Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Методическая работа в образовательной организации как система
1.1 Сущность понятия «методическая работа в образовательной организации»
Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального образования педагога, которые реализуются посредством организации методической работы образовательной организации. В связи с этим необходимо рассмотреть сущность понятия «методическая работа», ее структурные компоненты.
Ю.К. Белая представляет методическую работу образовательной организации в виде управленческой системы, в которой определяют цель, задачи, функции, методы и формы организации. Именно система методической работы представляет и руководителю, и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности [3].
К.С. Буров дает подробную характеристику методической работе с позиции мероприятий управленческого характера, направленных на обеспечение образовательного процесса образовательной организации. «Методическая работа – это вид деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса» [4, с. 14].
Методическая работа как деятельность включает следующие компоненты: цель, функции, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты. Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность [9].
Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. К.Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы образовательной организации: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития детей; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива [3].
Функции методической работы рассматриваются А.Ю. Некрасовым и Т.Б. Харисовым. Авторы предлагают следующее их содержание:
– информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы образовательной организации, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательной организации;
– аналитическая – направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;
– планово-прогностическая – основа деятельности методической работы образовательной организации. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению;
– проектировочная – направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации;
– организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;
– обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;
– контрольно-диагностическая – занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности образовательной организации [13].
В качестве общих задач методической работы Т.Г. Сальникова выделила следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями [18].
Следующий компонент методической работы как деятельности – это содержание. Содержание методической работы в образовательной организации формируется на основе разных источников:
– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы образования, а значит и методической работы;
– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;
– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;
– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов [24].
Н.В. Лежнева утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане образовательной организации [12].
Достаточно важным компонентом методической работы являются формы организации методической деятельности. К наиболее эффективным формам, по мнению К.Ю. Белой, Л.Н. Буйловой, Л.М. Денякиной относятся:
– традиционные: семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания, конкурсы педагогов, методические объединения, курсы повышения квалификации и др.;
– активные: психолого-педагогические проблемные семинары; деловые и ролевые игры; педагогические клубы, конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, конкурсы «учитель года» [3].
Н.Л. Винниченко утверждает, что все формы методической работы (систематические и эпизодические, коллективные и индивидуальные) организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий деятельности образовательной организации. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы [6].
Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению И.О. Котляровой, должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог образовательной организации является профессионально компетентной и творчески активной личностью [10].
Таким образом, методическая работа в образовательной организации – это последовательная, системная деятельность по оказанию помощи педагогам в организации педагогической деятельности, в результате которой происходит оптимизация профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива образовательной организации в целом.
1.2 Формы методической работы в образовательной организации
Главной структурой, организующей методическую работу учителей, является методическое объединение. Это коллегиальный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Планирование работы методического объединения строится на основании задач, вытекающих из оценки результативности деятельности школы, из анализа результативности работы за предыдущий год [7].
К наиболее распространённой форме организации работы МО относятся:
– теоретический семинар;
– семинар-практикум;
– конференция;
– творческая дискуссия;
– час коллективного творчества;
– методический фестиваль (по итогам методической работы за год);
– деловая игра;
– ярмарка методических идей;
– встреча за круглым столом и т.д.
Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с педагогами по изученной теме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксарина, Я.С. Теоретические и концептуальные основы формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности / Я.С. Аксарина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 1 (2). – С. 180-184.
2. Астрейко, Е.С. Семинар-практикум как эффективная форма повышения общепедагогической культуры преподавателя / Е.С. Астрейко // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2018. – № 4 (56). – С. 6-9.
3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
4. Буров, К.С. Управление методической работой в образовательном учреждении / К.С. Буров. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 47 с.
5. Васякина, А.С. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности / А.С. Васякина, Н.А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 353-354.
6. Винниченко, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в рамках семинара-практикума / Н.Л. Винниченко // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 1 (19). – С. 43-50.
7. Жалагина, Т.А. Структурная модель психологической готовности к инновационной деятельности воспитателя ДОУ / Т.А. Жалагина, Ю.Ю. Гудименко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 4. – С. 103-109.
8. Звезда, Л.М. Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессионального мастерства молодых педагогов / Л.М. Звезда, А.Ю. Колдаева // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы / под ред. М.А. Родионова. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2018. – С. 37-39.
9. Колоколова, П.А. Проектирование методической работы по развитию творческого характера педагогической деятельности воспитателей ДОУ в рамках творческих групп / П.А. Колоколова, В.В. Дулич // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12-8. – С. 59-60.
10. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2018. – 179 с.
11. Курышкина, Н.Н. Совершенствование системы мотивации как фактор саморазвития педагогов образовательной организации / Н.Н. Курышкина, Е.Н. Курышкина // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. – Челябинск, 2017. – C. 5-9.
12. Лежнева, Н.В. Готовность к инновационной деятельности как важное условие профессионального саморазвития / Н.В. Лежнева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 7-6. – С. 76-79.
13. Некрасов, А.Ю. Проектный подход к организации методической работы в школе: инновационный педагогический проект (модуль проекта «Системная модернизация методической работы в школе в условиях ФГОС») / А.Ю. Некрасов, Т.Б. Харисов. – Казань: Школа, 2018. – 55 с.
14. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2011. – 233 с.
15. Поташник, М.М. Профессиональное объединение педагогов: методические рекомендации / М.М. Поташник. – М.: Высшая школа, 1997. – 118 с.
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/
17. Рогова, С.В. Семинар-практикум как одна из форм развития потенциала педагога / С.В. Рогова, М.Э. Сидорова // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации. – Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2018. – С. 290-294.
18. Сальникова, Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов: из опыта работы / Т.Г. Сальникова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 74 с.
19. Сальникова, Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов: из опыта работы / Т.Г. Сальникова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 74 с.
20. Санько, А.М. Профессиональная компетентность педагога: банк тестов / А.М. Санько, Н.Б. Стрекалова. – Самара, 2018. – 126 с.
21. Серяпина, Ю.С. Понятие «готовность к педагогической деятельности»: мотивационная готовность, психологическая готовность, готовность к инновационной деятельности / Ю.С. Серяпина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – Т. 10, № 4. – С. 77-86.
22. Сластенин, В.А. Личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №1. – С. 49-74.
23. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71057260/
24. Тренинг «Развитие мотивации педагога и обучающихся как условие внедрения ФГОС» / авт.-сост. Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 76 с.
25. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/77687593/
26. Шевченко, Н.И. ИКТ-компетенция педагога: методические рекомендации / Н.И. Шевченко, Н.В. Самсонова. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2015. – 20 с.
27. Яковлева, Г.В. Управление инновациями в современном дошкольном образовательном учреждении / Г.В. Яковлева, Г.А. Сапожникова, О.Н. Мирошниченко, Л.И. Филиппова, И.А. Мальцева. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 159 с.