Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Доставка товаров под таможенным контролем: правовые основы
1.1. Понятие и сущность доставки товаров под таможенным контролем
В настоящее время мировая экономика претерпевает изменения, которые заключаются в объединении государств и создании союзов. Неоспоримо острое положение в настоящее время занимают вопросы развития потенциала таможенного контроля товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита. В этой сфере таможенные органы занимают основное положение, так как именно они осуществляют таможенное регулирование, в том числе и при помещении товаров под таможенный транзит.
Для создания комфортных условий осуществления таможенного регулирования в современных условиях таможенными органами применяется таможенный контроль, осуществляемый ими при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также под иные таможенные процедуры. Важно знать, что таможенный транзит регулируется международными договорами между странами-членами транзитного соглашения, а также законодательством этих стран. Транзитными перевозками затрагиваются основополагающие интересы стран, по территории которых они осуществляются, в том числе экономические, политические и социальные аспекты .
Данные перевозки являются доходными для государств, являющихся транзитными, так как они способствуют развитию транспортных систем и их инфраструктуры, но также следует принять во внимание их недостатки: вопросы национальной безопасности, состояние окружающей среды и конкуренция транспортных услуг на международном рынке. Одним из отличительных признаков осуществления таможенной процедуры таможенного транзита определяется то, что товары, транспортируемые в соответствии с данной процедурой, не облагаются таможенными пошлинами и налогами, а также специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами. Однако, в таком случае, декларант должен предъявить в таможенный орган места прибытия товаров документы, которые подтверждают обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в случае если они предусмотрены.
Иной особенностью таможенной процедуры таможенного транзита является возможность перемещения товаров только транспортными средствами международного перевозчика. Деятельность таких компаний основывается на свидетельстве о допуске к международным перевозкам, а также требовании иметь в автопарке грузовые автомобили, соответствующие требованиям, установленным в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и правилам международной перевозки грузов. Таможенная процедура таможенного транзита, кроме обеспечения уплаты таможенных платежей и пошлин, предполагает также выполнение и других условий. Она подчиняется специально установленному порядку, о котором необходимо знать для того, чтобы являться полноправным участником внешнеэкономической деятельности и соблюдать закон.
Кроме того, одним из условий является предоставление соответствующих документов, которые подтверждают соблюдение ограничений при перемещении по территории Российской Федерации товаров, перемещение которых ограничено. После того, как таможенные органы совершили проверку соблюдения всех требуемых для помещения товаров под таможенной процедурой условий, которые были перечислены мной выше, таможенный орган должен внести номер зарегистрированной декларации в базу данных, а также определить сроки транзита, то есть максимальное время, которое транспортное средство может затратить на перемещение товара под данной таможенной процедурой. По истечении этого срока транспортное средство точно должно прибыть в таможню назначения. Итогом совершения всех необходимых процедур является то, что транспортное средство может начать движение .
Срок доставки товаров до таможенного органа назначения определяется таможенным органом отправления. Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает максимальный срок транзитной перевозки товаров, который составляет 2000 километров за 2 месяца, но не менее 7 календарных дней. Но, в то же время, существует возможность изменения данного срока перевозки товаров, которая основывается на решениях Евразийской экономической комиссии, если присутствуют особенности перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.
Но водителя ни в коем случае нельзя заставлять спешить путём установления для него жестких временных рамок. Однако стоит учитывать, что чем больше времени транспортное средство находится в пути, тем выше риск того, что груз будет украден. Более того, для водителя-мошенника в данном случае появляется гораздо больше возможностей для того, чтобы раствориться на бескрайних просторах страны, так как в случае, если его прибытия ожидали через пятнадцать дней, то таможня отреагирует на его отсутствие только через 15 дней. В таможенной декларации или иных документах, замещающих ее, а также в информационной системе таможенных органов указываются сроки транзита и место доставки товаров, а в транспортной накладной делаются пометки о том, что товар выпущен для транзита. В случае если декларирование осуществлялось в письменном виде, а не в электронном, перевозчик получает на руки по одному экземпляры транзитной декларации, транспортной накладной, а также всех иных необходимых документов, которые перевозчик должен предоставить в таможне назначения.
