Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стратегическое управление, в отличие от оперативного управления, призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. При этом основное внимание руководства должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем.
Стратегическое управление — управление организацией, которое:
- опирается на человеческий потенциал, как основу организации;
- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
- осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования.
Целью курсовой работы является изучение стратегического положения ПАО «Мегафон».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие стратегического управления, его задачи;
- рассмотреть этапы стратегического управления;
- провести анализ внешней среды компании ПАО «Мегафон»;
- проанализировать внутреннюю среду компании ПАО «Мегафон»;
- разработать предложения по совершенствованию стратегического управления.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования выступает ПАО «Мегафон».
Предмет – анализ стратегического положения ПАО «Мегафон».
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка стратегического управления.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников, включающий в себя 15 учебных пособий. Объем работы 31 страница.
1 Теоретические основы стратегического управления
1.1 Понятие стратегии и модели стратегического процесса
Система стратегического управления – это комплексное руководство, которое базируется на разработке и осуществлении специальной программы, подразумевающей достижение стратегических целей организации. При этом учитывается специфика политики компании и количество ресурсов, которыми она располагает. Реализация плана находится под постоянным контролем. В случае необходимости проводятся мероприятия предупреждающего и корректирующего характера. Может в корне меняться и сама стратегия.
Основная задача единицы управления заключается в достижении всех намеченных целей. Это может быть выход на новый рынок, снижение издержек, увеличение доли торговой территории и др. Подразделение либо функциональная область деятельности. Здесь имеются ввиду отделы компании, каждый из которых выполняет свои функции.
Одна из главных их задач – обеспечение успешного существования стратегических единиц хозяйствования либо организации в целом (маркетинг, логистика, НИОКР и др.).
Система управления стратегией предприятия на сегодняшний день получила широкое развитие.
Она предполагает:
- организацию специальных центров, которые осуществляют руководство над любой целью;
- выделение определенного количества ресурсов для решения задач, способствующих развитию компании, независимо от того, какой является структура менеджмента производственно-хозяйственной деятельности на данный момент;
- стимулирование и оценку работы, исходя из уровня достижения поставленных целей, подразделений производства и сотрудников, отвечающих за руководство этими отделами.
Задачи системы стратегического управления:
- определение перспективного плана развития компании;
- наличие альтернативных способов осуществления деятельности;
- постановка стратегических целей организации;
-оценка имеющихся ресурсов и возможностей фирмы;
- составление подробного оперативного бюджета и программ;
-анализ маркетинговой деятельности предприятия с точки зрения имеющихся тенденций;
-рейтинг компании (с учетом существующих целей и планирования) по специальным критериям.
Система долгосрочного планирования развития организации заключается в следующем:
1) Стратегия системы менеджмента качества предполагает составление плана, который в свою очередь подразумевает разработку, бюджетирование и прогноз.
Причем последний делают до момента создания стратегических планов, и осуществляется он с помощью анализа предприятия, в ходе которого обнаруживаются риски и возможности роста.
При составлении программы действий учитываются время (как далеко вперед нужно заглянуть в целях развития?), величина (предположительные масштабы изменений?), направление (каким будет будущее?).
2) На основе процесса предвидения компания разрабатывает проект развития. Соответствующие цели должны формироваться с учетом результата работы структурных подразделений. Это осуществляется с помощью составления определенного порядка действий и бюджета. Производственно-финансовое планирование предполагает оценку стоимости программы и распределение имеющихся ресурсов;
3) Реализация процесса развития компании подразумевает определение возможностей организации в будущем, формирование корпоративной культуры, координирование управления качеством и всей структурой по определенному плану развития.
4) Руководство стратегией предприятия выполняет контрольную функцию. Мероприятия осуществляются под наблюдением, которое заключается в согласовании последовательности целей, координировании решений различной степени и программ развития структурных подразделений (на высоком уровне администрирования).
5)Мотивационная программа, конечная цель которой – достижение результатов выбранного пути развития. Он предполагает разработку комплекса стимулов, которые приведут к оперативному решению поставленных целей. Процесс осуществления долгосрочных планов непрерывно контролируется. Это делается для того, чтобы предвидеть возможные угрозы, выяснить отклонения и ошибки от принятой политики в области развития организации.
В структуре стратегического управления можно выделить следующие основные этапы:
-анализ внешней и внутренней среды;
-формулирование миссии организации;
-определение ее целей;
-разработка стратегий для достижения этих целей;
-реализация стратегий;
-анализ реализации стратегий (определение необходимости коррекции миссии, целей, стратегий или мероприятий по их осуществлению).
1) Анализ внешней и внутренней среды
«Среда» или «окружение» организации — совокупность всех внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность этой организации. Анализ внешней и внутренней среды позволяет получить информацию, необходимую как для стратегического планирования, так и для оценки успешности реализации стратегии. На основе данных этого анализа определяются цели и стратегии организации, и, в меньшей степени, ее миссия.
Для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое обычно применяется метод SWOT-анализа. Это позволяет создать общую картину возможности и угрозы внешней среды, а также сильные и слабые стороны организации. В зависимости от того, на каком этапе стратегического планирования проводится SWOT-анализ, он может быть применен как для разработки сценариев развития ситуации, так и для определения целей организации, или ее возможных стратегий.
2) Система стратегического управления процессами и организацией включает в себя различные цели (их может быть очень много или они отсутствуют совсем).
Перечислим некоторые из них:
- продвижение товара либо бизнеса в целях его будущей продажи другим участникам рынка;
-максимальное получение прибыли и укрепление благосостояния всех собственников компании;
-поддержка при наличии у собственников бизнеса других видов коммерческой деятельности.
Осуществляется в целях снижения рисков;
-удержание рыночной доли на нужном уровне в течение длительного времени в целях получения стабильных доходов.
В итоге директор по финансам имеет возможность определить конечную цель компании и ее миссию двумя главными способами:
-собрать информацию и сформулировать цели и миссию самостоятельно;
-уточнить мнение собственников о главной задаче и назначении компании.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2012-824 с.
3) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
4) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
5) Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 507 с. 10) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
6) Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 205 с.
7) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
8) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 120с.
9) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А.Семиглазов. -Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
10) Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 158 с
11) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.
12) Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2015. — 415 с.
13) Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / А. В. Тебекин. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 333 с.
14) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2003. — 400 с:
15) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.