Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе история играет важную политическую роль: единство народа всегда опирается одновременно как на актуальные полити-ческие ценности, так и на представления о коллективном наследовании, то есть на общее прошлое . Неудивительно, что развитие исторической науки, призванной сформулировать и изучить это общее наследие, шло рука об руку с процессами политической модернизации и формирования национальных государств. Чем быстрее развивается общество, тем сильнее ускоряется социальное время, а нарастающая динамика изменений расширяет пространство того, что осмысляется в качестве «древнего», «прошедшего». Ощущение переходного времени заставляет обращаться к истории в поисках как лучшего понимания дня сегодняшнего, так и той опоры, которая будет служить своеобразным противовесом для радикальных трансформаций . Однако изучение собственного прошлого не только повышает к нему общественный интерес, но и формирует идею, что наследие предков нужно сохранять. Что именно подлежит сохранению и защите и каким образом – ответы на эти вопросы могут отличаться в зависимости от исторического контекста, но несомненно то, что одной из наиболее известных форм стало создание музеев, в которых отдельные артефакты собирались воедино. В статье мы сосредоточимся на развитии военно-исторических музеев России в XVIII-XIX веках, связав их с процессами культурной модернизации в нашей стране.
Цель данной работы состоит в изучении опыта работы военных музеев (XVIII-XXI вв.) и способов их использования в военно-политической работе в Вооруженных силах Российской Федерации.
Объект исследования – военно-музейная работа в Вооруженных силах России XVIII-XIX веках.
Предмет исследования – опыт применения музейных комплексов в интересах военно-политической работы в Вооруженных силах России
В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
описать военные музеи в контексте культурной модернизации Рос-сии XVIII-XXI вв.;
рассмотреть участие муниципальных образований в отельных граж-данско-правовых отношениях.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Кур-совая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использо-ванных источников.
1. Военные музеи в контексте культурной модернизации России XVIII-XXI вв.
История отечественного музейного дела восходит к эпохе Петра I, ко-торый запустил процессы модернизации во всех сферах общества и превра-тил Русское царство в Российскую империю. Нужно подчеркнуть, что отно-сительно этого периода мы должны говорить о протомузеях. Если традици-онные музеи ориентированы на постоянный поток посетителей и невозмож-ны без них, то в данном случае речь идёт именно о создании различных хранилищ, значимых сами по себе.
Так, в 1714 году была основана известная Кунсткамера как место, где будут находиться «куриозные» (то есть необычные) вещи. Однако собира-тельство «древностей» лишь отчасти руководствовалось задачами удовле-творения любопытства. В 1702 году в Москве, а в 1703 году в Санкт-Петербурге появляются арсеналы, или же цейхгаузы, где хранились военные трофеи «для памяти на вечную славу» . Например, некоторые исследователи возводят историю современного Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи к 1703 году, когда, согласно указу Петра I, несмотря на острую потребность в материалах для новых пушек, была сохранена памятная мортира Лжедмитрия I 1606 года . Тогда же началось строительство петербургского цейхгауза. В 1709 году при Адмиралтействе была основана Модель-камера, где хранились различные чертежи и модели судов, создаваемые перед их непосредственной постройкой . Фактически это был своеобразный ведомственный архив. В 1722 году Пётр I подписал указ, положивший начало сохранению морского (включая военно-морское) наследия страны: «Надлежитъ вам беречи остатки кораблей, яхтъ и галеры, а буде опустите, то взыскано будетъ на васъ и на потомкахъ вашихъ, яко пренебрегшихъ сей указъ» .
К эпохе Петра I относится и формирование коллекции музея при Тульском оружейном заводе. Часто в качестве отправной точки берут 1724 год, полагая, что тогда был издан специальный указ Петра I, правда, его оригинал найти не удалось. Эта версия восходит к работам Н. К. Герасимова, директора музея в 1923-1933-х годах . Однако вряд ли будет ошибкой говорить о том, что именно Пётр I положил начало формированию его коллекции. Здесь можно обратить внимание на указ 1712 года о хранении эталонных изделий производимых стрелковых оружий или на указ о передаче заводу образцов ручного оружия из артиллерийских хранилищ 1724 года .
