком. Между тем очевидны достаточные возможности групп продленного дня в решении образовательных задач, стоящих перед современной школой, в реализации положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Известно, что Концепция [7] является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В документе указаны цель современного образования, связанная с достижением национального воспитательного идеала, базовые национальные ценности, составляющие содержание воспитания в общеобразовательной школе, условия и принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоко нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [14]. Основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях, определены в Концепции как базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Педагогический процесс следует представить, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Педагогический процесс по Закону
Однако образовательный процесс включает в себя не только обучение и воспитание, но еще и развитие [3,8].
Обучение, воспитание и развитие отражены в предметных результатах реализации образовательных программ в Федеральных государственных образовательных стандартах.
Система национальных ценностей создает смысловую основу единого, целостного пространства духовно-нравственного развития личности. Такое пространство называется укладом школьной жизни. Оно интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л.В. Байбородова – М: Просвещение, 2013. – 177 с.
2. Бганцова, Л.Н. Группа продленного дня /Л.Н. Бганцова //Директор школы.-2015.-№9.-С.104.
3. Воронина, Н. В. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня: автореф. дисс…канд. пед наук [Текст] / Н. В. Воронина. – Сочи, 2007. – 21 с.
4. Воспитательная работа в группе продленного дня: Практическое пособие / авт.-сост. С.В. Левчук. – М., 2010.- 55 с.
5. Гайсин, И. Т. Эколого-нравственное воспитание школьников [Текст] : [монография] / И. Т. Гайсин ; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – Казань : Отечество, 2015. – 130 с
6. Дружинина, Н.Н. Педагогический потенциал группы продленного дня в реализации требований ФГОС начального общего образования /Н.Н. Дружинина //Педагогическая лаборатория.- 2016.-№1(13).-С.8.
7. Иванова, Е.С. Воспитательная деятельность в группах продленного дня как обеспечение безопасности младших школьников /Е.С. Иванова //Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. 2019
Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" (Пермь), 2019.-С.229.
8. Калинина, Е.С. Социально-педагогическая работа с педагогически запущенными младшими школьниками в условиях группы продленного дня /Е.С. Калинина //Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. Киров, 2020.-С.684.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 3-е изд. – М : Просвещение, 2013. – 24 с.
10. Коровин, С.С. Дидактические основы физического образования: учебно-метод. пособие /С.. Коровин [и др.].- Оренбург: из-во ОГПУ, 199.- 155 с.
11. Мисюра, А.А. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в группах продленного дня /А.А. Мисюра//Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.-2018.-С.49.
12. Михин, С.Ю. Нескучная «продленка», или особенности организации работы в группе продленного дня /С.Ю. Михин //Начальная школа.-2011.-№8.-С.77.
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http: // static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 02.08.2021).
14. Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. – Москва, 2011 – Текст: электронный. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 02.08.2021).
15. Худина, М.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в школах с продленным днем (1958-1984 гг.). Автореферат диссертации, 1991.-18 с.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 490 с.
17. Чаплыгина, И.А. Использование элементов арт-терапии в работе с детьми младшего школьного возраста в группе продленного дня /И.А. Чаплыгина //Нравственное воспитание в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, 2017 г.-С. 211-214.
18. Чернилевская, О.Н. Организация внеурочной художественной деятельности младших школьников /О.Н. Чернилевская//Начальная школа.-2015.-№9.-С.75.
19. Яковлева, В.Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышения интереса к урокам физической культуры //Science Time/-2015/-#7(19). С.263.