Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Албания находится в текущей повестке дня будущего расширения Европейского Союза (ЕС). Она подала заявку на членство в ЕС 28 апреля 2009 года и является официальным кандидатом на членство с июня 2014 года. Переговоры о присоединении начались в марте 2020 года.
Официально признанная ЕС в качестве «потенциальной страны-кандидата» в 2000 году, Албания начала переговоры по Соглашению о стабилизации и ассоциации (ССА) в 2003 году. Это соглашение было успешно согласовано и подписано 12 июня 2006 г., что является первым важным шагом на пути к полному сотрудничеству Албании. Членство в ЕС. 28 апреля 2009 г. Албания подала заявку на членство в Европейском Союзе.
25 марта 2020 года Совет Европейского Союза решил начать переговоры о присоединении, которые были одобрены Европейским советом на следующий день.
Актуальность работы заключается в том, что Албания очень важна для укрепления Европы на международной арене и построения позитивных отношений с Россией.
Цель работы - изучить проблемы и перспективы присоединения Албании к Европейскому Союзу.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
определить перспективы расширения Евросоюза на Западные Балканы;
выявить возможные плюсы и минусы для Албании от членства в Евросоюзе;
изучить экономические реформы необходимые для членства в Евросоюзе;
проанализировать институциональные и правовые реформы, необходимые для членства;
определить практические действия страны для подготовки к членству в Евросоюзе.
Объектом исследования выступает Албания как страна кандидат на вступление в Европейский союз.
Предмет исследования проблемы и перспективы присоединения Албании к Евросоюзу и ее трансформационные процессы для членства.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных политологов, специалситов в области международных отношений, материалы из научных журналов, интернет и официальных источников.
Данная работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРОГНОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ВСТУПЛЕНИЯ АЛБАНИИ В ЕВРОСОЮЗ
1.1 Перспективы расширения Евросоюза на Западные Балканы
С весны 2021 г. заметно активизировалась дипломатия Евросоюза по вопросу расширения ЕС на регион Западных Балкан.
В марте министры иностранных дел Австрии, Чехии, Германии, Греции, Ирландии, Румынии, Словакии и Словении направили совместное письмо высокому представителю ЕС по вопросам безопасности и иностранным делам Ж. Боррелю, в котором призвали к проведению стратегических дебатов по Западным Балканам, поскольку «в регионе происходят динамичные внутриполитические процессы, которые ускорились под влиянием пандемии». В письме также подчёркивалось, что ЕС должен усилить взаимодействие со странами Западных Балкан и подтвердить свою приверженность дальнейшему расширению Евросоюза на этот регион. В дополнение некоторые страны ЕС выступили с критикой медленных темпов интеграции с Западными Балканами.
Можно предположить, что за активизацией дипломатический усилий стран ЕС по расширению союза в этом направлении стоит стремление Брюсселя изменить баланс сил в регионе. Соперничество Греции и Турции за сферы влияния и замороженный конфликт между Афинами и Анкарой вокруг кипрского урегулирования практически исключил возможность их конструктивного взаимодействия по ослаблению региональной напряжённости [17, с.156].
Инерция хронических противоречий между двумя региональными игроками не позволяет им играть роль эффективного посредника в урегулировании накопившихся проблем в отношениях Сербии с Косово, между Сербией и Хорватией, Албанией и Северной Македонией, несмотря на демонстрируемое Анкарой и Афинами понимание необходимости их разрешения и обеспечения стабилизации всего региона.
Вхождение Западных Балкан в ЕС и НАТО мотивируется необходимостью обеспечить безопасность Балкан как части евро-атлантического сообщества. И в этом совпадают интересы США и Греции как ведущей региональной страны, являющейся влиятельным государством - членом как ЕС, так и НАТО. На это указывает создание совместной рабочей группы экспертов США и Греции (центр США по стратегическим и международным исследованиям и Греческий центр европейский исследований), в задачу которой входила разработка двусторонней инициативы по политической стабилизации региона Балкан, его экономическому развитию и международной интеграции.
Важную роль в активизации процесса расширения ЕС на Западные Балканы сыграл документ Европейской комиссии «Ускорить процесс расширения ЕС - осязаемая перспектива для Западных Балкан» (5 февраля 2020 г.), который во многом стал реакцией на призыв президента Франции Э. Макрона «перезапустить процесс расширения членства в ЕС». Данный документ, по сути, стал «дорожной картой» в отношении Западных Балкан, в котором обозначены, как модернизированная концепция расширения, так и параметры, критерии и временные рамки стратегии Евросоюза. В нём подчёркивалось, что продолжение и ускорение этого процесса чрезвычайно важно для жизнеспособности ЕС, его влияния не только в данном регионе, но и за его пределами в эпоху «геополитической конкуренции». Отмечалось также, что перспектива полномасштабного членства стран Западных Балкан в Евросоюзе отвечает в полной мере интересам безопасности союза и является геостратегической инвестицией в создание сильной и единой Европы, инструментом трансформации региона - и таким образом содействует укреплению коллективной безопасности ЕС [3, с.42].