Таким образом, в начале XVIII века формируются первые военные протомузеи, которые одновременно являлись и архивами, и собраниями предметов старины, и местами хранения предметов, свидетельствующих о славе русского оружия. Разрыв со «старомосковскими порядками» подразумевал и поиск способов обоснования нового имперского порядка. Ключевая роль здесь принадлежала победе в Северной войне, а потому требовалось символическое закрепление достигнутых успехов. Не случайно, что ещё в 1702 году Пётр I издал указ о сборе и сохранении захваченных пушек. Несмотря на неизменную потребность в металлах, их не допускалось отдавать на переплавку. С 1714 года орудия хранили на Старом пушечном дворе Арсенала в Санкт-Петербурге .
На протяжении XVIII века в Российской империи шёл активный про-цесс поиска «общего знаменателя» (политического, экономического, адми-нистративного, культурного, юридического), который позволил бы консолидировать разбросанные на большой территории поликультурные и поликонфессиональные сообщества , другими словами – сделать государство более монолитным и сильным. Отсюда проистекает стремление страны познать саму себя. В частности, мы обращаем внимание на проводившиеся тогда природно-географические описания регионов, сбор местных древностей, изучение провинций методом анкетирования, организацию экспедиций. Итогом, как правило, становилось создание атласов и географо-экономико-топологических трудов. Именно в этом контексте стоит рассматривать деятельность генерал-фельдцейхмейстера П. И. Шувалова, при содействии которого в 1756 году вышел указ императрицы Елизаветы I о сборе по всей России и доставке в Москву и Санкт-Петербург «военных достопамятностей» . Заведующим хранилищем «достопамятных вещей» в Санкт-Петербурге стал И. И. Меллер, который сыграл ключевую роль в расширении собрания. Основу коллекции составили предметы вооружения, собранные на упомянутом Старом пушечном дворе.
При Екатерине II происходят важные нововведения: теперь собранные предметы военной старины не просто хранятся в арсеналах. Для их демон-страции создаются специальные помещения. Так, при Арсенале в 1776 году создаётся Достопамятный зал, тогда же при Тульском оружейном заводе открывается Палата редкого и образцового оружия. В 1783 году Московский арсенал был превращён в хранилище древнего оружия . Все эти залы пока ещё не были доступны для широкой публики, их осмотр предполагался только как часть специальных торжественных мероприятий.
Ситуация изменилась на рубеже XVШ-XIX веков, когда российское общество начало всё больше внимания уделять вопросам национально-культурных основ России. Менялось и отношение к историческому прошлому, огромная значимость которого стала всё больше признаваться образованными кругами. В соответствии с духом эпохи Просвещения ценность истории определялась тем, что её изучение может способствовать более рациональной организации жизни общества. Как следствие, некоторые музеи (например, Морской) или собрания предметов, которые только спустя десятилетия были превращены в музеи, были сформированы прежде всего в учебных целях. Однако заметим, что вплоть до последней трети XIX века говорить о военно-исторических музеях в привычном для нас понимании вряд ли возможно. Как писал А. В. Топычканов: «На протяжении XVIII – начала XX века не было существенных противоречий между охраной памятников и музейным делом ... Поскольку мемориализация и охрана памятников понимались достаточно широко, то объекты культурного наследия рассматривались в одном ряду с монументами в честь выдающихся лиц и исторических событий, а также с художественными артефактами» .
С именем Александра I связано превращение отдельных хранилищ в музеи, которые пока ещё являлись скорее научными центрами, нежели про-странством для демонстрации широкой публике предметов старины и боевой славы. В 1805 году упомянутая выше Модель-камера по ходатайству адмирала П. В. Чичагова была преобразована в Морской музей, «в котором собраны будут все любопытнейшие сочинения, библиотеку его составлять долженствующие, кабинет редкостей, машин, моделей, физических, математических инструментов и в который всякий с дозволения входить и пользоваться чтением книг, или рассматриванием вещей может» . Его первым директором стал К. де Местр (брат известного философа Ж. де Местра), помощником – лейтенант А. Глотов. Именно благодаря этим людям уже в первые годы музей превратился в один из мировых центров военно-морской науки. Была создана библиотека, которая уже в 1810 году насчитывала 12 тыс. томов и более 5 000 предметов (мореходные инструменты, этнографические коллекции, привозимые моряками, и т.п.). В конце 1810-х годов была организована мастерская для производства макетов кораблей. Вскоре музей пополнился и портретами выдающихся отечественных флотоводцев. Правда, из-за того, что музей располагал весьма скромными помещениями, доступ к нему был ограничен даже для чинов адмиралтейства.
