Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. События, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в планетарном масштабе, в том числе в Российской Федерации, с полной уверенностью можно отнести к числу экстраординарных.
Сложившаяся санитарно-эпидемиологическая ситуация возникла внезапно, развивалась стремительно. Так, например, в Ростовской области инфекция впервые была выявлена у 29-летней женщины, вернувшейся из Таиланда, а через некоторое время число зараженных уже исчислялось сотнями, а впоследствии и вовсе тысячами человек.
Для реагирования на такие ситуации у российского государства есть целый арсенал административно-правовых режимов.
Вопросы, связанные с введением тех или иных административно-правовых режимов в системе государственного управления, были предметом исследования многих ученых-административистов и смежных отраслей права.
К числу наиболее значимых для теории административно-правовых режимов можно отнести исследование В.Б. Рушайло (диссертация «Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации»), Н.В. Лермонтовой (диссертация «Административно-правовые режимы в системе публичного управления»). Отдельные аспекты этой проблематики были предметом научных изысканий О.С. Соколовой (диссертация «Административно-правовые режимы конфиденциальной информации»), А.Д. Блатова (диссертация «Административно-правовой режим оборота оружия в Российской Федерации») и т.д.
Особого внимания заслуживает недавно изданное монографическое исследование под редакцией профессора А.Ф. Ноздрачева «Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации. Теория и современная практика». Эта коллективная монография, как отмечают ее авторы, посвящена целому ряду теоретических проблем института административно-правовых режимов. В исследовании раскрыто не только содержание понятия «административно-правовый режим», но и определено его место в системе средств правового регулирования, а также квалифицированы режимные мероприятия и рассмотрена организационная структура этих режимов. Особое внимание авторами уделено гарантиям законности и защиты прав и свобод граждан в условиях действия тех или иных административно-правовых режимов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, обеспечивающие административно-правовые режимы.
Предмет исследования - это нормативно-правовые акты которые призваны регулировать особенности административно-правовых режимов в соответствии с российским законодательством.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ особенностей административно-правовых режимов.
В рамках поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Представить общую характеристику административно-правовых режимов.
2. Проанализировать особенности правового регулирования специальных административно-правовых режимов.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа; метод системного анализа, частнонаучные методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Руководствуясь поставленными задачами, с учетом характера и специфики темы, работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика административно-правовых режимов
1.1 Понятие, виды административно-правовых режимов
В Российской Федерации существует система, которая обеспечивает правопорядок в стране.
На ее основе разработаны административно-правовые режимы, являющиеся незаменимыми элементами управления.
Нормативно-правовые акты РФ закрепляют комплекс административных методов и средств, регулирующих общественные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, способствуют их развитию, и обеспечивают нормальную жизнедеятельность граждан без ущемления их прав и свобод. Административно-правовые режимы вводятся при определенных условиях, когда обыденные регуляторы не могут достичь своей цели. Выделяют наиболее значимые общественные отношения, которые подпадают под действие таковых:
- социально-экономические отношения, возникающие в связи с реализацией государственных задач;
- отношения, связанные с правами и свободами человека и гражданина;
- отношения природопользования;
- отношения, возникающие в связи с обороной границ и охраной территории и т.д.
Возникновение чрезвычайного обстоятельства или происшествия требует от государства принятия специальных нормативно-правовых, административно-распорядительных и иных мер. Такие меры и носят название «административно-правовой режим».
Прежде чем перейти к анализу и оценке вышеупомянутого института административного права, представляется необходимым сделать небольшой экскурс в систему специальных и иных административно-правовых режимов.
Упущением законодательства является то, что термин «административно-правовой режим» не закреплен, однако, точное определение данного понятия является важным для понимания того или иного юридического факта. Множество суждений ученых на данную тему имеют схожие черты, которые выражаются в принципах административно-правовых режимов:
- законодательное закрепление режимов и их обеспечение государством;
- наличие цели в конкретных областях деятельности;
- определение средств и методов регулирования;
- создания системы вероятной оценки последствий .
Как справедливо отмечает С.С. Маилян, в юридической литературе понятие административно-правового режима разрабатывалось преимущественно в рамках общей теории права .
Данный подход позволил выявить специфику регулирования определенной сферы деятельности государственных органов, особенности правового инструментария, используемого для воздействия на те или иные объекты управленческого аппарата, дав возможность выделить наиболее общие, универсальные правовые режимы, которые получили свое дальнейшее развитие и детализацию в отраслях правовых дисциплин. Одним из них является административно-правовой режим, отражающий специфику объекта административно-правового воздействия и используемых для этого административно-правовых средств.
Такая категория, как «административно-правовой режим», отмечает В.Б. Рушайло, все активнее используется в законодательстве и все более утверждается в учебной и научной литературе по административному праву. Обусловлено это тем, пишет автор, что административно-правовой режим в соответствующей сфере государственного управления призван обеспечивать наступление желаемого результата с наименьшими затратами сил, средств и времени .
Также можно выделить следующие признаки административно-правового режима:
- регламентируется нормами административного права;
- закрепляют правила поведения субъектов;
- вводятся дополнительные ограничения и обязанности;
- устанавливаются в сфере исполнительной власти;
- применяются меры государственного принуждения.
