Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешность реализации жизненных стра-тегий личности как в настоящем, так и в будущем связана с проблемой временной перспективы, временной установки субъекта, его ориентации в отношении прошлого, настоящего и будущего. Проблема времени и временной перспективы интересовала многих психологов (К. Левин, Ф. Зимбардо, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Кроник и др.), что связано с динамикой жизненного пути человека.
Временная перспектива является одним из ключевых понятий в вопросе модуса будущего. Ф. Зимбардо с соавторами утверждают, что «ременная пер-спектива – это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего. В сбалансированном варианте она выступает как психологический конструкт, связанный с гибким переключением между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем, в зависимости от требований ситуации, ресурсов, личностных и социальных оценок.
Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия современной общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной ли-нии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достиже-нию самореализации в будущем. Исследование представлений о временных перспективах приобретает особую важность при обращении к ситуации вос-приятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения. Особую актуальность приобретают исследования того, что является основой для внутреннего баланса человека, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, как он участвует в регуляции поведения.
Временная перспектива, будучи изначально неосознаваемой человеком, оказывает существенное влияние на его поведение и жизнь. Отсутствие четкой развитой временной перспективы отражается на деятельности: снижается учебная и профессиональная мотивация, обесцениваются личные достижения, происходит разрыв между психологическим настоящим и будущим. Все это обусловливает необходимость детального изучения временной перспективы личности в разных возрастных периодах.
Цель данной курсовой работы состоит в выявлении различий в организации временной перспективы личности в разных возрастных периодах.
Объектом исследования выступает временная перспектива как психоло-гический феномен.
Предмет исследования – особенности организации временной перспек-тивы личности в разных возрастных периодах.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что имеются значимые различия в организации временной перспективы личности в разных возрастных периодах.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы предлагаем последовательное решение в рамках данной работы следующих задач:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ понятия временной перспективы.
2. Рассмотреть возрастной аспект временной перспективы личности.
3. Выявить эмпирическим путем различия в организации временной перспективы личности в разных возрастных периодах.
Используемые методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялись:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;
2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования: методика «Опросник временной перспективы» (ZTPI), для оценки установок на будущее использовалась Шкала временных установок (ШВУ) Ж. Нюттена;
3. Методы математико-статистической обработки данных Statistica 10.0, критерий Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу составили отечественные и зару-бежные психологические концепции, освещающие проблему временной пер-спективы, в частности, труды К. А. Абульханова-Славской, Дж. Бойда, Е. А. Головахи, Ф. Зимбардо, К. Левина, А. А. Кроника, Д. А. Леонтьева, Ж. Нюттена, Н. Н. Толстых и др.)
База исследования. В исследовании участвовали 40 испытуемых, все женщины. В выборке были выделены две группы: 1-я группа – женщины в возрасте 20 – 25 лет – 20 человек (средний возраст 23,7 лет) и 2-я группа – женщины в возрасте 40 – 45 лет – 20 человек (средний возраст 42,9 лет).
Структура работы. Работа состоит из введения и трех глав: первая глава включает рассмотрение понятия временной перспективы в зарубежной и отечественной литературе. Вторая глава включает рассмотрение возрастного аспекта временной перспективы личности. Третья глава включает эмпирическое исследование. Также работа включает заключение, 3 таблицы, 3 рисунка, список использованных источников и приложения. Общий объем работы составил 30 страниц.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕК-ТИВА»
Временная перспектива – это когнитивная проекция мотивационной сфе-ры человека, представляющая собой в разной мере осознанные планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим [17].
Впервые о термине «временная перспектива» в своих работаю упомянул К. Левин, который временную перспективу представляет как временную глу-бину или временное измерение жизненного пространства. Усложнение когни-тивной структуры жизненного представления и расширение временной пер-спективы происходит в ходе психического развития личности [17].
Согласно К. Левину жизненное пространство имеет две основные грани-цы: внешняя разделяет жизненное пространство и реальный физический и со-циальный макромиры, внутренняя разделяет внутренний мир личности и ее психологическую среду в жизненном пространстве. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая служит фильтром между внутренней и внешней средой.
Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, являются пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя недостаточно компетентным. И если в жизни человека появляются негативные факторы, такие как эмоциональное напряжение, болезнь, то высока вероятность регрессии жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы. Эта регрессия может быть временной или необратимой.
