Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Проблема изучения базовых убеждений личности
Базовые взгляды часто рассматриваются в современной отечественной и зарубежной психологии как составляющие той формы общества, которая сложилась в сознании личности. Концепция «базовых взглядов» («базовых схем») зародилась в западной науке и не перестает совершенствоваться на стыке социальной, когнитивной и медицинской психологии (и психотерапии) [9, с. 13]. Стимулом к формированию концепции базовых позиций стала научная проблема актуальности изучения условий и обстоятельств построения индивидуального взгляда на себя и окружающее его общество.
Несмотря на колоссальное влияние общества, которое определяет эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие человека, у каждого из нас формируется свое неповторимое отношение к миру в ответ на индивидуальное сочетание воздействий внешней среды. Так развиваются личностные характеристики, чувства, формируется система убеждений человека: обобщения, идеи, решения, принимаемые о себе, своем характере, ценностях, способностях, поведении; о людях, отношениях с ними и об окружающем мире.
В исследованиях Е. Чудновского были пересмотрены многочисленные психические трудности, связанные с ходом развития основных взглядов. Во-первых, это вопрос метода усвоения конкретных знаний, суждений и оценок. Тот или иной метод усвоения способен либо существенно снизить, даже обнулить ценностную ценность содержания, либо, наоборот, повысить индивидуальную значимость полученных знаний, облегчая их трансформацию в убеждения [6, с. 134]. Вторая актуальная, но пока недостаточно решенная проблема - это проблема психологической основы, на которой формируются убеждения.
Каков баланс новейших и ранее освоенных знаний, как полученные знания взаимодействуют с ранее сформированными чертами личности и самосознания - эти проблемы специально не рассматривались в связи с проблемой убеждений. Но это основные проблемы развития взглядов, в которых выражена диалектика познавательной и индивидуально-потребностной сфер нервной системы. В частности, чрезвычайно важно анализировать задачу внутренних барьеров в соответствии с процессом выработки взглядов: в действиях внутренних барьеров негативное влияние потребно-индивидуального компонента убеждений на когнитивное принимает свое собственное выражение.
М.А. Падун отмечает, что термин «основные убеждения» или «основные предположения», который используется в англоязычных научных трудах, не имеет аналогов в русской психологии, хотя имеет точки пересечения с такими понятиями, как «установка» (в интерпретации школы Д. Н. Узнадзе) и «социальная установка» или «установка» (Ф. Знанецкий, В. Томас и др.). М.А. Падун предлагает следующее определение убеждений, более точно отражающее сущность феномена базовых убеждений: «верования представляют собой иерархически организованные когнитивно-эмоциональные имплицитные представления личности, через призму которых воспринимаются события окружающего мира и в соответствии с которым формируется поведение [2, c.106].
Базовые взгляды считаются одним из ключевых определений в когнитивно-эмпирической концепции С. Эпштейна. По его словам, индивид будет механически создавать свою определенную концепцию реальности, которая состоит из концепции своего Я, концепции окружающего общества и репрезентации отношений между двумя данными доктринами. Подобным образом автор концепции выделяет 4 основных убеждения, которые, по его мнению, формируют внутреннюю концепцию реальности личности: позиция о доброжелательности окружающего общества, правильность окружающего общества, позиция, которую люди можно доверять, позиция в ее важности. Непосредственно через призму этих взглядов человек принимает действия окружающего его общества, а затем в соответствии со сформированными представлениями творит свои действия [42, с.106].
Впоследствии теория С. Эпштейна была развита в концепции психической травмы Р. Янофф-Бульмана. По словам Р. Янова-Булмана, чувство защищенности как основное ощущение нормального человека состоит из:
трех категорий основных убеждений, составляющих структуру субъективного мира индивида. Во-первых, это вера в то, что мир в целом - хорошее место, в нем больше добра, чем зла; во-вторых, мир полон смысла, т.е. события в нем контролируются и подчиняются законам справедливости; в-третьих, убежденность человека в ценности своего Я (я хороший человек, веду себя правильно и оцениваю свою удачу). По ее мнению, для человека естественно интерпретировать происходящие с ними события таким образом, чтобы сохранить стабильность субъективной картины мира, обеспечивающей необходимую ему опору в постоянно меняющейся реальности. Однако бывают ситуации, например крайне негативные переживания, которые резко противоречат этой концепции безопасности.
