Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема несовпадения мечты и реальной действительности всегда была актуальна. Она широко представлена и в отечественной, и в зарубежной литературе самых различных периодов. Вспомним, например, героев В. Шекспира, Д. Дефо, В. Гюго, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, писателей-экзистенциалистов (Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя), которым пришлось пережить столько потерь и разочарований в процессе духовных исканий. Один из главных героев пьесы Дж. Пристли «Опасный поворот» говорит о том, что принадлежит к поколению, которое не способно обойтись без иллюзий, дающих силы к существованию, по его словам, на «этом скотном дворе». И самое страшное в том, что, разрушив однажды эти иллюзии, человек обнаруживает в себе неспособность к созданию новых иллюзорных представлений, что делает его существование бессмысленным.
Таким образом, крушение мечты возможно пережить в любом возрасте, но в периоды детства и отрочества эти переживания особенно болезненны. В этой связи уместно вспомнить цитату из книги о подростках «Девочка и птицелет» (автор – В. Киселев): «Все, что происходит с человеком после четырнадцати лет не имеет большого значения».
Проблема детского разочарования, вызванного несовпадением мечты и реальности, привлекала многих писателей. Например, она блестяще раскрывается в повести В. Пановой «Сережа», в произведениях А. Лиханова (особенно в его трилогии «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман»), а также в повести нашего современника П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».
В сборник «Детский мир» включены небольшие по объему рассказы различных авторов автобиографического содержания. Но все они объединены общностью проблем детских разочарований и утраты иллюзорных представлений об окружающем мире. Как отмечает составитель сборника Д. Быков: «Эти рассказы уверенно разрушают миф о «розовом детстве»: первая любовь трагична, падать больно, жить, когда ты лишен опыта и знаний, страшно. Детство все воспринимает в полный рост, абсолютно всерьез, и потому проза о детстве обязана быть предельно серьезной – такой, как на страницах «Детского мира».
Объектом исследования является проблема разлада мечты и действительности, отраженная в рассказах сборника «Детский мир».
Предмет исследования – проблематика рассказов Татьяны Толстой, включенных в сборник «Детский мир».
Цель настоящей работы заключается в анализе проблемы разлада мечты и действительности на примере рассказов Татьяны Толстой, включенных в сборник «Детский мир».
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать структуру сборника рассказов «Детский мир», проанализировать его проблематику.
2. Систематизировать основные проблемы сборника рассказов «Детский мир» и представить их классификацию с распределением рассказов сборника на несколько групп на основании критерия ведущей проблематики.
3. Дать характеристику особенностей творческого метода Т. Толстой, своеобразия ее художественной и публицистической прозы.
4. Подробно проанализировать содержание рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели» и «Любишь – не любишь», включенных в сборник «Детский мир».
5. Рассмотреть основные проблемы, связанные с детскими разочарованиями в окружающей действительности, названных выше рассказов Т. Толстой в контексте проблематики сборника рассказов «Детский мир».
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в школах, а также при чтении спецкурсов и спецсеминаров в высших учебных заведениях.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод логического анализа.
Методологическую основу работы составляют научные труды Н.П. Беневоленской, М.Д. Брызгаловой, Е. Гощило, О.Ю. Осьмухиной, И.В. Соколовой и др. исследователей.
Материал исследования – рассказы сборника «Детский мир» (авторы: Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Марина Степнова, Людмила Петрушевская, Андрей Макаревич, Евгений Водолазкин, Александр Терехов и другие известные прозаики).
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе нами была охарактеризована структура сборника рассказов «Детский мир», проанализированы и систематизированы основные проблемы, затронутые в рассказах. Во второй главе были подробно проанализированы рассказы Т. Толстой «На золотом крыльце сидели» и «Любишь – не любишь», включенные в сборник «Детский мир». Нами были рассмотрены основные проблемы, связанные с детскими разочарованиями в окружающей действительности, названных рассказов Т. Толстой в контексте проблематики сборника рассказов «Детский мир». В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1 Отражение проблем, связанных с детскими разочарованиями в окружающей действительности в сборнике рассказов «Детский мир»
1.1 Структура и тематика сборника рассказов «Детский мир»
Сборник рассказов «Детский мир» имеет четкую, логичную структуру. Данный сборник включает двадцать восемь рассказов различных авторов. В большинстве случаев в сборнике представлено по одному рассказу от каждого автора, но имеют место исключения. Так, например, в сборник «Детский мир» включено по два рассказа таких авторов, как Т. Толстая, З. Прилепин, Т. Москвина.
