Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сейчас прогресс не стоит на месте и благодаря ему идет стремительное развитие самых различных сфер жизни человека. Особенно динамично развиваются сферы деятельности, связанные с использованием компьютеров, IT-технологий и соответственно задействуются интернет-ресурсы. Такое эволюцинирование в видах нашей жизнедеятельности несомненно улучшает учебные, бытовые условия, а также и рабочие.
Но на ряду с положительными характеристиками данного процесса, мы наблюдаем распространение различного рода отклонений, зависимостей, связанных с психологическим здоровьем общества. Это, например, игромания, наркомания, шопоголизм, фанатизм, компьютерная зависимость. Особенно активно сейчас развиваются такие феномены как «интернет-зависимость» и «прокрастинация». Они кардинально вносят свои корректировки в поведенческие формы человека. Это так называемые «пагубные привычки», которые приводят индивида к деградации его личности. Особенно это заметно у более молодого поколения.
Подростковый возраст – это самый критический этап во взрослении, когда эмоции влияют на психическое здоровье ребенка и в целом на его жизнь. Это возраст преобразований в сфере деятельности и системы взаимоотношений, а также в сфере сознания. Исходя из социально-психологических особенностей, подростки как личность нестабильны. В результате чего, они наиболее подвержены психологическим расстройствам. В их юном возрасте из-за учебного стресса, угнетения со стороны сверстников и взрослых срабатывает защитный механизм. Он может выражаться в навязчивом желании уйти от реального мира при помощи «виртуального», а также в откладывании решения важных заданий на неопределенный период времени.
Таким образом, необходимо провести исследование феноменов «интернет-зависимость» и «прокрастинация» в подростковом возрасте и их взаимосвязь между собой, так как в большинстве случаев именно среди этой категории выявляется наибольшая часть зависимых личностей от интернета и прокрастинаторов.
Проблема исследования. Особенности взаимосвязи интернет-зависимости и прокрастинации в подростковом возрасте.
Объект исследования. Взаимосвязь интернет-зависимости и прокрастинации у подростков
Предмет исследования. Взаимосвязь интернет-зависимости и прокрастинации у подростков.
Цель исследования. Выявить особенности взаимосвязи интернет-зависимости и прокрастинации у подростков.
База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №98 имени Героя Российской Федерации генерал-полковника Геннадия Николаевича Трошева.
Гипотеза исследования. Интернет-зависимость и прокрастинация у подростков напрямую связаны.
Задачи исследования.
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
2. Провести обследование детей 12-14 лет для выявления уровня интернет-зависимости и прокрастинации у подростков;
3. Разработка коррекционной программы и рекомендаций для родителей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно – методической литературы;
2. Методы психодиагностики («Диагностика интернет-зависимости» К. Янг, тест на общую прокрастинацию);
3. Методы математической статистики.
Структура и объем работы. Курсовая работа содержит введение, три главы, выводы, заключение, список литературы (50 наименований), приложения. Объём работы без приложений составляет ____ страниц.
1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ПРОКРАСТИНАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «интернет-зависимость»
Аддикция (от английского слова addiction «пагубная привычка») – означает ощущаемую человеком навязчивую потребность в определённой деятельности, это в широком смысле. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами.
По происхождению выделяют следующие формы аддикции (аддиктивного поведения):
• химические – наркомания, никотиновая зависимость, злоупотребление спиртным, токсикомания;
• нехимические – зависимость от азартных и видео игр, компьютерная зависимость, шопоголизм, зависимость от Internet или по-другому интернет-зависимость, трудоголизм, сексуальная зависимость и т.п.;
• нарушения пищевого поведения – переедание или наоборот аддиктивное голодание;
• патологическая увлеченность какой-либо сферой деятельности, которая приводит к полному отрицанию или ухудшению имеющихся жизненных трудностей – религиозный фанатизм, сектантство и т.п.
В нашей курсовой работе рассмотрим такую распространенную форму аддиктивного поведения среди подростков как нехимическую, а именно "интернет-зависимость".
Нужно отметить, что данный термин был введён ещё в 1996 году, и его автором стал Айвен Голдберг. Он рассматривал в нем не медицинское понимание, как например зависимости от алкоголя или наркотиков, а поведение с пониженным уровнем самоконтроля, провоцирующее вытеснить человека из адекватной жизни.
Таким образом, интернет-аддикция – это "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [2]. Но в некоторых словарях по психологии дается следующее описание: «психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета» [13].
Несмотря на то, что существует множество разнообразных наименований исследуемой аддикции, многие специалисты и ученые солидарны в определении поведенческих характеристик, которые причисляются к данному явлению.
Можно сделать вывод, что интернет-зависимость довольно серьезное явление, где человеку комфортно в своем "виртуальном мире", где не указывают что нужно делать, где он абсолютно свободен. Даже взрослая личность, неспособна устоять перед таким феноменом, что и говорить о несформировавшейся личности подростка. Психолог Кимберли Янг, специалист по проблемам интернет-зависимости, перечисляет следующие симптомы этого расстройства:
1) навязчивое желание проверить электронный ящик (e-mail);
2) постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денежных средств на Интернет. [46].
Это самые простые признаки, по которым можно сразу же определить, являетесь ли вы зависимым человеком от «всемирной паутины» или нет. Данные проявления зачастую ведут к распаду семейных взаимоотношений, депрессии, неудачам в учебе, материальному неблагополучию, социальной изоляции и к потере работы [46].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет–зависимости личности / Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. // Мир психологии. – 2004. – N1. – С. 179–193.
2. Бабаева Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Психологическая газета. – Москва, 2000. – С. 11-39.
3. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 9–10 окт. 2008 г. – Омск, 2008.
4. Баранов А. Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Психология и философия. - 2010. - № 5. - С. 108-111.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994. – 221стр.
6. Берендеева М. Лень это полезно. Курс выживания для «ленивцев». М.:Книжкин Дом. Эксмо, 2004, с.160.
7. Богданова Д.А. Подростковая лень как индикатор психологической безопасности школьников/Ананьевские чтения, 2004. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2004, с.457-459.
8. Бодров, Б.А. Информационный стресс. – М.: Per Se, 2000. – 351 с.
9. Брилинг Е.Е. Внимание: подросток! – www.psilib.ru.
10. Ван Ш.Л. Интернет – зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры) /Ш.Л. Ван/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: Москва, 2013. – 189 с.
11. Ван, Ш.Л. Психолого–медицинские аспекты применения Интернета в Юго–Восточной Азии / Ш.Л. Ван, А.Е. Войскунский, А.И. Карпухина // Интернет и современное общество: Труды XIV Всероссийской объединенной конференции / под ред. А.В. Чугунов. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2016. – С. 117–120.
12. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 121–131.
13. Варламова, C.Д. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология / С. Варламова Е. Гончарова, И. Соколова. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 154 с.
14. Вебер К. С., Пименова А. А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник ТГУ. - 2014. - Т.19, Вып.2. - С. 639.
15. Вересаева О. М. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. М. Вересаева // Психологическая газета. – 1996. – № 12. – С. 4-6.
16. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
17. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде / Е.А. Войскунский // Тезисы 2–й Российской конференции по экологической психологии. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 240-245.
18. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 100-131.
19. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии от Интернета // Психологический журнал. – 2005. – №5. – С. 90–100.
20. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М.: Экопсицентр РОСС, 2011. – С. 252-257.
21. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от интернета // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра», 2000. – 239с.
22. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. – 2013. – № 7. – С. 4–19.
23. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
24. Зайцев, В.В. Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимость к азартным играм // Медик. – 2011. – №4. – С. 36–45.
25. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Питер, 2011.
26. Карловская Н. Н., Шистакова И. Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей / Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление коппинг исследования в России: материалы Всерос. науч. практ. конф. – Омск 12–13 нояб. 2009 г. – С. 127–130.
27. Киселева М. А., Карина О. В, Шустова Н. Е. Проявление перфекционизма у молодых спортсменов // Казанская наука.– 2011.–№ 10.–С. 336–338.
28. Константинов В.В., Дьяков В.В. Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации//Теория и практика общественного развития, 2015, № 12. с.482-486
29. Константинов В.В., Красильникова И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие, Пенза: Пензенский гос.педагогический ун-т им. В.Г.Белинского, 2008, с.159.
30. Конюхова С.Г. Социально-психологические характеристики подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск – Библиотека ЕГПУ. – www.egpu.ru.
31. Кроповницкий О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста. Учебное пособие. – www.laiko.narod.ru.
32. Латушкина В. М., Костромина С. Н. Прокрастинация и результативность в учебной и научной деятельности аспиранта. // Ананьевские чтения 2010. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010. – С. 110.
33. Маслова В.С. Проблема интернет-зависимости среди молодежи / В.С. Маслова// Культура и образование. – 2016. – № 2. – 50 с
34. Михайлова Е.Л. Роль ситуационных и личностных факторов в формировании лени/Вестн. С.-Петерб.университета. Сер.6, Философия, политология, социология, психология и право, 2007 – Выпуск 2, ч. 1, с.219-226.
35. Молодченко М. Причины проявления прокрастинации у подростков//Наука и образование: открытия, перспективы, имена. Электронный научный журнал. Таганрог, Таганрогский институт имени А.П.Чехова – 2016 № 3, с 63-64.
36. Молодченко М. Теоретический анализ проблемы соотношения прокрастинации и перфекционизма у подростков//Таганрогский институт им. А.П.Чехова, Современная педагогика, 2016 № 11.
37. Мюррей К. Интернет–зависимость с точки зренияп нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А Е. Войскунского. – М. 2000. – С.132–140.
38. Немов Р. Психология. Т.2. Психология образования. – www.gumer.info.
39. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий/М.: Высшая школа, 1984 – с.174.
40. Реан А.А., Москвичева Н.Л. Подросток и семья. – www.riskgroup.ru.
41. Словарь «Психология развития». – www.slovari.yandex.ru.
42. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с. – http://socpedagogika.narod.ru.
43. Сулер, Дж. Люди превращаются в Электроников, 2008 http://flogiston.ru
44. Тагинцева Т. Е. Влияние социальных сетей на человека // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2014. - № 10. - С. 129-130.
45. Федосенко О.А. Психологические особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы // Наука. Образование. Общество. – 2005-06-07. – http://journal.sakhgu.ru/
46. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии – www.voppsy.ru.
47. Фролова С.В., Сенина Т.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях. – www.psyjournals.ru.
48. Юсупов P. M. Научно-методологические основы информатизации / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. – СПб.: Наука, 2000. – 455 с.
49. Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24-29.
50. .Burka, J. B. Procrastination: Why You Do It, What to Do About It Now/ J. B. Burka. – Da Capo Press, 2008. – 322с.
51. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. – 2005. – № 14. – P. 245–264.
52. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City. – NY, 1990. 47.Lay C. H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 20, 474-495.
53. Milgram N. Procrastination in daily living // Psychological Reports. 1988. No63(3). P. 752-754. 49.Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2007, V. 133, №1.
54. Янг К. С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. -С. 24-29.