1.2 Формирование смысложизенных ориентаций в процессе
социализации
В течение последних четырех десятилетий ученые занимались исследованиями, которые расширили наше понимание человеческого познания, обеспечив более глубокое понимание того, как организованы знания, как опыт формирует понимание, как люди отслеживают свое собственное понимание, как учащиеся отличаются друг от друга и как люди приобретают опыт. Опираясь на этот новый объем исследований, ученые и другие смогли синтезировать ряд основополагающих принципов человеческого обучения. Это растущее понимание того, как люди учатся, может существенно повлиять на характер образования и его результаты.
Оценка комитетом углубленного изучения организована вокруг этого исследования того, как люди учатся. Наша оценка также учитывает растущее понимание того, как люди развивают знания в предметной области. Понимание природы экспертных знаний может пролить свет на то, как может выглядеть успешное обучение, и помочь в разработке учебных программ, педагогики и оценок, которые могут подтолкнуть студентов к более экспертной практике и пониманию в предметной области. Чтобы добиться реальных различий в навыках студентов, необходимо как понять природу экспертной практики, так и разработать методы, подходящие для изучения этой практики.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батюта М.Б., Пепеляева С.В. Исследование жизненных смыслов и ценностных ориентаций зрелых людей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-118.
2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. — М.: ПЕР СЭ, 2012.- 3 1 9 с.
3. Касимова Е.Г. Взаимосвязь карьерных ориентации с ценностными и самоактуализационными характеристиками личности на примере студентов университета / Е.Г. Касимова // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сборник материалов международной конференции. -СПб.: изд-во ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2010. - Т. 2. - С. 45-50.
4. Касимова Е.Г. Ценностно-смысловой аспект построения карьеры / Е.Г. Касимова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - С. 41-45.
5. Касимова Е.Г. Карьерные ориентации студентов университета / Е.Г. Касимова, Е.Ф. Ященко // «Психология в современном мире»: материалы I Международной науч. интернет-конференции студ. и молодых исследователей, 21 апр. 2010 г. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011.-С. 111-120.
6. Касимова Е.Г. Коллаж как арт-технология: возможности применения в сфере психологического сопровождения профессионального становления и построения карьеры у студентов / Е.Г. Касимова, Е.Ф. Ященко // Вестник ин-тегративной психологии. - выпуск 9. - 2011. - С. 196-198.
7. Камышанов А.А., Климова Е.М. Развитие карьерных ориентаций курсантов как показатель становления профессионала // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 4 (31). С. 101-106. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, 2019, № 7(127) 98 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, 2019, № 7(127)
8. Камышанов А.А. Ценностные ориентации курсантов (слушателей) вузов МВД РФ // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (7). С. 69-71.
9. Карьерные ориентации личности («Якоря карьеры») [Электронный ресурс] // Психологические тесты. - Режим доступа: http://psytest.info/node/43. 5. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2010. С. 25-29.
10. Лейбин В. Краткий психоаналитический словарь-справочник. – М., 2015. – 192 с.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2015. – 352 с.
12. Леонтьев Д. А. Факторная структура теста смсложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова // Психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 12.
13. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 27.
14. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 487 с.
15. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2010. – 18 с.
16. Леонтьев Д. А. Философия жизни М. Мамардашвили и её значение для психологии. / Д.А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. – 2011. – № 1. – С. 23.
17. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] : учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 316 с.
18. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток 2013.
19. Пахомова, Е.В. Понятие «карьера» анализ определений / Е.В. Пахомова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2013. – Т. 6, № 2. – С. 111–115.
20. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2012. – 298 с.
21. Соколова, А.С. Влияние социальноэкономических факторов на формирование и развитие карьеры / А.С. Соколова // V Междунар. науч.-практ. конф. «Человек – образование – профессия». 6–8 июля 2009 г. / под ред. Л.М. Митиной. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2019. – С. 126–128.