В 1806 году Александр I подписал указ о создании музея при Оружейной палате в Москве, для которого вскоре было построено специальное здание. Посетителям экспозиция открылась в 1813-1814 годах, правда, доступ к ней имели только представители дворянского и купеческого сословия. В 1811 году было положено начало Интендантскому музею, который существовал, однако, в качестве закрытой коллекции предметов. К началу 1860-х годов в нём хранилось всего 68 экспонатов.
Не будем забывать и о развитии существовавших музейных про-странств. Например, продолжалось пополнение Достопамятного зала. На 1862 год, согласно сохранившемуся описанию, его экспозиция состояла из следующих частей: в большом зале экспонировались знамёна и музейные предметы (706 единиц), отдельно два помещения были отведены под предметы, которые ранее принадлежали царям, а оставшиеся 14 комнат были посвящены иностранному оружию, взятому в качестве трофеев. Тем самым подчёркивалась связь между императорской династией, русской армией и её победами над врагами.
В первой половине XIX века создание военных музеев не рассматривалось как самостоятельная задача. Открывались в основном региональные музеи истории, а в исследовательском плане упор делался на каталогизацию сохранившихся древностей. В частности, военный историк А. В. Висковатый в 1841-1862 годах выпустил 30-томное «Историческое описание одежды и оружия российских войск». При этом в XIX веке не было чёткого определения исторического памятника, достойного сохранения. Решение о том, что именно стоит поставить под охрану, реставрировать или музеефицировать, принималось в каждом случае самостоятельно на основе размытых критериев. Как правило, отбиралось то, что подпадало под такие понятия, как «старые», «необыкновенные», «историческая значимость», «художественная значимость», «источники познания и любви к отечественной истории» . Среди прочего внимание уделялось и военно-историческим предметам. Так, неплохая коллекция оружия была собрана в Эрмитаже. Важно отметить, что вся эта деятельность подготавливала почву для дальнейшего развития музейного дела начиная со второй половины XIX века.
Другое направление музеефикации было связано с учебными целями. Здесь музей выступал не столько «хранителем памяти», сколько наглядным пособием для прикладных занятий (Рис. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-297б).
2. Приказ МО РФ от 16 октября 2018 г. № 585 «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил РФ».
3. Приказ МО РФ от 22 февраля 2019 г. № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах РФ».
4. Организационно-методические указания по военно-политической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2019 году. Приложение № 1 к указаниям заместителя министра обороны Российской Федерации – начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации от 18 октября 2018 г.
Литература:
5. Военно-политическая работа подразделений (частей) [Электронный учебник]. – Электрон, текстовые, граф., зв., видео дан. (1,82 Гб). – М.: ВУ, 2019. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM): зв., цв.; 12 см. – Систем. требования: ПК Intel Pentium I или выше; 512 Мб ОЗУ; Windows 98 и выше; VGA 800x600; 4х DVD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; клавиатура; мышь. – Загл. с экрана. – Диск помещен в контейнер 20x14 см.
6. Управление военно-политической работой в войсках (силах) [Электронный учебник]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (Гб.).: ВУ, 2019. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM): зв., цв.; 12 см. – Систем. требования: ПК IntelPentium 1 или выше; 512 Мб ОЗУ; Windows 98 и выше; VGA 800x600; 4xDVD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; клавиатура; мышь. – Загл. с экрана. – Диск помещен в контейнер 20x14 см.
7. Артиллерийский исторический музей : Краткий исторический очерк / сост. А. В. Давидов и М. А. Песчанский ; СССР. Артиллерийское управление Рабоче-крестьянской Красной армии. – Москва : Государственное военное изд-во, 1925. – 39 с.
8. Ассман А. Распалась связь времён? Взлёт и падение темпорального режима модерна / пер. с нем. Б. Хлебникова ; пер. английских цитат Д. Ти-мофеева. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. – 272 с.
9. Веселов Ф. Н., Карлина Т. И. Экспозиция открытого хранения во-оружения и военной техники Военно-исторического музея артиллерии, ин-женерных войск и войск связи: история и предшественники // Вопросы му-зеологии. – 2017. – № 2 (16). – С. 97-110.
10. Дроздова Е. Е. Музей оружейных заводов военного ведомства России в системе артиллерийского образования. XVIII – начало XX в. // Клио. – 2009. – № 46 (3). – С. 126-131.
11. Желаднова Л. И. Из истории музея-часовни М. И. Кутузова // Очерки по истории Музея-панорамы «Бородинская битва», 1912-2002 : К 90-летию со дня основания / Государственное учреждение культуры г. Москвы Музей-панорама «Бородинская битва» ; [отв. ред. С. В. Львов]. – Москва : СОРЕК-Поли-графия, 2003. – С. 23-31.
