Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка специалистов в среднем профессиональном образовании происходит в целостном педагогическом процессе.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса, и должно соответствовать современным требованиям, а именно:
• педагог должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• занятие должно быть проблемным и развивающим: педагог сам нацеливается на сотрудничество со студентами и должен уметь направлять их на сотрудничество с педагогом и одногруппниками;
• преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность студентов;
• вывод делают сами студенты;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• планирование обратной связи.
Несмотря на проработанность теоретических аспектов, педагоги СПО часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Знание видов и особенностей проектирования учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои педагогические и методические компетенции.
Для решения заявленной проблемы выбрана тема курсовой работы: «Проектирование фрагмента междисциплинарного курса «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» для будущих бухгалтеров в условиях среднего профессионального образования».
Цель работы: в основе анализа требований нормативных документов выполнить проектирование фрагмента междисциплинарного курса «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» (МДК.02.02) по специальности 38.02.01 – «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Объектом исследования является процесс среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Предмет исследования – проектирование фрагмента междисциплинарного курса «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» для будущих бухгалтеров.
Задачи:
1. Изучить и провести анализ нормативных документов для подготовки по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в условиях СПО.
2. Проанализировать содержание тем «Характеристика современной контрольно-кассовой техники (ККТ), её особенности в процессе проведения инвентаризации» и «Порядок работы на контрольно-кассовых машинах в процессе проведения инвентаризации» в учебных пособиях.
3. Выполнить методическую разработку двух занятий по МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».
Методологической основой исследования являются научные положения об организации образовательного процесса, которые нашли отражение в работах Ю.К. Бабанского, А.Р. Алавердова, М.А. Горюновой.
Изучением теории и методик проектирования учебного процесса занимались Г.А. Монахова, И.Г. Самсонова, Л.П. Алексеева, А.М. Новиков.
Методы исследования: теоретического анализа – изучения материалов научных и периодических изданий по теме; документального анализа – обобщение, сравнение, изучение документов.
Практическая значимость: курсовой работы состоит в том, что предложенные методические проекты занятий могут быть эффективно использованы при организации учебного процесса МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» в условиях СПО для будущих бухгалтеров.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (21), приложения (3).
Заливкой, выделен материал, имеющий отношение к дальнейшему проектированию фрагмента учебного процесса для подготовки будущих бухгалтеров.
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В УСЛОВИЯХ СПО
1.1. Анализ ФГОС и профессионального стандарта
При проектировании учебного процесса мы выполнили анализ следующих документов:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020).
– Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.02.2019 г., № 103н.
– Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержден приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2018 г. № 50137).
В статье 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дается понимание предмета регулирования настоящего Федерального Закона: «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования)».
Далее изложены основные понятия, которые применяются в настоящем Федеральном законе, основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Важным моментом данного ФЗ является статья 4 о Правовом регулировании отношений в сфере образования. Здесь обозначены цели правового регулирования отношений в сфере образования: «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования» [4, с. 12].
Далее указываются полномочия, которыми наделены федеральные органы государственной власти в сфере образования, государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования.
С учетом выбранной в рамках курсовой работы специальности и учебной дисциплины проанализируем профессиональный стандарт «Бухгалтер». В разделе «Общие сведения» ПС представлены нашему вниманию основная цель вида профессиональной деятельности: «Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений» [13, с. 34].
В профессиональном стандарте также прописаны основные трудовые функции. Рассмотрим их подробнее:
Трудовые функции:
– Организация и планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета.
– Координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета.
– Формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
– Счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
– Формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
– Обеспечение ознакомления, согласования и подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности.
– Обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
– Обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета процессов внутреннего контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок, подготовка документов о разногласиях по результатам государственного (муниципального) финансового контроля, аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.
– Обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив.
– Организация передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки.
Междисциплинарный курс «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» входит в профессиональный модуль ПМ 02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Наименование вида профессиональной деятельности – деятельность в области бухгалтерского учета.
Основная цель вида профессиональной деятельности. В процессе деятельности, в рамках дисциплины, занятия могут быть организованы в форме лекций, семинаров, с использованием других видов работ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев В.Д. Введение в профессию бухгалтера / В.Д. Андреев, И.В. Лисихина // Учеб. пособие – М.: Магистр: Инфра-М, 2015. – 192 с. – Текст: непосредственный.