Существует несколько классификаций административно-правовых режимов, но для того, чтобы рассмотреть их, необходимо определить нормативно-правовые акты, которые регулируют данную сферу и непосредственно указывают на те или иные режимы:
- Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ (содержит гл. II – режим военного положения и его обеспечение);
- КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (содержит ст. 20.27 - нарушение правового режима контртеррористической операции);
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (содержит гл. 4 - правовой режим имущества подопечных) и т.д.
Исходя из огромного перечня актов, можно сделать вывод, что понятие «правовой режим» используется в различных сферах и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // "Бюллетень международных договоров", N 3, 2001.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве" // "Собрание законодательства РФ", 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3648.
6. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
7. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.
8. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
9. Указ Президента РФ от 02.08.2010 N 966 (с изм. от 26.08.2010) "Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2010, N 32, ст. 4299.
10. Указ Президента РФ от 12.08.2010 N 1007 "О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 16.08.2010, N 33, ст. 4405.
11. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (ред. от 06.10.2020) "О введении режима повышенной готовности" // Правительство Москвы http://www.mos.ru, 05.03.2020.
12. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. М.: Норма, ИНФРАМ, 2016. 352 с.
13. Административное право: учебник. Ч. 1 / под общ. ред. А. С. Телегина; Перм. ин-т ФСИН России. Пермь, 2016. 358 с.
14. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении спортивных мероприятий. Монография/ под редакцией доктора юридических наук, профессора РФ М.В. Костенникова, д.ю.н. А.В. Куракина, Домодедово ВИПК МВД России, 2018. 475 с.
15. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. – С. 723 с.
16. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. – С. 373 с.
17. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. – С. 457 с.
18. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. — М.: Юрайт, 2019. – С. 749 с.
19. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. – С. 563 с.
20. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 11-е изд., изм. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 768 с.
21. Вербицкая Т.В. Режим военного положения и боевой обстановки в рамках конституционного права // Юридический вестник молодых ученых. – 2016. – № 3. – С. 45−53.
22. Веретенников Н.Н. Развитие института административной ответственности в условиях особых правовых режимов: вопросы судебного контроля // Вопросы российского и международного права. – 2016. – № 8. – С. 147–156.
23. Долгополов А.А., Жеребцов А.Н. Административно-правовой режим как критерий структурирования отрасли российского административного права // Общество и право. 2016. №2. С. 303-307.
24. Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. – С. 120 с.
25. Захарова М.А. Административно-правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016. 241 с.
26. Зубач А. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. – 498 с.
27. Зиборов О.В. Отдельные направления трансформации полномочий органов внутренних дел в условиях военного положения // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 120.
28. Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 1. С.79-83.
29. Зиборов О.В. Отдельные процедурные проблемы военного положения // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 8. С. 215–218.
30. Зиборов О.В. Административно-правовые режимы как объект научного осмысления // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. №3. С. 29-30.
31. Ильин Ю.И., Силантьев В.В. Вопросы охраны общественного порядка патрульно-постовой службой полиции в условиях пандемии covid-19 // Modern Science. – 2020. – № 7-1. – С. 130–134.
32. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. – 543 с.
33. Керамова С.Н, Абдуллаев М.М. Вопросы правового регулирования административно-правовых режимов в России // Закон и право. – 2019, N 2. – С. 180-182.
34. Кувырченкова Т. В. Административно-правовой режим особого положения: определение разных ситуаций // Вестник ТвГУ. Сер.: Право. - 2017. - № 2. - С. 85-91.
35. Конин Н.М. Административное право России. – М.: Проспект, 2017. – С. 567 с.
36. Константинов А.В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений // Вестник науки и образования. – 2016. – № 9 (11). – С. 58−61.
37. Леоненко Н.Т. Административно-правовые режимы в Российской Федерации: курс лекций. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2018. 394 с.
38. Лукьянова Г.В. Правовые основания деятельности правоохранительных органов при применении административно- предупредительных мер в период пандемии // В сборнике: Конституционализм и правоохранительная деятельность // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Составитель С. Ю. Андрейцо. – СПб., 2020. – С. 108–112.
39. Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. спец. 12.00.01 / Анна Петровна Лиманская. - Ростов, 2016. - 186 с.
40. Макарейко Н. В. Административное право. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2017. – 456 с.
41. Мещеряков А.Н. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3 (33). С. 30–35.
42. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Журнал российского права. – 2017. – №. 2 (242). С.79-85.
43. Ноздрачев А.Ф. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации. Теория и современная практика. М.: ООО «Юридическая фирма Контракт», 2017. 520 с.
44. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. – 321 с.
45. Потапова А.А. Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. – С. 54.
46. Старилов, Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Юр. лит., 2017. – 432 с.
47. Соболев О.В. Индивидуальный административно-правовой режим // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2017. – №. 2. С.144-146.
48. Сергеев, А.В. Опыт применения административно-правовых режимов странами СНГ в целях обеспечения национальной безопасности // Вестник МФЮА. – 2016. – № 2. С.106-109.
49. Фадеева И.В. Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 22 (64). – С. 59–62.
50. Щедрин Н.В. Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и классификация / Н.В. Щедрин // Правоведение. – 2016. – № 4. С. 93.