Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ОБЩЕСТВА
1.1 Появление власти и государства
Появление власти и государства тесно связано с процессом развития экономических отношений, нравственных и других правил, семьи и много другого, что является необходимой основой, неотъемлемой частью человеческой жизни, переплетается с ней и образует ее условия. В результате эволюции материи на планете Земля почти 3,5-5 млрд. лет назад появилась жизнь, появилась и стала развиваться биосфера. Практически 40 тыс. лет назад, а по современным данным и еще раньше появился homo sapiens - человек разумный. Это явилось результатом существования и активного формирования (около 2 млн. лет) человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (полиция, армия и др.) и первые государственные образования появились достаточно недавно (II тыс. лет до н.э. в Китае; начало III тыс. лет до н.э. в Древнем Египте; европейские государства, например, Россия - более 1 тыс. лет назад).
Люди в первобытном обществе проживали малыми родственными группами. Собирательство и охота были основными источниками их существования. Отсутствие производства делало человека полностью зависимым от природы. Так же, для первобытных племен характерным было занятие рыболовством, примитивной охотой и др. При этом беспрекословно выполнялись два принципа - все, что добывали, сдавали в «общий котел» и затем перераспределяли между всеми. Первобытное общество просто не могло существовать на других началах и было обречено на вымирание.
Появлению человеческого рода - группе лиц, связанных кровнородственными связями, - предшествовало человека в виде неоформленной группы, т.е. орды, так называемое стадное существование. Преобладал групповой брак. Род в качестве организационной формы явился результатом более позднего развития так называемого «умелого» человека. Род – это уже личные, родственные отношения, но не территориальные. Он представлял собой своеобразную производственно-хозяйственную ячейку, производственно-хозяйственный коллектив. Основу такой формы бытия составляли совместная собственность, общее потребление материальных благ, коллективный труд.
Первоначальной родовой организацией часто является период матриархата. Первое, так как потомство определялось только по женской линии. Второе, женщинам-матерям принадлежала главная роль в хозяйстве рода. Непосредственно они, в большей степени, различными видами домашних работ, ремеслом и земледелием. Обязанностью женщин родовой общины также являлось воспитание детей и привлечение их труду. Роль мужчин возросла на много позже, и на смену матриархату пришел патриархат. Мужчины взяли на себя функции ремесла, использование животной силы, земледелия, при этом не забывая о главной задаче - защите рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Прослеживается переход мужчин от охоты и рыболовства к земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Постепенно начинает возрастать роль мужчины, а жизнь рода в целом становится все менее зависимой от природных условий.
В первобытном обществе существовала определенная организация первобытной власти и система правил поведения. Такая власть и форма ее организации называется первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основным здесь было отсутствие строго определенного отряда людей, которые занимались бы только отправлением властных функций и управлением. Опорой власти в первобытном обществе были социальные нормы. Характерные черты подчинения - естественный характер и единство интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе не имела территориального характера и распространялась только на членов рода. Авторитет власти вождей и старших по возрасту способствовал соблюдению социальных правил. Посредством этих норм регулировались брачные и семейные отношения, воспитание детей, трудовой обмен и др.
Так как власть в первобытном обществе в основном опиралась на авторитет и на возможность жесткого принуждения, нарушителя правил поведения, который были установлены в роду, строго наказывали, даже изгоняли из рода, что означало верную смерть.
Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода. На собрание избирали лидера, который был наделен мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предугадать будущие события заранее. Такими лидерами в основном были мужчины. Следовательно, для первобытного общества была характерна мужская управленческая иерархия, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождя (военачальника) могли сместить в любое время, следовательно, его власть не переходила в наследство. Необходимо отметить, что у одних народов в собрании принимали участие и мужчины, и женщины на равных правах. У других родовое собрание было правом только мужчин. Так же на собрании решали вопросы мира и войны, изгнания членов рода, перехода на другие земли. Избранный старейшина, глава рода вместе с советом (старцы, заслуженные войны и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Для большинства народов род выступал как первоначальная ячейка. Иногда роды объединялись во фратрии (Древняя Греция), а фратрии образовывали племена. Но все равно основой такого организационного построения являлся принцип родства.
Власть как общественное явление зарождалась именно как воплощение единой социальной воли, как отражение потребности сообщества в сохранении своей целостности, как концентрированное выражение общих интересов. Первоначальная власть, подчинение воли общества, коллектива, индивида - это власть священных обычаев, традиций, это регулирование человеческих взаимоотношений, запретов (табу), ритуалов и тому подобное .
В рамках кровно-родственных связей отношения власти основывались на половозрастном разделении труда. Значительная часть управленческих функций осуществлялась еще самим семейно-родственным коллективом, который в значительной степени был и субъектом, и объектом управления. Однако материальный прогресс привел к социальной, этнической и религиозной дифференциации социума. Началось постепенное обособление властно-управленческих функций внутри изначально эгалитарного сообщества в интересах определенных групп людей.
В развитии человеческой цивилизации учеными определены три главных пути политогенеза .
Во-первых, это военный путь - институционализация публичной власти происходит благодаря подъему и обособлению института «военного вождя», а также его административного аппарата и вооруженной дружины, которые состоят из его родственников и приближенных (Древний Шумер).