Все грузовые операции, в том числе перегрузка, разгрузка, перевалка, перегрузка и иные, возможные во время транзита, должны осуществляться по разрешению и с уведомлением таможенных органов. В случае, если в пути с транспортным средством произошла авария или иные непредвиденные обстоятельства, и автомобиль не может далее продолжать движение, то водитель обязан уведомить ближайший таможенный орган о сложившейся ситуации, а данный таможенный орган, в свою очередь, должен сообщить об этой аварии и о месте нахождения товаров в таможенные органы отправления и назначения, а также составляется специальные акт об аварии.
Завершение таможенной процедуры таможенного транзита происходит тогда, когда транспортное средство прибывает в таможенный орган назначения. Водитель должен в течение трех часов с момента его прибытия в таможенный орган сообщить о том, что товары находятся в зоне таможенного контроля, а также представить таможенному органу все необходимые документы, в том числе транзитную декларацию. Транспортное средство может поступить в таможенный орган прибытия вне времени его работы, например, в выходной день или ночью. В таком случае перевозчик должен сообщить о своем прибытии не позднее, чем через три часа с момента начала работы таможенного органа.
Важную роль в формировании благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) играет таможенная процедура таможенного транзита, которая призвана содействовать устойчивому развитию транспорта и упрощать экономические отношения между государствами.
В системе таможенного транзита ведущая роль отводится международным автомобильным перевозкам грузов, которые наряду с другими видами транспорта участвуют в создании и функционировании эффективного единого транспортного пространства Союза.
При этом соответствующие пошлины и налоги не оплачиваются, но все запреты и ограничения применяются, кроме мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенный режим транзита товаров обеспечивает перевозку:
импортной продукции от подразделения таможни в пункте убытия до подразделения таможни в пункте назначения;
импортной продукции от подразделения таможни в точке прибытия до внутреннего таможенного подразделения;
импортной продукции от одного внутритаможенного подразделения до другого.
В настоящее время на территории России перевозка товаров автомобильным транспортом по таможенной процедуре таможенного транзита осуществляется преимущественно с использованием двух подсистем: 1) подсистемы международных дорожных перевозок (процедура МДП); 2) подсистемы поручительства. Процедура МДП установлена таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций (ООН) от 14.11.1975 «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (Конвенция МДП). Товар по данной процедуре перемещается в опломбированном грузовом отсеке от страны отправления до страны назначения, делая невозможным несанкционированный доступ к перевозимым товарам.
Одним из основополагающих принципов подсистемы, делающих такие перевозки возможными, является взаимное признание мер таможенного контроля всеми странами в пути следования. В настоящее время процедура МДП является единственной глобальной и универсальной системой таможенного транзита, которая применяется на практике в 63 странах мира. Несмотря на различия в национальном законодательстве, перевозчики этих стран имеют возможность осуществлять перевозку товаров по единому и гармонизированному документу – книжке МДП. С одной стороны, книжка МДП является транзитной декларацией, а с другой – подтверждает, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия, являющаяся обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.).
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
4. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
5. Приказ ФТС России от 21.12.2010 N 2509 (ред. от 15.05.2014) «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19992).
6. Приказ ФТС России от 18.08.2015 N 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)».
7. Приказ Федеральной таможенной службы от 21 декабря 2010 г. N 2509 г. Москва «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» Приложение N 2.
8. Приказ ФТС России от 01.06.2011 N 1157 (ред. от 14.04.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».
9. Воробьева, И.Н. Кластерный подход к экономическому развитию приграничных регионов в условиях таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии / И.Н. Воробьева // Известия Алтайского государственного университета. – 2020. – № 2 (82). – Том 2. – С. 297-301.
10. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 375 с.
11. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2019. – 204 с.
12. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
13. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2019. – 448 с.
14. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2019. – 395 с.
15. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2019. – 731 с.
16. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2020. - № 4. – С.42-48.
17. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2020.
18. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. – СанктПетербург, 2019. – 56 с.
19. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2019. – 551 с.
20. Толмачев, В.П. Теоретические аспекты социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.П. Толмачев; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М.: Юстицинформ, 2020.
21. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
22. Шкиотов, С.В. Таможенный союз как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики / С.В. Шкиотов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2019. – № 6. – Том 18. – С. 280-286.
23. Шумакевич, Н.В. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно-методическое пособие / Н. В. Шумакевич. – Балашов: Николаев, 2020. – 52 с.
24. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 375 с.