Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Высокая самооценка – это также разнородная категория, включающая людей, которые откровенно признают свои хорошие качества наряду с нарциссическими, оборонительными и тщеславными личностями. Скромные корреляции между самооценкой и успеваемостью не указывают на то, что высокая самооценка ведет к хорошей успеваемости.
Здоровая самооценка может влиять на мотивацию, психическое благополучие и общее качество жизни. Однако иметь слишком высокую или слишком низкую самооценку может быть проблематично.
Самооценка влияет на процесс принятия решений, отношения, эмоциональное здоровье и общее благополучие. Это также влияет на мотивацию, поскольку люди со здоровым, позитивным взглядом на себя понимают свой потенциал и могут чувствовать вдохновение, чтобы принять новые вызовы.
Люди с низкой самооценкой, как правило, чувствуют себя менее уверенными в своих способностях и могут сомневаться в процессе принятия решений. Они могут не чувствовать себя мотивированными, чтобы попробовать новые вещи, потому что они не верят, что они способны достичь своих целей. Те, у кого низкая самооценка, могут иметь проблемы с отношениями и выражением своих потребностей. Они также могут испытывать низкий уровень уверенности и чувствовать себя непривлекательными и недостойными.
Люди с чрезмерно высокой самооценкой могут переоценивать свои навыки и могут чувствовать, что имеют право на успех, даже не имея возможности поддержать свою веру в себя. Они могут бороться с проблемами отношений и блокировать себя от самосовершенствования, потому что они так зациклены на том, чтобы видеть себя совершенными.
Например, дети школьного возраста продолжают видеть себя чрезмерно позитивно и будут переоценивать свои способности. Хотя их навыки перспективного восприятия значительно повысились с дошкольного возраста, они все еще не оценивают себя активно или не сравнивают себя с другими. В этом возрасте, когда дети сравнивают себя с другими, цель состоит в том, чтобы определить, справедливо ли к ним относятся, и посмотреть, как другие выполняют задачу, чтобы помочь своей собственной работе.
До восьми лет дети видят себя и других во всем или ни в чем. В то время как дети в этом возрасте способны понимать концепцию противоположностей, они считают, что невозможно быть обоими антонимами одновременно.
Дети младшего школьного возраста способны взять на себя инициативу, рассказывая свою автобиографическую историю, и начинают включать в нее свой собственный личный опыт, но все же позволяют важным взрослым изменять то, что они говорят. По мере роста они с большей вероятностью будут добавлять намерения и планы на будущее в свои учетные записи. Эти дети также осознают, что они-один и тот же человек, несмотря на многие изменения в развитии, которые происходят с ними.
Важно отметить, что самооценка у младших школьников – это понятие, отличное от самоэффективности, которая включает в себя то, насколько хорошо вы считаете, что справитесь с будущими действиями, результатами или способностями.
Наличие здоровой самооценки может помочь ребенку мотивировать к достижению целей, потому что человек способен ориентироваться в жизни, зная, что он способен выполнить то, к чему стремитесь.
Актуальность темы заключается в том, что развитие у учащихся уверенности в себе во время обучения становится очень необходимым как форма развития характера учащихся в повседневной жизни позже. В этом исследовании уверенность в себе была названа самооценкой. Самоуважение определяется как уверенность в себе, даже если оно не полностью описывает истинное значение.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Представление о самооценке и ее место в структуре личности
Самооценка относится к позитивным (высокая самооценка) или негативным (низкая самооценка) чувствам, которые мы испытываем по отношению к самим себе. Мы испытываем положительные чувства высокой самооценки, когда верим, что мы хорошие и достойные, и что другие смотрят на нас положительно. Мы испытываем негативные чувства низкой самооценки, когда считаем себя неадекватными и менее достойными, чем другие. (рис. 1) [4, c. 78]
Рисунок 1. Представление самооценки [4, c. 81]
Наша самооценка определяется многими факторами, в том числе тем, насколько хорошо мы оцениваем свою работу и внешний вид, и насколько мы удовлетворены нашими отношениями с другими людьми.
Самооценка имеет решающее значение для психического и социального благополучия. Она влияет на устремления, личные цели и взаимодействие с другими. В данной статье подчеркивается важность самооценки как защитного фактора и неспецифического фактора риска физического и психического здоровья.
Представлены данные, свидетельствующие о том, что самооценка может привести к улучшению здоровья и социального поведения и что низкая самооценка связана с широким спектром психических расстройств и социальных проблем, как интернализирующих проблем (например, депрессия, суицидальные тенденции, расстройства пищевого поведения и тревога), так и экстернализирующих проблем (например, депрессия, суицидальные тенденции, расстройства пищевого поведения и тревога). [21, c. 93]
Я-концепция определяется как сумма убеждений и знаний индивида о его личных качествах. Он классифицируется как когнитивная схема, которая организует абстрактные и конкретные представления о себе и контролирует обработку саморелевантной информации.