Таким образом, временная перспектива, согласно К. Левину, это суще-ствующая в настоящий момент целостность видения индивидом своего психо-логического будущего и своего психологического прошлого [17].
Ж. Нюттен временную перспективу связывает с тремя различными аспектами психологического времени: временной перспективой, временной установкой и временной ориентацией.
Временная установка – это позитивное и негативное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему.
Временная ориентация – основная направленность поведения на объекты и события прошлого, настоящего или будущего.
Временная перспектива задается объектами, находящимися во времени. В свою очередь эти объекты играют роль факторов, регулирующих поведение. Цель должна быть локализована в будущем, чтобы ее можно было представить и внести в динамику поведенческого акта.
Временная перспектива образована объектами, событиями, существую-щими на когнитивном уровне поведенческого функционирования, и объекты когнитивного представления не привязаны к моменту, в котором они представляются. Таким образом, прошлые и будущие события влияют на осуществление действий в настоящее время в той степени, в какой они представлены на когнитивном уровне поведенческого функционирования [18].
По мнению Ф. Зимбардо, у каждого человека есть своя индивидуальная временная перспектива [11], под которой автор понимает точку видения, из которой индивидуум смотрит на всю свою жизнь как через призму, и воспринимает свое прошлое, настоящее и будущее.
Ф. Зимбардо разработал структуру временной перспективы, которая включает ориентацию на будущее, настоящее и прошлое. Каждый человек фо-кусируется в большинстве случае на одном из времен, что влечет за собой формирование временного предпочтения. Если это предпочтение проявляется систематически, оно становится личностной диспозицией, то есть временная перспектива рассматривается как черта личности [11].
Ф. Зимбардо выделяет сбалансированную временную ориентацию – пси-хологическую структуру, которая позволяет легко переключать фокус взора между прошлым, будущим и настоящим исходя из ситуаций, в которой лич-ность находится [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Теории личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 279-297.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: «Педагогика» 2013. – 232 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 2015. – 160 c.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
7. Власенко А.И. Временная перспектива как подструктура самосознания депривированной личности // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 921-924.
8. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 479 с.
9. Гут Ю.Н. Роль временной перспективы в процессе профессионального самоопределения и становления личности // Вестник Вятского государ-ственного университета. – 2019, – №3 (133). – С. 140 – 149.
10. Данилова Н.С. Жизненные события как фактор формирования модели будущего // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей. – 2016. – Вып. 11: в 2 ч., ч. 2. – С. 154 – 160.
11. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
12. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь.– СПб.: Речь. – 2010. – 352 с.
13. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки россий-ской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.
14. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстре-мальной ситуации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – 34 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256с.
16. Кошельская Т.В. Содержание понятия «временная перспектива лично-сти» // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. – № 1. – С. 256 – 257.
17. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368с.
18. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
19. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Ка-зань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
20. Психологическое сопровождение пожилых людей в период адаптации к жизни в геронтологическом учреждении: методические рекомендации / под ред. Н. В. Клюевой; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 80 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М: АСТ, 2020. – 734 с.
22. Русанова Н.А., Вербина Г.Г. Жизненные перспективы личности воспита-теля: определение проблематики : монография. – Чебоксары: ИД «Сре-да», 2018. – 80 с.
23. Толстых Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. – М.:, Издательский центр «Академия», 1997. – С. 146—153.
24. Толстых Н.Н. Развитие временной компетентности как важная задача профессиональной подготовки специалистов в области финансового бизнеса // Психологические инновации в экономике и финансах: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: ФА, «Ларклтд», 2009. – С. 383 – 386.
25. Фресс П. Восприятие и оценка времени / П. Фресс, Ж. Пиаже // Экспери-ментальная психология. – М.: Прогресс, 1978. – С.88-135.
26. Mello Z.R., Worrell F.C. The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence // Time Perspective Theory; Review, Research and Application: Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Eds. M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van Beek. – New York: Springer, 2015. – P. 115—129.
27. Laureiro-Martinez D., Trujillo C.A., Unda J. Time Perspective and Age: A Review of Age Associated Differences // Frontiers in Psychology. – 2017. – Vol. 8. № 101. – P. 1 – 8.
28. Taber B.J. Time Perspective and Career Decision-Making Difficulties in Adults // Journal of Career Assessment. – 2012. – Vol. 21. № 2. – P. 200 – 209.