Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы особенностей развития старших дошкольников
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является периодом постигнутых открытий и познавательной активности. На протяжении данного возраста понемногу происходит углубление и расширение знаний и представлений детей, их обобщение. Дети развивают представления о себе, о различных сферах окружающей действительности: природа, продукты человеческой культуры, человеческие отношения. Еще он постигает способы и приемы приобретения знаний и умений. У ребёнка развивается способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять самостоятельность в экспериментах с действительностью. Уровень постижения данными способами обозначает содержательную сторону его умственного развития.
Дошкольный возраст характеризуется инициативной игровой деятельностью, в особенности сюжетно-ролевых игр. Воспитанники шестого года жизни способны распределить роли в начале игры и выстраивать свое поведение, соблюдая сценарий. Игровое взаимодействие сопутствуется речью, которая соответствует содержанию плана игры. Игровые действия детей являются более трудными, приобретают особый смысл, который не всегда раскрывается взрослому . Игровое пространство постепенно усложняется, так как содержит несколько центров, каждый из которых придерживается своей сюжетной линии. Дети умеют фиксировать поведение партнеров по игровому пространству, меняют свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основа игры определяет возникновение новой роли, тогда ребенок сможет в процессе игры принять на себя новую роль, при этом, сохраняет роль, которую приобрел раньше. Групповой характер сюжетно-ролевой игры формирует способность ребенка согласовывать свои действия с действиями других детей. Вследствие этого, старший дошкольник учится общаться, находить со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты при помощи речи.
В старшем дошкольном возрасте активным образом формируются все компоненты устной речи, улучшаются показатели: фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Воспитанники применяют почти все части речи, совершенствуют словотворчество, выражают богатый лексикон, формируется связная речь. В данном возрасте меняется и содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок. Ведущим фактором в процессе общения обозначен познавательный мотив.
Та информация, которую дошкольник приобретает в процессе общения, может быть трудной для восприятия, тем не менее, она возбуждает у него большой интерес, так как ребенок делится с со взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В данном общении совершается социальный рост дошкольника, вырабатываются социально-ценностные ориентации, постигается смысл событий, формируется готовность к новым социальным убеждениям. Организация процесса воспитания имеет две тенденции. Первая – нисходящая: от подражания взрослому. Приобретая в общении со взрослыми представления о нужных результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, которые рождаются в процессе общения и совместной деятельности, дошкольник присоединяется к ценностям взрослых людей. Вторя тенденция – восходящая: от появляющихся в деятельности ребенка представлений, намерений, эмоций к появлению мотивов высокого уровня, которые характеризуются взрослыми. Ориентированность на свою важность для других помогает ребенку в полной мере принимать участие в совместной деятельности, способствует приобщению к ценностям и средствам человеческой деятельности .
Ребенок к 6-7 годам переживает себя в качестве социального индивида, у него появляется потребность в новой жизненной позиции, в общественной деятельности, которая обеспечивает данную позицию. У ребенка возникает желание занять существенное место в жизни взрослых, в их деятельности. У дошкольника возникает внутренняя позиция, которая будет сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути, будет определять его отношение к окружающему его миру . В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Стремление некоторых дошкольников выражается в желании сотрудничества, которое появляется в процессе игр с правилами. Данная форма общения содействует формированию постижения своих обязанностей, поступков и их последствий, формированию произвольного, волевого поведения, что выказывается существенным условием для дальнейшей учебной деятельности.
1.2 Сюжетно-ролевая игра как фактор развития ребенка-дошкольника, ее задачи и содержание
Сюжетно-ролевая игра представляет собой основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация, когда ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в сформированной им самим обстановке игры. К примеру, играя в школу, он изображает учителя, который ведет урок с учениками (это его сверстники) в классе (на ковре, к примеру). Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
1) сюжет,
2) содержание,
3) роль.
Основной компонент сюжетно-ролевой игры – это сюжет, без которого не существует сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игры – это отражение ребенком конкретных действий и процессов, отношений в жизни и деятельности окружающих. Игровые действия являются одним из базовых средств реализации сюжета.