Анализ документа показывает: несмотря на призывы придать динамизм и транспарентность процессу присоединения стран-кандидатов к ЕС, в нём, по сути дела, превалируют прежние подходы и критерии, основанные на концепции многофазного приближения этих стран к ЕС и выполнении странами-соискателями т.н. Копенгагенских критериев. Такой подход позволяет Брюсселю продолжать оказывать значительное воздействие на внешнюю и внутреннюю политику стран Западных Балкан, используя Процесс стабилизации и ассоциации (ПСА) для реализации своих долговременных стратегических интересов в регионе.
Как представляется, повышенное внимание Евросоюза к проблеме ускорения присоединения западнобалканских стран к союзу может объясняться стремлением ЕС повысить эффективность кризисного управления в регионе Западных Балкан с тем, чтобы предотвратить эскалацию конфликтных ситуаций в регионе. Наихудшим сценарием может стать новая волна беженцев из Ближнего Востока и Африки через Балканы на фоне межэтнических противоречий в ведущих странах ЕС (Франция, Германия).
Вопрос о присоединении Западных Балкан к ЕС на фоне последствий пандемии и стремления председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен проводить более активную внешнеполитическую повестку в большей мере стал вписываться в контекст концепции стратегической автономии Евросоюза. Ряд экспертов полагает, что для достижения стратегической автономии ЕС должен рассматривать регион Западных Балкан как потенциального стратегического партнёра, а не только как соискателя членства в ЕС. Присоединение западно-балканских стран к ЕС означало бы для Брюсселя расширение единого европейского континентального пространства и их включение в его внешнеполитические инициативы и соглашения [10, с.52].
Важную роль в выработке общих подходов ЕС и стран региона играют регулярные саммиты ЕС - Западные Балканы, где задаются политические приоритеты. В совместной декларации Загребского саммита (6 мая 2020 г.) указывалось на необходимость развития инклюзивного регионального сотрудничества и укрепления добрососедских отношений между странами региона, а также поиска решений двусторонних споров в духе примирения и стабильности.
2.2 Институциональные и правовые реформы, необходимые для членства
Чтобы присоединиться к Европейскому Союзу, страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, которые были приняты в июне 1993 года на Европейском совете в Копенгагене и в декабре 1995 года на Европейском совете в Мадриде. Критерии требуют от государства соблюдения демократических принципов, принципов свободы и уважения прав человека и верховенства закона. Кроме того, в стране должна быть конкурентоспособная рыночная экономика, и должны быть признаны общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
В апреле 2018 года Комиссия рекомендовала начать переговоры о присоединении с Албанией. В своих Заключениях от июня 2018 г. Совет признал достигнутый прогресс и указал путь к началу переговоров о присоединении в июне 2019 г. Совет подчеркнул, что оценка прогресса должна быть частью ежегодного доклада Комиссии и включать в себя дополнительные материальные и устойчивые результаты, в частности:
дальнейшее продвижение процесса переоценки судей и прокуроров, в частности, заполнение всех приоритетных досье и завершение создания независимых судебных структур, как это предусмотрено конституционной реформой;
завершение создания специализированных органов, а именно Специальной структуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (SPAK), Национального бюро расследований (NBI) и суда;
укрепление репутации активных расследований, судебных преследований и вынесения окончательных приговоров в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе на высоком уровне [13, с.182].
В своих Заключениях от июня 2018 года Совет также подчеркнул важность невыполненных рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые должны быть рассмотрены в контексте избирательной реформы. В этой области межпартийное соглашение, достигнутое в январе 2020 года как с парламентской, так и с внепарламентской оппозицией, заложило основу для проведения переговоров о реформе избирательной системы к 15 марта 2020 года.
Албания продолжала свои усилия по рассмотрению необоснованных ходатайств о предоставлении убежища, поданных албанскими гражданами в государства-члены ЕС и страны, ассоциированные с Шенгенской зоной. Если сравнивать имеющиеся данные за 2019 год (до 20 ноября включительно), то с аналогичным периодом 2017 года поток в целом ниже примерно на 17%. Этот вопрос требовал и будет требовать значительных усилий со стороны албанских властей. В дополнение к информационным кампаниям о правах и обязанностях безвизового режима, тщательному пограничному контролю, отказу в выезде для граждан, не располагающих достаточными средствами, и действиям по устранению факторов воздействия, албанские власти укрепили диалог и сотрудничество с наиболее пострадавшими странами. В связи с этим, три офицера связи албанской полиции были направлены в ЕС для ускорения репатриации в Албанию, а офицер связи из ЕС находится в Тиране для оказания помощи при выездных проверках. После значительного пика количества ходатайств о предоставлении убежища в государстве-члене ЕС, которое больше всего пострадало в 2017 году, усилия Албании привели к сокращению количества ходатайств о предоставлении убежища на 26,6% с 2017 по 2019 год, с 7633 ходатайствами в 2017 году по сравнению с 5 599 в 2019 году [10, с.185].