Во-вторых, это аристократический путь - представители родоплеменной аристократии становятся носителями публичной власти постепенно становятся (старейшины, жрецы, охотники, «большие» воины, и др.), которые концентрируют в своих руках военное, административно-хозяйственное, религиозное руководство.
И наконец, плутократический, третий путь, связанный с формированием вокруг лидеров многочисленных клиентел (сторонников, группировок), с накоплением отдельными общинниками материальных богатств (ресурсов), постепенной трансформации авторитета и престижа богатого и сильного вождя в силу административной власти. Все данные пути приводят к политической власти, к формированию обособленного и отчужденного от общины административного аппарата управления.
Таким образом, можно прийти к выводу, что власть, властные отношения существуют везде, где есть устойчивые объединения людей. Их формирование происходит вместе с образованием самого человеческого общества как сложной самоуправляемой и самовоспроизводящейся системы, которая предусматривает постоянную координацию деятельности своих основных элементов в рамках единого целого. Потребность в подобной координации или в социальном управлении и служит объективной основой властных отношений, которые направленны на устранение противоречий между интересами индивидов или социальных групп и реально существующими возможностями их удовлетворения в конкретно-исторических условиях.
1.2 Происхождение власти
С возникновением человеческого общества, появилась и власть, которая сопутствовала его развитию, данное отражено в различных учениях о власти. На ранней стадии своего развития политические воззрения в целом еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область знания человеческого, а потому и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов превалирует представление о божественном происхождении существующих отношений порядка и власти. В соответствии с этими мифами, космос в отличии от хаоса, упорядочен усилием и присутствием, а земные порядки - часть порядка космического, мирового.
В древней мифологии вместе с тем различно освещается и решается вопрос о характере и способе связи начала божественного с отношениями земными. Существует древнекитайский миф, согласно которого, власть имеет божественное происхождение, а китайский император, одновременно являющийся отцом своего народа и сыном неба - есть единственная точка связи с небесными силами. Согласно религиозно-мифологическим воззрениям древних греков и египтян, боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными законодателями и правителями, верша дела земные.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Алмакаева Р.Н., Золотухина Е.Б. Разработка формализованного описания бизнес-процесса по формированию сводного топливно-энергетического баланса для органа государственной власти // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 5-1 (83). С. 11-17.
2. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций - М.: МГОУ, 2012. - 556 с.
3. Алямкин А.Н. Исполнительная ветвь власти в системе государственного управления России и зарубежных стран // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 50-52.
4. Бошно С.В. Теория государства и права. - М.:Эксмо, 2007. - 400 с.
5. Бурнацев Д.А. Соотношение понятие «институт государственной власти» и «орган государственной власти» // В сборнике: роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 76-80.
6. Введенская В.В. Система органов государственной исполнительной власти, структура системы и структура органа государственной исполнительной власти: теоретико-методологический аспект // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 7-1. С. 26-36.
7. Власенко Н.А. Теория государства и права: учеб. пособ.- 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. – 416 с.
8. Глухов Н.В. Органы государственной власти вне системы разделения властей: сравнительный анализ государственного устройства некоторых стран // В сборнике: Конституционные ценности российской государственности (к 25-летию Конституции Российской Федерации и 100-летию Первой Конституции РСФСР). Материалы межрегионального круглого стола. 2018. С. 31-36.
9. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. – СПб.: Знание, 2010. – 439 с.
10. Грициенко Д.А. Место законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации в системе органов государственной власти // Студенческий. 2019. № 24-3 (68). С. 56-58.
11. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2010. – 351 с.
12. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособ.. – М.: Высшее образование, 2008. – 358 с.
13. Кожевников С.Н. Проблемы теории государства: курс лекций. – Н. Новгород: Изд-о ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2010 – 267 с.
14. Круглова Г.А. Политология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Асар, 2009. – С. 42-43.
15. Лапик С.А., Ембулаева Н.Ю. Харизматические основы узурпации государственной власти // В сборнике: . сборник статей по материалам научно-исследовательских работ : в 4 т.. Краснодар, 2018. С. 230-233.
16. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с.
17. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – М., Юрист, 2010.
18. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2010. – 429 с.
19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
20. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. – М.: КонсультантПлюс, 2012. – 640 с.
21. Мищериков А.А. Деятельность исполнительных органов государственной власти субъекта российской федерации в системе государственной власти Российской Федерации // В сборнике: Социально-гуманитарное знание как катализатор общественного развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2019. С. 61-65.
22. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Приор - Издат, 2005.
23. Проект закона Алтайского края «О взаимодействии органов государственной власти Алтайского края и ведущих вузов Алтайского края» / Васильев А.А., Аничкин Е.С., Серебряков А.А. // Российско-азиатский правовой журнал. 2019. № 4. С. 8-13.
24. Радугин А.А. Политология: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, перераб. и дополн. - М.: Центр, 2003.
25. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011 – 176 с.
26. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. – 464 с.
27. Слухай А.В. Формы и критерии разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 10 (37). С. 819-822.
28. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. – 3 изд. пер. доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М.: 2013. – 624 с.
29. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3–е изд., дополн. и испр. – М.: Юрист, 2011. – 384 с.
30. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: учеб. пособ. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
31. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. – М.: ИНФРА – М.: 2015. – 704 с.