Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие семьи претерпевает серьезные изменения в отношениях и системе семейных ценностей. Исследователи отмечают, что в последние десятилетия число неполных семей в мире резко возросло, что связано с экономическими, политическими и культурными процессами [8]. Увеличение доли разводов в стране привело к увеличению числа детей, социализированных в условиях постоянного или временного отсутствия одного из родителей. По данным Федерального управления национальной статистики, число неполных семей в 2018 году составило 5 742 тысячи. В 2020 году число неполных семей выросло до 30%, всего их 6,2 миллиона. В России 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек.
Результаты исследования неполных семей показывают, что существуют проблемы с экономическими, медицинскими, психологическими и педагогическими вопросами. Многие исследователи обратили внимание на экономические риски и социальную незащищенность монородительских семей, которые требуют от родителей более активной работы [17; 28; 20; 6]. Под влиянием двойной нагрузки, материальной и психологической, в семье изменилась роль отношений родитель-ребенок, следовательно, возрастает вероятность деструктивных изменений в личности ребенка. Отсутствие примеров поведения второго родителя и способа установления отношений искажает формирование и развитие гендерной идентичности ребенка.
Объект исследования: гендерное воспитание детей.
Предмет исследования: гендерное воспитание детей в неполных семьях.
Цель: изучение гендерного воспитания детей в неполных семьях.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме гендерного воспитания детей в неполных семьях;
2. Выявить особенности гендерного воспитания детей в неполных семьях;
3. Провести сравнительное исследование гендерного воспитания детей в полных и неполных семьях дошкольников.
Методы исследования:
- изучение научно-психологической литературы;
- сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Особенности семейного воспитания детей без одного родителя
Одним из негативных последствий трансформации современных брачно-семейных отношений является увеличение числа разводов, в результате чего образуются неполные семьи. Согласно имеющимся данным, более 50% детей проводят часть детства и подросткового возраста в неполных семьях. В то же время неполных материнских семей в 10 раз больше, чем неполных отцовских семей. Семья, состоящая из одного родителя (его заместителя) и детей, считается неполной. Причинами возникновения неполных семей являются развод родителей, рождение и воспитание детей матерями-одиночками, смерть, лишение родительских прав и фактический уход семьи одного из родителей [1].
Одним из аспектов воспитания индивидуальности в семьях с одним родителем является выработка правильной позиции по отношению к отсутствующим родителям. В семье, воспитывающей детей без одного родителя, можно выделить три типа отношений:
1. Мать (отец) никогда не упоминает отсутствующих родителей и устанавливает воспитание так, как если бы его никогда не существовало;
2. Мать (отец) пытается принизить отсутствующего родителя и убедить ребенка в том, что он плохой человек, потому что семья стала неполной;
3. Мать (отец) сформировала у ребенка представление об отсутствующих родителях как об обычных людях, со своими достоинствами и недостатками.
Конечно, именно третий тип отношений является единственно разумным, но, к сожалению, не самым распространенным.
Другая особенность воспитания в неполной семье заключается в необходимости совмещать одному родителю мужскую, отцовскую (маскулинную, инструментальную) и женскую, материнскую (феминную, эмоциональную) роли. Как вы знаете, в полной семье мать создает эмоциональный фон, теплую семейную атмосферу доверия и понимания, а отец более тщательно корректирует поведение и регулятивный контроль, создавая систему оценки. Как правило, попытки восполнить все, чтобы заменить обоих родителей, часто оказываются безуспешными, и при попытке выполнить все задачи ни одна из них не завершается успешно.
Для неполных семей свойственен набор взаимосвязанных проблем экономического, психоэмоционального и гендерно-ролевого характера. Обычно проблемы, вызванные нехваткой финансовых ресурсов, больше всего связаны с неполными семьями. В любой неполной семье экономические проблемы имеют особые психологические оттенки. В этом случае правильно постепенно знакомить детей с уровнем экономических возможностей их семьи. Однако некоторые матери-одиночки пытались привить такую идею своим детям с раннего возраста, потому что у них нет отца и они не могут позволить себе много вещей. Поскольку ребенок не всегда может правильно осознать истинную причину ограничения своих желаний, у него формируется представление о собственной неполноценности.