Композицию сборника весьма стройная и гармоничная. Сборник содержит два раздела с лаконичными, но емкими названиями «О других» и «О себе». Причем, каждый из разделов включает по четырнадцать рассказов. Знакомство читателя с рассказами предваряет вступительная статья составителя сборника – Д. Быкова, в которой он схематично определяет тематику представленных рассказов. Название сборника «Детский мир» сразу наводит на мысль об определенном содержании рассказов – о мире детства и детских интересов. Но Д. Быков сразу же предупреждает читателя о том, что никаких радужных картин, связанных с золотой порой жизни, в этих рассказах он не встретит. Используя яркие, образные лексические средства, Д. Быков обращается к читателям со следующими словами: «Сборник, который вы держите в руках и который вам лучше поскорей положить на место, призван разрушить давнюю и опасную ложь о безмятежном рае детства. А зачем вам разрушать эту ложь? Вы, может быть, ею живете, она одна способна вас утешить в чистилище вашей нынешней жизни, где ярких событий почти нет, и слава Богу… Детство все воспринимает в полный рост, абсолютно всерьез, и потому детская литература обязана быть трагической, предельно серьезной».
Анализ рассказов сборника «Детский мир» позволил нам выделить основные причины детских страданий и разочарований в каждом из рассказов сборника. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Причины детских страданий и разочарований, отраженные в рассказах сборника «Детский мир»
Данные таблицы 1 позволяют судить о многообразии тематики, отраженной в сборнике «Детский мир». Как подчеркивает составитель сборника Д. Быков, «в этой книге собраны сочинения почти обо всех гранях этого пугающего детского опыта. Тут есть рассказы о детской любви – не влюбленности, а именно любви, потому что любовь, еще не омраченная половым чувством, не отягощенная жадностью и похотью, только и заслуживает названия любви, остальное так, мимо. Есть рассказы о страшном опыте общения со сверстниками, о периоде борьбы за существование – никакая карьерная грызня не достигает такого накала, как конфликты в детской стайке. Есть, наконец, рассказы о столь же ужасном, первом ощущении своего я – когда ты вдруг с отчаянием понимаешь, что ты – это ты, что ты смотришь на себя не со стороны, читаешь про себя не в книжке, что ты – это тот, с кем все происходит на самом деле, и жизнь, и смерть, и тебе некуда деться от себя».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахнов, Л. Человек со стороны / Л. Бахнов // Знамя. – 1988. – № 7. – С. 226-229.
2. Беневоленская, Н.П. Принцип двоемирия в художественных и публицистических текстах Т. Толстой / Н.П. Беневоленская // Контрасты и парадоксы современной русской прозы: Сб. ст. / Н.П. Беневоленская. – СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – С. 21–32. – (Сер. «Лит. направления и течения»; Вып. 16)
3. Брызгалова, М.Д. Геопоэтика прозы Т. Толстой 2010-х годов / М.Д. Брызгалова. – СПб: Питер, 2018. – 122 с.
4. Брызгалова, М.Д. Татьяна Толстая: самоидентификация vs литературная репутация / М.Д. Брызгалова. – СПб: Питер, 2019. – 178 с.
5. Быков, Д. И никакого розового детства / Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / Д. Быков. – М.: АСТ, 2015. – 431с.
6. Гощило, Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой / пер. с англ. Д. Ганцевой, А. Ильенкова / Е. Гощило. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. –2000. – 202 с.
7. Гусева, Е.В. Мотивы детских страданий в рассказе Захара Прилепина «Белый квадрат» / Е.В. Гусева // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 2. – С.280-283.
8. Кабаков, А. Офицерский сын/ Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / А. Кабаков. – М.: АСТ, 2015. – 431с.
9. Киселев, В. Девочка и птицелет / В. Киселев. – М.: Детская литература, 1985. – 289 с.
10. Макаревич, А. Падать больно / Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / А. Макаревич. – М.: АСТ, 2015. – 431с.
11. Осьмухина, О.Ю. Литература как прием. Татьяна Толстая / О.Ю. Осьмухина // Вопросы литературы. – 2012. – № 1. – С. 41-53.
12. Пелевин, В. Онтология детства / Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / В. Пелевин. – М.: АСТ, 2015. – 431с.
13. Соколова, И.В. Искусство и жизнь в рассказе Т. Толстой «Река Оккервиль» / И.В. Соколова // Культурный контекст современной русской прозы: Сб. ст. – СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – С. 23–34. – (Сер. «Лит. направления и течения»; Вып. 19)
14. Толстая, Т. Любишь – не любишь / Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / Т. Толстая. – М.: АСТ, 2015. – 431с.
15. Толстая, Т. «На золотом крыльце сидели…» / Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / Т. Толстая. – М.: АСТ, 2015. – 431с.