Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольная педагогика
Роль детской игрушки в развитии и воспитании ребёнка - дошкольника
Курсовая работа
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы роли детской игрушки в развитии и воспитании ребенка 5
1.1.Игрушка как фактор влияния на развитие и воспитание дошкольника 5
1.2. Особенности развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации 11
Глава 2. Методы и организация исследования 15
2.1. Методы исследования 15
2.2. Организация исследования 17
Глава 3. Результаты и анализ проведенного исследования 20
Практические рекомендации 25
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение
Актуальность темы. Понятие «игра» в культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности «игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. Игры проникали во все сферы жизни человека.
Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от самого рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции.
Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи- знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества.
В современном образовании актуализируется проблема воспитания детей дошкольного возраста. Данную систему следует рассматривать гораздо шире, чем современные образовательные технологии.
Цель исследования заключается в выявлении роли детской игрушки в развитии и воспитании ребенка-дошкольника.
Объект исследования –дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – детская игрушка в развитии и воспитании ребенка -дошкольника .
Гипотеза исследования – предполагается, что изучение психофизиологических особенности ребенка дошкольного возраста, особенностей игрушки, а также создание современной развивающей предметно-пространственной среды повысит уровень воспитания и развития дошкольника, в том числе позволит внести коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы роли детской игрушки в развитии и воспитании ребенка.
2. Выявить методы и организацию исследования.
3. Проанализировать проведенное исследование
Методы исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
2. Контент-анализ.
3. Анкетирование.
4. Методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе ________________________________________. В исследовании принимали участие воспитатели.
С воспитателями проведено анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа научно-методической литературы и анкетирования воспитателей, систематизированы и обобщены результаты изучения современных условий воспитания детей дошкольного возраста с помощью игрушек. Материалы данной работы могут быть использованы для практического применения работниками дошкольного образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что: в работе рассмотрены актуальные проблемы воспитания детей дошкольного возраста .
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
При выполнении работы использована учебная и учебно-методическая литература, статьи из научно-практических изданий, Интернет-ресурсы.
Структура работы: введение, три главы, практические рекомендации, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы роли детской игрушки в развитии и воспитании ребенка
1.1.Игрушка как фактор влияния на развитие и воспитание дошкольника
На процесс освоения и применения дошкольником совокупности нравственных норм и ценностей в системе социальных отношений оказывает влияние огромное количество факторов, в частности семья, сверстники, педагоги, игры, образовательная деятельность и т.д.
В настоящее время к этим факторам добавилось мощное влияние информационной среды: Интернета, телевидения, печатных изданий. В развитии ребёнка существенное место занимают и привлекательные для детей мультипликационные фильмы.
Д.И. Фельдштейн, рассматривая феномены современного детства, отмечает следующее. Взрослый уже не рассматривается детьми как единственный носитель чего-то нового и интересного. Развитие технологий приводит к тому, что освоение нового содержания получения информации, овладения новыми способами и видами деятельности стало доступно детям непосредственно, без участия взрослого. Меняется реальная позиция ребенка по отношению к миру взрослых. Освоение этого мира осуществляется ребенком теперь не просто в форме эстафеты, когда «палочка» знаний и культуры передается от одного поколения к другому. Процесс имеет много вариантов. Сегодня дети иногда опережают взрослых (например, в освоении новых компьютерных и коммуникационных технологий).
Б.Д. Эльконин, говоря о современном кризисе детства, пишет, что дети выходят из постоянного контакта с взрослыми. Сокращается время семейного общения, досуга. Появляются новые виды деятельности, где взрослый не занимает ведущей роли.
Информационно-коммуникативные технологии затрагивают семью и все сферы образования, начинают конкурировать с семьей и школой. Сегодня многие авторы говорят о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.
О смене прежних воспитательных и образовательных практик пишут А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин (Венгер, Слободчиков, Эльконин, 1989; Эльконин, 1992). С их точки зрения, сегодня эти практики не обеспечивают оптимального развития ребенка и процесса его социализации. Кроме этого размываются ведущие виды деятельности, содержание и временные границы кризисов смещаются и перестают быть очевидными. Все это говорит о «кризисе детства», т.е. периоде принципиальной трансформации, отягощенном рядом негативных симптомов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. – М.: Лепта, 2008. – 542 с.
2. Абраменкова, В.В. Осторожно… игрушка // Семья России. – 2006. – № 3. – С. 33–34.
3. Александрова Н.С. Этнопедагогический феномен народных игр и игрушек /Н.С. Александрова //Вестник Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева.-2017.-№2.-С.41.
4. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/2898-prilozhenie-k-prikazu-287-ot-04-04- 2018-g
5. Кашекова И.М. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей /И.М. Кашекова [и др.] //Педагогика искусства.-2018.-№3.-С.167.
6. Морозова Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2009.-21 с.
7. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребѐнка / В.С.Мухина, М.: Изд-во МГУ, 2008. – 222 с
8. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников /С.В. Онощенко// Автореферат диссертаци.-2009.-С.21.
9. Сингизова Ю.Ю. Педагогический потенциал современной игрушки в воспитании ребенка-дошкольника/ Ю.Ю. Сингизова //В сборнике: Игровая культура современного детства. Материалы I Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет.-2017.-С.95-99.
10. Смирнова Е.О., Орлова И.А. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Наша экспертиза. – 2016 г.
11. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 27–36.
12. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – №2(19), апрель-июнь 2009. – С. 28–32.
13. Черная А.В. Феноменология традиций игровой культуры: опыт историко-генетического исследования /А.В. Черная //Развитие личности.-2011.-№2.-С.82.
14. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160 с.
15. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – С. 7–13.