Противоположная неблагоприятная тенденция проявляется в том, что родители-одиночки стремятся реализовать все желания своих детей. В этом случае дети, которые не привыкли ни в чем себе отказывать, начинают относиться к своим родителям потребительски, категорически требовать, чтобы все их желания исполнялись. Когда им откажут, они чувствуют себя несчастными, обделенными и нелюбимыми. Все это приводит к глубоким внутренним проблемам в семье. Чтобы избежать этих проблем, матери должны не компенсировать финансовые недостатки, а укреплять другие аспекты образования: стараться прививать детям духовные, непреходящие ценности.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Организация исследования
В нашем исследовании планируется провести сравнительный анализ статуса гендерной ролевой идентичности старших дошкольников из полных и неполных семей.
Теоретический анализ позволяет сформулировать предположение о том, что гендерно-ролевые характеристики старших дошкольников из полных и неполных семей различаются по уровню сформированности и степени выраженности гендерно-ролевых качеств.
Исследование проводилось в муниципальной дошкольной образовательной организации Омской области. Во встрече приняли участие дети подготовительной группы (34 ребенка) в возрасте от 5,5 до 7 лет. В группе было 18 мальчиков и 16 девочек,14 детей из неполных семей и 20 детей из полных семей.
Статус полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста изучался с применением следующих методик:
- изучение гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью автора В. Е. Кагана);
- методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация), автор методики – Н. Л. Белопольская;
- психологический тест «Возраст. Пол. Роль» (ВПР) авторов Э. В. Волкова и С. В. Кудрявцевой;
- кинетический рисунок семьи автора А. Л. Венгера [22].
2.2. Анализ результатов исследования
Изучение половозрастной идентификации старших дошкольников по методике Н. Л. Белопольской позволило получить первичные данные по уровню сформированности у детей тех аспектов самосознания, которые связаны с половой и возрастной идентификацией (рис. 1).
Рисунок1 - Половозрастная идентификация детей из полных и неполных семей
Если мы рассмотрим способность идентифицировать себя с обобщенным половым и половозрастным образом у детей, которые участвовали в нашем исследовании, в соответствии со структурными компонентами их семей, то увидим, что 93 % детей из неполных семей, 64 % детей из полных семей продемонстрировали сформированность половозрастной идентификации (рис. 1). Здесь можно предположить, что полнота семьи не является показателем правильного развития идентификационных процессов. Возможно, в семьях этих детей отношения внутри семьи не являются показателем правильного развития процесса половозрастной идентификации.
Получив результаты, мы обнаружили, что у детей из неполных семей в диагностике по методике Н. Л. Белопольской способность к половозрастной идентификации гораздо выше, чем у детей из полных семей. Очевидно, что такой исход как-то связан с тем фактом, что ребенок, воспитываемый матерью-одиночкой, обычно взрослеет быстрее, чем ребенок, воспитываемый в полной семье (Й. Лангмейер, З. Матейчик, И. Ф. Дементьева, Г. Фигдор, Э. Г. Эйдемиллер).
Для определения понимания детьми своих нынешних и будущих гендерных ролей, а также особенностей представлений детей о себе как о конкретном гендерном представителе мы обратились к данным, полученным по методике «Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)».
Уровень формирования образа гендерной роли в соответствии с его семейной структурой показан на рисунке (рис. 2).
Рисунок 2 - Уровни сформированности Я-настоящего у дошкольников из семей разной структуры
70 % детей из полных семей и 57 % детей из неполных семей показали высокую сформированность образа гендерных ролей. Мы видим, что большинство детей из полных и неполных семей могут сказать не только о некоторых внешних отличительных чертах мальчиков и девочек, но и об особенностях их поведения, предпочтениях в игре и сверстниках. Мальчик из неполной семьи дал следующее описание: «Мальчики ходят на борьбу, а девчонки в музыкалку. Девочки слабее, а мальчики сильнее. Девочки играют с девочками, а мальчики с мальчиками. Девочки могут варить суп, а мальчики строить». Высказывания этого мальчика позволяют говорить о том, что у него, как и у всех детей, давших нестереотипные ответы, высокий уровень сформированности «Я-настоящего», что соответствует возрастной норме. В 7 лет чаще в характеристике говорится о силе мальчиков и слабости девочек, о различиях в поведении. Наблюдаются элементы полового субъективизма [27].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова, Р.В. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей детей отцом-одиночкой [Электронный ресурс]/ Р.В. Архипова, В.А. Попов URL http://www.rusnauka.com/3_ANR_2013/Psihologia/8_126377.doc.htm (дата обращения 18.08.2021)
2.Беличева, С.А. Основы превентивной психологии[Текст]/ С.А. Беличева. – М.: Соц. здоровье России, 1994. – 221 С.
