Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ШКОЛЕ
1.1 Возникновение и развитие изучения истории повседневности в философской и исторической литературе
История повседневности является одним из направлений развития современной исторической науки. Как направление истории оно сложилась ко второй половине XX века во время становления направления под названием «новая история».
История повседневности изучает условия жизни и труда большинства населения какой-либо страны в определённый исторический период. Изучаются условия их отдыха и быта, проживания, питания, лечения, адаптации в обществе, а также различных факторов, которые влияют на сознание людей и их поведение, социальные и политические взгляды и так далее. Изучение истории повседневности включает в себя исследование большого круга вопросов, явлений и предметов.
Ещё во второй половине XIX в. Историки различных стран Европы обратились к проблеме бытовой жизни простого народа и поиску через неё так называемого «духа времени». Они ещё не создавали собственных концепций изучения истории повседневности, их работы в большинстве имели традиционный характер, но в них впервые были обозначены темы, ставшие в дальнейшем актуальными для исследования истории повседневности.
В исторической науке Франции первыми шагами к изучению истории повседневности считаются исследования учёных Л. Февра и М. Блока. Предметом их внимания стали инстинктивные, эмоциональные и связанные с другими объектами или процессами области мышления социальных низов французского общества. Также во французской историографии интересен труд Ф. Броделя под названием «Структуры повседневности», посвящённый «материальной цивилизации, экономике и капитализме XV-XVIII веков».
Здесь автор рассматривает именно область повседневной жизни своих современников. О повседневности Бродель сделал следующий вывод: «Повседневность – это мелкие факты, едва заметные во времени и в пространстве. Иной раз бывает достаточно нескольких забавных историй, для того чтобы разом высветить и показать образ жизни. Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество. И никогда не бывает безразлично, каким образом на разных его уровнях едят, одеваются, обставляют жилище. Эти «мимолетности» к тому же фиксируют от общества к обществу контрасты и несходства вовсе не поверхностные. Воссоздавать такие картинки –увлекательная игра, и я не считаю ее пустым занятием».
Французская историография также представлена трудами П. Бурдье и М. де Серто, посвящёнными проблемам этнологии и социологии современного им общества. К повседневному быту различных народов обращались Э. Виолле-ле-Дюк и П. Гиро.
В своей монографии «Жизнь и развлечение в Средние века» Э. Виолле-ле-Дюк утверждал, что очень важно изучать материальное наследие каждой прошедшей эпохи. Именно зная материальную составляющую можно проникнуть в социальную и бытовую историю общества прошлого .
Поль Гиро, написавший труды «Частная и общественная жизнь греков» и «Частная и общественная жизнь римлян» утверждал, что повседневная история прошлого является важнейшей частью исторического исследования, не менее важной, чем обычное изложение фактов. В своих трудах, производя критику письменных источников античности, он прибегал к доступным в то время данным археологии.
Становление и дальнейшее развитие изучения истории повседневности связано с историко-антропологическим вектором гуманитарной мысли в Западной науке в 60-80-х гг. XX века. Темой повседневности историки интересовались и до этого времени, они занимались исследованием и описанием как самого явления, так и его различных структур, образовывая различные научные школы. Хотя термин «история повседневности» ещё не был введён в систему научных понятий, но труды многих историков уже были посвящены данной проблеме.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банникова Е.В. Повседневность как объект исторического исследования [Текст]: монография / Банникова Е.В. // СИСП. 2011. № 3. - Библиогр.: с. 54.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности / Ф. Бродель. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://traditio- m.org/holmogorov/Hbrary/b/braudel/stmctures/fwd.htm (Дата обращения :23.07.2021)
3. Будяк Л. В. Компетентностный подход в высшем образовании / Л. В. Бу¬дяк // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №1. - С. 31–35.
4. Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин. М.: Дрофа, 2013. с. 153-161
5. Ведюшкин В. А. История. Новое время, конец XV – конец XVIII вв. 7 кл.: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. / В. А. Ведюшкин, Д. Ю. Бовыкин. М.: Просвещение, 2013. 128 с.
6. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. М.: Дрофа, 2013. С. 153-161.
7. Вовина-Лебедева, В.Г. История России: XVI-XVII вв / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Academia, 2019. - 480 c.
8. Волкова И. Е. Качество высшего образования в информационном обще-стве / И. Е. Волкова, С. С. Иванов // Открытое образование. - 2009. - №2. - С. 18–22.
9. Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологии // Россия – Запад – Восток: ком¬паративные проблемы современной философии / Б. Т. Гатаева; науч. ред. А. С. Колесников. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://anthropology. ru/ru/text/gataeva-bt/koncepcii-povsednevnosti-v-zarubezhnoy-kulturologii (Дата обращения :23.07.2021)
10. Гришонкова, И.Ю. История России: даты и события / И.Ю. Гришонкова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 480 c.
11. Гуревич А. Я. Избранное. История – нескончаемый спор [Текст]: монография / А. Я. Гуревич. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – с.464
12. Гуревич А. Я. Историк конца ХХ века в поисках метода / А. Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. М. : Проспект, 1996. С.467
13. Дмитриева, О. В. Всеобщая история. История Нового времени, конец XV – XVIII вв. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Русское слово, 2007. с.234
14. Дмитриева, О.В. Всеобщая история. История Нового времени, конец XV - XVIII вв. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Русское слово, 2007. С. 33-47.
15. Дмитриенко Н. М. Социальная структура населения Бийска в конце XIX – начале XX вв. // Жайбалиева Л. Т. Инновационные технологии в преподавании истории в вузе / Л. Т Жайбалиева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методиче¬ской конференции от 29-31 января 2014. - Омск: ОГУ, 2014. - С. 2003–2008.
16. Журавлев С. В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920–1930-х гг. [Текст]: монография / С. В. Журавлев. - М.: : Проспект, 2000. с.167
17. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин; отв. ред. О. А. Платонов. М.: КноРус, 2014. с. 215
18. Звездова А. Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А. Б. Звездова, В. Г. Орешкин // Сборник материалов Евразийского научного форума. - СПб: НОУ ВПО МИЭП, 2010. - С. 6–25. [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (Дата обращения :23.07.2021)
19. Историко-культурный стандарт РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school.historians.ru (Дата обращения :23.07.2021)
20. История повседневности: сборник научных работ / отв. ред. М. М. Кром [Текст] - СПб.: 2003. С.45
21. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c.
22. Кнабе Г. С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления / Г. С. Кнабе // Одиссей. Человек в истории. 1993. М.: с.345
23. Коллинз Д. Англоязычные путешественники на Русском Алтае (перев. с англ. Ю.М. Гончарова) // Краеведческие записки. Вып. 4. Барнаул [Текст]: монография / Коллинз Д.¬Алтайский государственный краеведческий музей, 2001. - Библиогр.: с. 121 - 135.
24. Литягина А.В. Светское просвещение и повседневная жизнь горожан Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. [Текст]: монография / Литягина А.В. - Бийск: АГАО, 2014 (Бия). - 180 с. - Библиогр.: с. 17, 22, 61.
25. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история [Текст]: монография / Людтке А. - Ежегодник. 1998/1999. -М., 1999. с. 78-80.
26. Мартынов С. Санитарная часть / Алтай: историко-статистический сборник // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала XX века. Т. 4. [Текст]: монография / Мартынов С. - Барнаул: АКУНБ им. В. Я. Шишкова, 2014..: с. 250.
27. Носков В.В. Всеобщая история: 7 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Носков Т.П., Андреевская. М.: Вентана-Граф, 2013. 320 с.
28. Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Вопросы истории. 2000. No3. [Текст]: монография / Поляков Ю.А. - Библиогр.: с. 126-127.
29. Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения истории повседневности. URL: http://www.tambovdem.ru/thesises.php?id=gender1 .pushkareva#fn1.(Дата обращения :23.07.2021)
30. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историче¬ском исследовании: от школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленинградского государ¬ственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 1, Т. 4. С. 6-14.
31. Рябцев Ю.С.. Методическое пособие и программа школьного курса по истории русской культуры XI – XIX вв. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
32. Сагитова Н. Н. История повседневности в современных школьных учебниках // Инновации и перспек¬тивы современной науки. Исторические, социогуманитарные и философские науки / сост.: А. О. Тюрин, Д. А. Черничкин. Астрахань: Астраханский ун-т, 2018. C. 102.
33. Сахаров А. Н., А. Н. Боханов. История России с древнейших времен до конца XVI века, 10 класс: в 2-х ч. / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. [Текст] - М.: Просвещение, 2012. Ч. 2.- 480 с.
34. ФГОС ООО и СОО (10-11 кл.). Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://fgos.ru (Дата обращения :23.07.2021)
35. Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. Пер. с фр. М. Ю. Некрасова; вступ. ст. профессора А. Н. Кирпичникова; науч. ред. Н. И. Милетенко; сост. С. Е. Еременко. - СПб.: Евразия, 1997. - 384 с.
36. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 - 1800. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2009. С.