О связи между самооценкой и академическими достижениями сообщается в большом количестве исследований. В критические детские годы было показано, что позитивное чувство самоуважения повышает уверенность детей в себе и успех в школе, причем позитивная самооценка является фактором, предсказывающим успех в учебе, например способность к чтению.
Результаты исследования среди детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что дети с высокой самооценкой имеют более высокие когнитивные способности. Кроме того, исследования показали, что основные самооценки, измеряемые в детстве и в раннем взрослом возрасте, связаны с удовлетворенностью работой в среднем возрасте. [30, .c 58]
Защитная природа самооценки особенно очевидна в исследованиях, посвященных стрессу и/или физическим заболеваниям, в которых показано, что самооценка защищает человека от страха и неуверенности. Это находит свое отражение в наблюдениях за хронически больными людьми. Было обнаружено, что большее чувство превосходства, эффективности и высокой самооценки в сочетании с наличием партнера и многими близкими отношениями оказывают прямое защитное воздействие на развитие депрессивных симптомов у хронически больных.
Эволюционирующая природа самооценки была концептуализирована Эриксоном в своей теории об этапах психосоциального развития у детей, подростков и взрослых. Согласно Эриксону, индивиды заняты своей самооценкой, и я-концепцией до тех пор, пока продолжается процесс кристаллизации идентичности. Если этот процесс не проходит успешно, индивид остается в замешательстве, не зная, кто он на самом деле. Проблемы идентичности, такие как неясная идентичность, диффузная идентичность и отчуждение (статус идентичности, основанный на том, взяли ли подростки твердые обязательства в жизни. Лица, отнесенные к категории «лишенных права выкупа», взяли на себя будущие обязательства, никогда не испытывая «кризисов» принятия решения о том, что действительно подходит им лучше всего), вместе с низкой самооценкой, могут быть причиной и ядром многих психических и социальных проблем [18, c. 69]
Было также показано, что самооценка повышает способность человека справляться с болезнью и выживать после операции. Исследования психологических переменных до трансплантации и выживаемости после трансплантации костного мозга показывают, что высокая самооценка до операции связана с более длительной выживаемостью.
Также уровень самооценки является постоянным фактором в прогнозировании функционального исхода пациента после инсульта.
Таким образом, позитивная самооценка ассоциируется с психическим благополучием, адаптацией, счастьем, успехом и удовлетворенностью. Он также связан с выздоровлением после тяжелых заболеваний.
Другие понятия, такие как образ себя и самовосприятие, являются эквивалентами я-концепции. Самооценка является оценочным и аффективным измерением я-концепции и рассматривается как эквивалент самоуважения, самооценки и самооценки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Познать природу человека / Перевод Е.А.Ципина СПБ: "Академический проект", 2000, - 256с.
2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М. "Топикал", 1994.-608с.
3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр "Академия", 2001. 192с.
4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. (Руководство для врачей). - Р.на Д .: "Феникс", 1997. - 576с.
6. Алексеева А.В. Особенности поведения застенчивых детей и методы их воспитания. Дисс.канд. пед. наук, Ленинград, 1976.- 186с.
7. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? Пособие для учителей. -М.: "Просвещение", 1986, - 176с.
8. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.; "Знание", 1980,-96с.
9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: "Издат. Дом Ш.Амонашвили", 1995, 496с.
10. Амосова Т., Остапенко Е. Создание условий для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. // Развитие и коррекция, 1999, выпуск 6, С. 18 24.
11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. - 232с.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. -288с.
13. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч. — метод, пособие для школьных психологов. Волгоград: "Перемена", 1993.-60с.
14. Аникеева Н.П. Воспитание игрой М.: "Просвещение", 1989,-92с.
15. Аржанова Е.В., Мухина Т.К. Из опыта работы с "трудными" подростками в классах педагогической поддержки. // Дефектология, 1995, №2, С.89-92.
16. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М.: "Просвещение", 1957.-346с.
17. Барменкова В.В. Педагогические основы создания культурно-развивающихся условий для детей с трудностями адаптации к школе. Автореферат дисс. канд. пед. наук, Тюмень, 1998, 24с.
18. Безруких М.М., Ефимова С П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. Научно-методич. Объединение: "Творческая педагогика", М.:м.п.: "Новая школа", 1994. 99с.
19. Безруких М.М., Ефимова С П. Знаете ли вы своего ученика? М.: "Академия", 1997. - 240 с,
20. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1995, №1, С.21-23.
21. Берне Д. Тайна настроений -руководство по саморегуляции настроения и самочувствия. М.: РИПОИЛ КЛАССИК, вече. 1997,-400с.
22. Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: "Просвещение", 1986. - 420с.
23. Бильгельдиева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации. Дисс. канд. пед. наук, Кострома, 1998г., 225с.
24. Богословская B.C. Школа и семья, конструктивный диалог. Минск: Университэцкае, 1998. - 88с.
25. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: "Педагогика", 1983. 271с.
26. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 188с.
27. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.:"Просвещение",1968, 463с.
28. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. Липкиной и Марцинковской Т.Д. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997, -575с.
29. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301.
30. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.