12. Зубарев А. В. Основные этапы историографии истории Тульского государственного музея оружия // 145 лет Тульскому государственному му-зею оружия : сборник научных статей сотрудников музея / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Тульский государственный музей оружия». – Тула, 2018. – С. 24-32.
13. Кузнецов А. М. Военные музеи в императорской России // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 2. – С. 56-61.
14. ЛоуэнтальД. Прошлое – чужая страна / перевод с английского А. В. Говору-нова. – Санкт-Петербург : Владимир Даль, Русский Остров, 2004. – 624 с.
15. Модель-камера, впоследствии Морской музей имени Петра Великого : Исторический очерк 1709-1909, с иллюстрациями / сост. Корп. флот. штурманов отстав. полк. С. Ф. Огородниковым. – Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. – 96 с.
16. Мозговой С. А. О статусе морского наследия // Морской сборник. – 2017. – № 5. – С. 31-38.
17. Морской музей России. Центральный военно-морской музей / под общ. ред. Е. Н. Корчагина. – Санкт-Петербург : АРТ-Палас, 2000. – 199 с. : ил. – (Петровские музей северной столицы).
18. Новая имперская история Северной Евразии / Илья Герасимов, Марина Могильнер, Сергей Глебов ; при участии Александра Семенова. – Казань : Ab Imperio, 2017. – (Библиотека журнала : «Ab Imperio»). – Часть 2 : Балансирование имперской ситуации, XVIII-XX вв. – 2017. – 628 с.
19. Основы военно-политической работы: учеб. [Текст]. – М.: Военный университет, 2020. – 472 с.
20. Описание коллекций Педагогического музея военно-учебных заве-дений. – Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 1891-1897. – Часть 1 : История / [сост. М. А. Андреянов]. – 1891. – 103 с.
21. Пинк И. Б. «Старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на сохранение...»: к вопросу о начале формирования коллекции Тульского государственного музея оружия // 145 лет Тульскому государственному музею оружия : сборник научных статей сотрудников музея / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Тульский государственный музей оружия». – Тула, 2018. – С. 7-9.
22. Полонская И. Г. Кутузовская изба: начало истории // Очерки по истории Музея-панорамы «Бородинская битва», 1912-2002 : К 90-летию со дня основания / Государственное учреждение культуры г. Москвы Музей-панорама «Бородинская битва» ; [отв. ред. С. В. Львов]. – Москва : СОРЕК-Полиграфия, 2003. – С. 4-14.
23. Разгон А. М. Охрана исторических памятников в дореволюционной России (1861-1917) // История музейного дела в СССР : сборник статей. – Москва : Госкультпросветиздат, 1957. – С. 73-128. – (Труды Научно-исследовательского института музееведения ; Выпуск 1).
24. Разгон А. М. Очерк истории военных музеев в России (1861-1917) // Вопросы истории музейного дела в СССР : сборник статей. Выпуск 4. – Москва, 1962. – С. 118-203. – (Труды Научно-исследовательского института музееведения. Том VII).
25. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 400. Оп. 2. Д. 7917.
26. Терещенко А. Г. Культурная и военно-образовательная деятель-ность Педагогического музея (1864-1917) // Армия и общество. – 2013. – № 4. С. 71-76.
27. Топычканов А. В. Охрана и музеефикация культурного наследия России в XVIII – начале XX века // Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом / отв. ред. А. Н. Дмитриев. – Москва : ИД ВШЭ, 2012.
28. Третьякова И. А. Музеи Военно-Морского Флота России в XIX – XX вв.: история создания, становления и развития : дис. на соиск. учён. степ. кандидата исторических наук : 07.00.02 / Третьякова, Ирина Анатольевна. – Москва, 2007. – 261 с.
29. Фёдорова О. В., Фёдоров В. Н. Бородино в памяти поколений: 200 лет Бородинской битве. – Можайск : Костюхина М. В., 2012. – 415 с.
30. Шенцова О. М., Хисматуллина Д. Д., Чуприна В. С. История среды музейных сооружений военной техники // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2015. – № 2. – С. 58-61.
31. Шуманский И. И. Педагогический музей ведомства военно-учебных заведений России – один из основных центров в развитии отечественной военной педагогики России // Вестник Российского университета кооперации. – 2012. – № 3. – С. 143-146.