Албания продолжала плодотворно сотрудничать по вопросам реадмиссии своих граждан, оперативно выполняя запросы о реадмиссии, поступающие от государств-членов ЕС. Албания наладила хорошее сотрудничество с Европейской службой пограничной и береговой охраны (EBCGA) по вопросам возвращения из стран-членов ЕС в Албанию. В период с 2018 по начало 2020 года государства-члены ЕС организовали в сотрудничестве с EBCGA 789 обратных рейсов в Албанию для 6742 граждан Албании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Albania - Country partnership framework for the period LY15 - FY19// WB - URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/602151467991993190/Albania-Country-partnership- framework-for-the-period-LY15-LY19
2. Albania Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2021. URL: http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2021/20211008-albania-progress-report_en.pdf
3. Commission staff working document. Albania 2020 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2020 URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2020/20201110_report_albania.pdf
4. Ease of doing Business. - URL: https://tradingeconomics.com/albania/ease-of-doing-business
5. European Commission. Press Release Database. - URL: http//europa.eu/rapid/press- release_MEMO-14-553_en.htm
6. The World Bank in Albania/Overview/ - URL: https://www.worldbank.org/en/country/albania/overview
7. Адаптация стран Центральной и Юго-Восточной Европы к условиям развития в со-ставе Европейского союза / Отв.ред. Н.В. Куликова. - М.: ИЭ РАН, 2017. 288 с.
8. Албания привлекла рекордный объем иностранных инвестиций в 2018 году. //Новости Ал-бании. - URL: http://albama-news.m/ekonomika/albaniya-privlekla-rekordnyy-obem-investiciy-v-2018- godu-650
9. Балканы в европейских политических проектах XIX-XXI вв. // Ин-т славяноведения РАН. -М, 2018.-634 с.
10. Бордяшов Е. С. Перспективы реализации новой стратегии развития Европейского союза - «Европа 2020» // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-reabzatsii-novoy-strategii-razvitiya- evropeyskogo-soyuza-evropa-2020
11. Буланникова Ю.А. Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз / Ю.А. Буланникова // Вестник МГИМО-Университета. 2020. №2. С.311-318.
12. Европейский союз в формирующемся миропорядке (Мировое развитие. Вып.12) / Отв. ред. - Ю.Д. Квашнин, Н.В. Тоганова. - М.: ИМЭМО РАН, 2019. 147 с.
13. ЕС расширяется на Балканы // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3546764
14. Кандель П. Балканские настроения и перспективы вступления в Европейский союз. - URL: https://cyberleninka.rU/arbcle/n/balkanskie-nastroeniya-i-perspekbvy-vstupleniya-v-evropeyskiy-soyuz
15. Кандель П.Е. Балканские настроения и перспективы вступления в Европейский союз / П.Е.Кандель // Власть. 2020. №11. С. 50-53
16. Кандель П.Е. Возьмут ли Балканы в ЕС? / П.Е.Кандель // Власть. 2021. №12. С. 143-147.
17. Коваль А. А. Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии «Европа 2020» // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 411-413. - URL https://moluch.ru/archive/128/35479/
18. Максакова М.А. Инвестиционная привлекательность и перспективы расширения внешнеэкономического сотрудничества стран Западных Балкан (на примере Сербии) // Инвестиционные факторы экономического роста и конкурентоспособности России в мировой экономике (научно-практическая конференция) (Москва, 25 апреля 2021 г.) / под ред. И.Н. Платоновой. - М.: МГИМО-Университет, 2021. С. 141-147.
19. Максакова М.А. Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и пер¬спективы. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/strany-zapadnyh-balkan-na-puti-v-evropeyskiy-soyuz- problemy-i-perspektivy
20. Милонас X. Будущее евроатлантической интеграции на Западных Балканах. Аналитическая записка № 208. ПОНАРС. Евразия, 2019.
21. Никифоров Л. Западные Балканы на пути в Евросоюз.//ИА REGNUM - URL: https://regnum.ru/news/2461956.html
22. Новости Албании. - URL: http://albania-news.ru/ekonomika/pryamye-inostrannye-investicii- v-ekonomiku-albanii-v-2018-godu-uvelichilis-na-135-340
23. Пономарева Е.Г. Балканы как зона (дез)интеграции [Электронный ресурс] // Развитие и экономика. №5. 2019. Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/ r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html (
24. Экономика Албании, нынешнее состояние и прогноз на будущее. 19.08.2021 // MIND- INVEST. Деловой портал. Новости экономики, бизнеса и инноваций. - URL: http://mindinvest.ru/ekonomika-albanii-nyneshnee-sostoyanie-i-prognoz-na-budushhee/
25. Язькова А.А. Балканы на пути в ЕС: итоги и перспективы / Европейский союз в XXI веке: время испытаний // Под ред. О.Ю. Потемкиной, Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. - М.: Издательство «Весь мир», 2018. С. 337-353.