Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и природа стресса
Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Этот термин был введен в научный оборот в 1936 году выдающимся канадским физиологом Хансом Селье, который разработал общую концепцию стресса как адаптивной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необычайная популярность как самой концепции, так и ее ведущей концепции, вероятно, объясняется тем, что с ее помощью легко объясняются многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.
Понятие стресса согласно классическому определению Г. Селье, стресс - это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование, и эта реакция представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и адаптацию к возросшим требованиям.
Каждое изменение в нашей жизни действует как своего рода балласт. Речь идет не только о ситуациях, которые мы считаем негативными.
Американские учёные Холмс и Рэй разработали классификацию жизненных событий по градации степени тяжести в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются ими по шкале от 0 до100 баллов. (Приложение 1)
Фазы развития стресса:
тревожная реакция, которая проявляется в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
фаза сопротивления, которая позволяет организму успешно справляться с последствиями, вызвавшими стресс;
фаза истощения, если слишком длительная и слишком интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности противостоять различным заболеваниям.
Стресс - это состояние эмоционального и физического напряжения, возникающее в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и не поддающиеся контролю.
Стресс, говоря научным языком, - это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция организма на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.
Как подчеркивал основоположник учения о стрессе Г. Селье, стресс является обязательной составляющей жизни. Это может не только снизить, но и повысить сопротивляемость организма негативным факторам. Чтобы разбавить эти полярные функции стресса, Селье предложил различать сам «стресс», как необходимый механизм для организма для преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, которое, безусловно, вредно для здоровья (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье»).
Таким образом, стресс - это напряжение, которое мобилизует, активизирует организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс-это чрезмерный стресс, снижающий способность организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
В то же время было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением негативных эмоций человека и объявлять все положительные эмоции защитой от него. Это также происходит по-другому. Любая эмоциональная встряска человека - это стресс. Устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям повышается за счет возникающего напряжения! Механизмы стресса предназначены для обеспечения сопротивляемости организма. Дистресс возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны. Или, когда они «исчерпывают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессовом воздействии на человека.
Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из фаз реакции на стресс, определенных Г. Селье. Именно с ней необходимо бороться, а точнее, пытаться предотвратить переход стресса в дистресс. Стресс сам по себе является совершенно нормальной реакцией. Понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу, что желание избежать стресса в целом является неправильной стратегией поведения. И дело не только в том, что это почти невозможно. Гораздо важнее, что в фазе устойчивости к источнику стресса организм человека более устойчив к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабления. Полезно «закалять» организм не только физически, но и эмоционально, так как наши эмоции действуют как триггеры стрессовых реакций.
Физиологическая и биохимическая природа стресса на сегодняшний день изучена достаточно хорошо. Схематически физиологическая сторона стрессовой реакции выглядит примерно так: под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданное событие и т.д.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения – «доминанта». Его появление запускает своего рода цепную реакцию: одна из важнейших структур промежуточного мозга, гипоталамус, также возбуждается. Что, в свою очередь, активирует тесно связанную ведущую железу внутренней секреции – гипофиз. Последний выделяет в кровь порцию специального гормона, под воздействием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества, которые в конечном итоге дают хорошо известную картину стрессового состояния: учащается сердцебиение, учащается дыхание, повышается артериальное давление.
Биохимические сдвиги при стрессе - это защитная реакция организма на внешнюю угрозу, сформировавшуюся в ходе длительной эволюции. Его физиологический смысл заключается в мгновенной мобилизации всех сил организма, необходимых для борьбы или бегства от врага. Но современный человек, в отличие от первобытного человека, не всегда решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот почему в нашей крови циркулируют гормоны, которые не нашли применения, которые возбуждают организм и не дают нервной системе успокоиться. Если бы они сразу же были потрачены, стресс не имел бы разрушительных последствий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии // В.А. Абабков, М. Перре – СПб: Речь, 2004, 166 с.
2. Анцупов А.Я. как избавиться от стресса // А.Я. Анцупов – М.: Проспект, 2015, 224 с.
3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса // Н.Е. Водопьянова – СПб: Питер, 2009
4. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом // С. Гремлинг, С. Ауэрбах – СПб: Питер, 2002, 240 с.
5. Гринберг Д. Управление стрессом // Д. Гринберг – СПб: 2002, 450 с.
6. Гринберг Дж. Управление стрессом, 7-е изд. // Дж. Гринберг – СПб.: Питер, 2002
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса // Л.А. Китаев-Смык – М.: 2007, 680 с.
8. Леонова А., Костикова Д. На грани стресса // А. Леонова, Д. Костикова – М.: В мире науки, 2004, № 4
9. Маклаков А.Г. Общая психология // А.Г. Маклаков – СПб: Питер, 2003, 592 с.
10. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса // В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов – М.: Сентябрь, 2001, 259 с.
11. Одинцова М.А. психология стресса: учебник и практикум для вузов // М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова – М.: Юрайт, 2018, 299 с.
12. Пигулевская И. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым // И. Пигулевская – М.: Центрполиграф, 2012, 136 с.
13. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс // Э.М. Рутман – М.: ТОО ТП, 2008
14. Семенов П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации // П. Семенов – М.: РГТУ, 2016, 160 с.
15. Столяренко Л.Д. основы психологии // Л.Д. Столяренко – Рн/Д: Феникс, 2008, 672 с.
16. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие // Ю.В. Щербатых – СПб: Питер, 2007, 256 с.
17. Щербатых Ю.В. Психология стресса: учебное пособие // Ю.В. Щербатых – М.: Эксмо, 2008, 304 с.
18. Элкин А. Стресс для «чайников» // А. Элкин – М.: Вильямс, 2006, 320 с.