Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вопрос активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников считается актуальной проблемой современной педагогической науки и практики. Решение таких практических задач в ходе обучения, а именно: осуществление обязательного всеобщего начального образования, повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников – является обязательным фактором в условиях научно-технического и социального прогресса. Требуется поиск новых подходов к развитию познавательной деятельности и к ее активизации.
Привить ребенку способность к учению и желание учиться – одна из главных целей учителя начальных классов. Люди, имеющие интерес к учению, характеризуются постоянным стремлением к поиску новой информации, к нахождению более полных и глубоких знаний, к применению этих знаний в повседневной жизни. Такое качество закладывается в младшем школьной возрасте, остается в человеке пожизненно и носит название «познавательная деятельность». Исследованием познавательной деятельности и ее активизацией занимались такие педагоги, как Ш.А. Амоношвили, Л.В. Выготский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и многие другие.
Объект исследования – мотивация учащихся на уроках математики.
Предмет исследования – приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель работы – рассмотреть методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
База исследования: 4 и 5 классы начальной школы.
Задачи работы:
- рассмотреть факторы, влияющие на повышение мотивации учащихся начальных классов;
- проанализировать формирование учебной мотивации учащихся при решении математических задач;
- рассмотреть мотивацию учащихся начальных классов посредством дидактических игр;
- провести опытно-экспериментальную работу по применению дидактических игр на уроках математики;
- анализ результатов опытно-экспериментальной работы .
Гипотеза исследования состоит в том, что, если содержание обучения направлено на мотивацию учебной деятельности, то оно должно способствовать появлению глубокого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Методы исследования: сравнение, классификация и анализ теоретических источников.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
1. 1. Факторы, влияющие на повышение мотивации учащихся начальных классов
Проблема мотивации обучающихся является актуальной на современном этапе обучения, так как обобщенной формой отношения человека к деятельности является профессиональная направленность, которая определяется интересом к профессии и склонностью ею заниматься. В современной литературе не имеется однозначного толкования термина «учебная мотивация». В качестве синонимов употребляются термины «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера обучающегося». Перечисленные термины обозначают совокупность различных факторов, стимулирующих активность субъекта и определяющих ее направленность, а также сложную систему мотивов.
«Эффективность учебного процесса напрямую зависит от такого фактора как учебная мотивация. Именно поэтому проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в педагогической психологии. Термин «учебная мотивация» многими авторами трактуются по-разному. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания» .
Термин «мотивация» представляет более расширенное понимание, чем термин «мотив». «Мотивация» применяется в двух аспектах: система факторов, детерминирующих поведение, и характеристика процесса, который активизирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В психолого-педагогической литературе мотивация характеризуется как сложный механизм, который регулирует соотнесение личностью внешних и внутренних факторов поведения. В учебную мотивацию входят такие составляющие, как потребность в изучении, мотив учения, цель, эмоции, отношение и заинтересованность. Приобщение обучающихся к творческой деятельности может осуществляться в любой общеобразовательной школе. Оно нужно и для того, чтобы как можно большее количество учеников «выходило за рамки» обязательной программы, наблюдало необъятные горизонты науки, красоту и многогранность мира, убеждалось в неисчерпаемом потенциале человеческого ума.
А.К. Маркова определяет учебную мотивацию как «одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности». Особенности складывающейся мотивации определяются структурой и содержанием этой деятельности.
«Существуют некоторые факторы, которые могут влиять на учащихся на пути к потере ими мотивации, например, неправильный выбор видов деятельности, которые не поддерживают интерес детей в течение длительного времени. Среда, в которой дети проводят значительную часть дня, а также оборудование класса должны обеспечивать приятные условия, чтобы учащиеся не чувствовали себя некомфортно, отвлекались или находились под давлением» . Задания и занятия должны быть легкими для понимания, потому что ощущение путаницы с абстрактными понятиями правил грамматики родного языка или иностранного может отпугнуть учеников от попыток решения проблем. Учителя должны быть осторожны с чрезмерной корректировкой учеников, чтобы дети не теряли интерес к самовыражению.
Учитель должен знать о личных условиях каждого ребенка. В какой семье растёт ребёнок, какие дети или друзья и люди окружают ребёнка, также должно быть принято во внимание состояние окружающей среды. Все эти факторы оказывают большое влияние на мотивацию учащегося. Учитель может поднять желание детей работать, привнося в процесс обучения то, что связано с личным опытом и интересом детей. Для детей такой урок будет гораздо более интересным и стимулирующим.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
- Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
- Работа в группах и парах.
- Применение ИКТ на уроках
- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
- В обучении должны создаваться возможности для творчества.
- Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
При наличии новизны, нестандартности представления нового материала, практической актуальности знаний, получаемых во время проведения предметной недели, каждый учащийся сможет переосмыслить и расширить свои прежние взгляды о математике как науке.
1. 2. Формирование учебной мотивации учащихся при решении математических задач
Воспитание педагогической мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Его актуальность основана на обновлении содержания урока и постановке целей для разработки методов, позволяющих студентам самостоятельно приобретать знания и развивать активную жизненную позицию. Целью исследования в данной статье является выявление факторов, которые влияют на мотивацию учащихся при решении математических задач, а так же обозначить методы повышения такой мотивации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амоношвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амоношвили // Вопросы психологии. – 2001. – №5. – С. 28.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Просвещение, 1972 .- 442 с.
4. Боровских А.В. К проблеме образовательной мотивации / Сборник трудов III международной конференции «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» / А. К. Боровских. - Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 24-44.
5. Верньё Ж. Ребёнок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики в начальной школе / Пер. с франц.Е.С. Самойленко, А.П. Тарасова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 213 c.
6. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учеб.- метод. пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпицыной. СПб: KARO, 2016. - 176 с.
7. Зайцев В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей / В. В. Звйцев. – М.: «Владос», 2019. – 324 с.
8. Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко. – М., 2017. – С. 20–21.
9. Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость учащихся / А.В. Ковалевская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С. 49-56.
10. Ковылева Ю. Э. Развитие мотивации деятельности и ключевых компетентностей учащихся / Ю. Э. Ковылева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2018. - № 1. - С 27-32.
11. Крылова О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения: Автореф. дис. … / О.Н. Крылова. - СПб, 2015. – 217 c.
12. Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников / Н. А. Леонова. – М., 2018.– С. 6–7.
13. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. – М.: Сфера, 2004. – 208 с.
14. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - Пособие для учителя / А.К. Маркова. — М.: Просвещение. - 2016. — 96 с.
16. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И. В. Метельский // Начальная школа. – 2015. – С.87.
17. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения / Эксперимент и инновации в школе. - 2017. -№ 3, С. 53-55;
18. Чернявская А.П. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие / А. П. Чернявская. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2018.- 98 с.
19. Шилова З. В. Стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 16. - С. 61-65.
20. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М., 2017. – 423 с.