В младшем дошкольном возрасте взаимоотношения детей наглядно проигрываются в игре. Младшие дошкольники, скорее играют рядом, чем активно вступают в совместную игру. Тем не менее, есть определенные предпочтения и симпатии при выборе участников игры .
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляется нацеленность на проигрывание определенных ролей. Здесь ребенок начинает отделять себя от роли, которую принимает. Роль во время игры может меняться. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игра включает в себя соответствующую речь, интонации.
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни уже осваивают взаимодействия в ситуациях. К примеру, игрой может быть болезнь, прием на работу и др. Игра становится более сложной, многокомпонентной.
Игра в дошкольном учреждении
Во второй младшей группе педагог уже развивает у детей способность придумывать несложные сюжеты, определять себе роль, выполнять в игре определенные действия, взаимодействовать со сверстниками. Если ребенок играет с игрушкой, воспитатель учит ребенка выполнять роль и за себя, и за игрушку. Воспитатель также поощряет ребенка самостоятельно выбирать атрибуты для игры, находить нужные предметы и игрушки для игры.
Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых . В средней группе воспитатель переводит ребенка к более сложным сюжетным играм, формирует умение менять поведение в зависимости от роли партнера. Учить обозначать свою роль ребенку в процессе разворачивания игры.
Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую.
Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету.
В старшей группе дети развивают умение самостоятельно определяться с темой игры, распределению ролей, подготовке нужных условий.
Важность игры для социализации ребенка-дошкольника
Дети проявляют в сюжетно-ролевой игре самостоятельность – они сами определяются с темой игры, конкретизируют линии развития игры, решают, как будут раскрывать роль, как будет игра разворачиваться и др. Каждый ребенок проявляет свободу в выборе своего образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Свобода в реализации игрового замысла дает возможность ребенку включаться в те области деятельности, которые в реальности еще долгое время не будут доступными. Дети в игре объединяют свои возможности, выбирают партнеров для своей игры, устанавливают правила игры, следят за выполнение игры и регулируют отношения в игре. Главным же является то, что ребенок в игре воплощает свою точку зрения, свои представления, свое понимание события, которое разыгрывается . Перечислим психолого-педагогические задачи игровых форм обучения:
1) Изучение нового материала, формирование умений и навыков, интеграция и контроль знаний.
2) Раскрытие творческих способностей учеников.
3) Воспитание коллективизма и взаимоподдержки в решении трудных ситуаций.
4) Взаимное обучение.
5) Воспитание чувства эмпатии.
6) Практика навыков и умений.
7) Применение мотивационных методов и стимулирование учеников .
Игры – это серьезная альтернатива систематическому учению. Обучение и игра – это друзья, которые идут вместе.
Реализация игровых методов осуществляется по следующим направлениям:
1) дидактическая цель ставится перед учениками как игровая задача.
2) учебная работа связана с правилами игры.
3) материал для усвоения – это игровой материал.
4) в деятельность обучения вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Специфика игрового метода:
1) Те, кто играет, структурирует свою деятельность согласно условному или образному сюжету (плану игры, замыслу). В таком сюжете подразумевается, что цель игры достигается в условиях постоянных перемен ситуации игры, которые обладают случайностью. Сценарии реальны и знакомы участникам. В игре отражаются конкретные прикладные действия и отношения.
2) Многообразие способов для достижения цели. То есть выигрыш связан с единственным вариантом действий. Пути его достижения являются различными и многообразными, что допустимо правилами игры. Ограничена в играх только самая общая поведенческая линия без учета определенных действий.
3) Игровые методы обучения детей относятся к деятельности интегрированного характера. Иногда существуют оговоренные строго определенные правила и рамки. Но, тем не менее, игровой метод предоставляет свободу действий. Самостоятельность действий редко ограничивается. Инициатива, ловкость и находчивость – поощряются. Каждый из тех, кто играет, характеризуется масштабом творческих решений для поставленной задачи, а постоянная смена условий и обстановки способствует формированию новых навыков, данных, по сюжету подталкивает к решению быстро и активно, что помогает максимально мобилизоваться как физическим, так и умственным способностям .
4) Развивающие программы, которые помогают познавательному развитию детей, побуждают самостоятельно творчески мыслить.