3.Берн, Ш. Гендарная психология[Текст]/Ш. Берн. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 320 с.
4.Веракса, Н. Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника[Текст]/ Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2006. 144 с.
5.Власова, Н. В. Это загадочное слово – идентичность [Текст] / Н.В. Власова //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 50–53.
6.Воронин, Г.Л. Монородительские семьи: их типы и социальный портрет одинокого родителя [Электронный ресурс]/ Г.Л. Воронин, А.Л. Янак // Женщина в российском обществе. 2018. № 1. С. 53-66. DOI: 10.21064/WinRS.2018.1.5
7.Гидденс, Э. Социология[Текст]/ Э.Гидденс. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 632 с.
8.Захаров, С.В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический анализ распространенности и механизмов его формирования [Электронный ресурс]/С.В. Захаров, Е.В. Чурилова// Мир России. Социология. Этнология. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenodinokogo-materinstva-v-rossii-statistikodemograficheskiy-analiz-rasprostranennosti-imehanizmov-ego-formirovaniya (дата обращения: 18.08.2021).
9.Здравомыслова, О. М. Общество сквозь призму гендерных представлений[Текст]/О.М. Здравомыслова. — М.: МЦГИ, 2009. — 192 с.
10.Зубова, Л. В. Психологический анализ гендерных различий полоролевой идентификации дошкольников из полных и неполных семей [Электронный ресурс]/ Л. В. Зубова, Е. К. Поликарпова// Вестник ОГУ. 2005. № 12. Приложение. С. 156–161. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2005_12_1/27.pdf (дата обращения: 18.08.2021).
11.Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.
12.Клецина, И. С. Гендерная социализация [Текст] / И. С. Клецина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 92 с.
13.Ковальчук, М.А. Девиантное поведение детей и причины его возникновения // Девиантное поведение: профилактика, коррекция[Текст]/ М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: «Владос», 2010. – 288 с.
14.Крайг, Г. Психология развития (часть 3-4) [Электронный ресурс] / Г. Крайг, Д. Бокум URL http://www.syntone.ru/library/books/content/3528.html?current_book_page=12 (дата обращения 18.08.2021).
15.Кон, И.С. Отцовство как социокультурный институт[Электронный ресурс] /И.С. Кон. URL http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/OtsovstvoSocioInstitute.htm (дата обращения 18.08.2021).
16.Кон, И. С. Ребенок и общество[Текст]/ И.С. Кон. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
17.Кирикова, М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям [Текст]: Автореф. дис. … кан. пед. наук/ М.И.Кирикова. М., 2009. 21 с.
18.Митичева, Т. И. Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших школьников / Т. И. Митичева, И. И. Романова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13799/ (дата обращения: 18.08.2021).
19.Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье[Текст]/ Я.Г. Николаева. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 158 с.
20.Овчарова, Р.В. Материнство в неполной семье[Текст]/ Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2014. 356 С.
21.Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие[Текст]/ Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2006
22.Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. Минск: БГУ, 2013. [Электронный ресурс]
Http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/105002/1/Bespanskaja2.pdf (дата доступа: 18.08.2021)
23.Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.; Тула: ИСР, 1996. – 168 с.
24.Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]/В.М. Целуйко. – М.: Изд во ВЛАДОС. ПРЕСС, 2006. – 271 с.
25.Шинкарёва, Н. А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой-гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Шинкарёва // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 212–215.
26.Шухова, Н. А. Гендерная психология[Текст]/ Н. А.Шухова. — М.: Речь, 2010. — 272с.
27.Флотская, Н. Ю. Психологические особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки[Текст] / Н.Ю. Флотская. 2011. № 3. С. 147–152.
28.Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье[Текст] / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2012. № С. 64-69.