Глава 2 Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
2.1 Методы формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников
Цель образовательной работы по ПДД – создание у воспитанников детсадов, родителей детей бережного отношения к здоровью, навыков безопасного поведения на дорогах. Но часто реализуемые мероприятия недостаточно обеспечивают охрану жизни и здоровья участников дорожного движения. Значит, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма не теряет своей актуальности .
Тема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста – важный элемент современной образовательной программы, осуществляемый в ДОО. Данная тема реализуется в рамках всех разделов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования при помощи игровой, проектной деятельности, драматизации, музыки и ИЗО. Основная цель деятельности педагогов ДОО по профилактике детского дорожного травматизма – создание и развитие у дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:
1. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о ПДД.
2. Формирование умений ориентироваться в пространстве, давать правильную оценку ситуации на дороге.
3. Развитие способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного безопасного поведения.
Методы формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников:
- Старший дошкольный возраст: наглядные (образец поведения взрослых, рассматривание предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий, буклетов, иллюстрации, наглядных и мультимедийных пособий, диафильмов, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, онлайн – диафильмов, показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов, электронных энциклопедий, показ кукольных представлений по проблемным ситуациям, показ драматических спектаклей, комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов, показ приёмов самозащиты, простейшие наблюдения, сравнительные наблюдения, экскурсии, словесное, ситуационное, индивидуальное общение, напоминание, чтение художественной литературы, загадывание загадок, беседы, практические игры с правилами (в том числе и с использованием флеш – презентаций), самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Авдеева Н.Н. Безопасность. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста // Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 136 с.
2) Аникина Г. Н., Познавательное развитие детей 6-7 лет в процессе ознакомления с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дороге // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 6. — С. 18-19.
3) Бучкова А. И., Сложные ситуации в вопросах и ответах. Знакомство детей с правилами безопасности // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 1. — С. 55-61
4) Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и ПДД. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. 96 с.
5) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2018. — № 1. — С. 53-60
6) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2017. — № 3/4. — С. 48-55
7) Ефремов О.Ф. Педагогика / О.Ф. Ефремов. – СПб. : Питер, 2019. С. 220
8) Кобзева Т.Г. ФГОС ДО правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. М.: «Учитель», 2015. 219 с.
9) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.
10) Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.htm- (Дата обращения: 27.08.2021).
11) Коломийченко Л., Программа социального развития // Дошкольное воспитание. — 2015. — N 8. — С. 15-25
12) Комар Л., Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным // Основы Безопасности Жизнедеятельности. — 2020. — N 7. — С. 11-13.
13) Луткова М. И., Театрализованная игра и игра-драматизация в детском саду // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 4. — С. 29-31
14) Матвеева Е. Ф., Знатоки безопасности : квест-игра по безопасности с детьми 5-7 лет // Дополнительное образование и воспитание. — 2018. — № 7. — С. 37-41
15) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018
16) Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования /Е. С. Полат. –Москва.: АРКТИ, 2020
17) Положение о Всероссийском конкурсе "Безопасность дошкольника на дороге: как ее обеспечить?" // Вестник образования России. — 2018. — № 3. — С. 74-77.
18) Попова О. А., Роль игры в формировании культуры безопасного поведения // Философия образования. — 2016. — № 4 (67). — С. 137-151.
19) Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Яковлева Л. А. Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 119-133.
20) Судавцова М., Воспитание осторожного пешехода : взаимодействие педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 7. — С. 19-20
21) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2018
22) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 27.08.2021)
23) Федотова Е.В. Обучаем дошкольников ПДД // Ребенок в детском саду. 2011. № 2. С. 24-31.
24) Фирсова А., Безопасность детей - наше общее дело // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 7. — С. 11-17
25) Хабарова,Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании /Т.В. Хабарова –Москва.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2018
26) Черепанова С., Жизнь и здоровье детей // Дошкольное воспитание. — 2019. — N 6. — С. 111-113
27) Чипизубова О., Что можно делать, а чего нельзя : театрализованное представление по ОБЖ для детей 5-8 лет // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 11. — С. 24-28
28) Шепилова Н.А. Рекомендации по формированию ценности «Здоровье» у детей дошкольного возраста // Мир: Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 231-234.