2. Безруких П.С. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / П.С. Безруких, И.П. Комиссарова. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 271 с. – Текст: непосредственный.
3. Богачева Т.Г. Управление торговыми операциями в вопросах и ответах + 1 CD-ROM / Т.Г. Богачева. – М.: 1С: Паблишинг; СПб: Питер; Издание 3-е, 2013. – 544 c. – Текст: непосредственный.
4. Бондарева Т. Н. Ведение кассовых операций: учеб. пособие / Т.Н. Бондарева, Е.А. Галкина. – М.: Феникс, 2014. – 192 c. – Текст: непосредственный.
5. Бородин В.А. Теория бухгалтерского учета: учебник / В.А. Бородин, А. Бабаев, Н.Д. Амаглобели; под ред. Ю.А. Бабаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 303 с. – Текст: непосредственный.
6. Бухгалтерское дело: учебник под ред. Л.Т. Гиляровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 423 с. – Текст: непосредственный.
7. Бухгалтерское дело: учеб. Пособие под ред. Ю.И. Сигидова, А.И. Трубилина. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с. – Текст: непосредственный.
8. Бухгалтерский учет: учебник / О. П. Алешкевич, Д. В. Папковская, П. Я. Папковская ; под ред. П. Я. Папковская. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. — 380 c. – Текст: непосредственный. – URL: http://www.iprbookshop.ru/67618.html (дата обращения 02.05.2022)
9. Ведение кассовых операций. Новый порядок, новые вопросы, новые ответы. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 148 c. – Текст: непосредственный.
10. Вентцель Е.С. Введение в исследование операций / Е.С. Вентцель. – М., 2017. – 388 c. – Текст: непосредственный.
11. Волгин В.В. Кладовщик. Устройтсво складов. Складские операции. Управление складом / В.В. Волгин. – М.: Ось-89; Издание 5-е, стер., 2013. – 544 c. – Текст: непосредственный.
12. Гахова, М. А. Практикум для молодых бухгалтеров: учебно-методическое пособие / М. А. Гахова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 243 c. – Текст: непосредственный. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71577.html (дата обращения 03.04.2022)
13. Журнал «Главбух»: под. ред. С.М. Ковалевской. –URL: http://www.glavbukh.ru/ (дата обращения 05.04.2022)
14. Журнал «Зарплата»: практический журнал для бухгалтеров о расчете зарплаты. –URL: http://www.glavbukh.ru/ (дата обращения 03.04.2022)
15. Журнал «Упрощёнка»: под.ред. Н.В. Бовша. – URL: http://www.glavbukh.ru/ (дата обращения 12.04.2022)
16. Ковалева, В. Д. Бухгалтерский учет: лаборатор-ный практикум / В. Д. Ковалева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 158 c. – Текст: непосредственный. – URL: http://www.iprbookshop.ru/72535.html (дата обращения 26.04.2022)
17. Петрова, А. Г. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации: учебное пособие для СПО / А. Г. Петрова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. — 154 c. – Текст: непосредственный. – URL: http://www.iprbookshop.ru/69673.html (дата обращения 23.04.2022)
18. Полковский А.Л. Бухгалтерское дело: Учебник для бакалавров / А.Л. Полковский. – М.: Дашков и К, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
19. Практический бухгалтерский учет. Издательство: Бухгалтерия и банки. – 2004 Москва. – URL: http://www.iprbookshop.ru/42263.html (дата обращения 23.04.2022)
20. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
21. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.12.1998 N 60н (ред. от 30.12.1999) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673).
22. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.2010г. №43-н с изменениями и дополнениями «Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ №4 2011г.».
23. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2011г. №26-п с изменениями и дополнениями «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ №6/01.».
24. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 27.12.2010г. №153-н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ №1/2012.»
25. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от (19.06.2010г. №44-н.) «Положение по бухгалтерскому учету «Материально-производственные запасу». ПБУ №5/01.»
26. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2001 N 119н (ред. от 24.10.2016) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2002 N 3245).
27. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. №94н «План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению» // Нормативные акты для бухгалтера. – 2000. – №23.
28. Рогуленко Т.М. Теория бухгалтерского учета: Учеб. / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарёва. – М.: Кнорус, 2015. – 172 с. –Текст непосредственный.
29. Свиридова Л.А. Бухгалтерское дело: учебно-методический комплекс дисциплины / Л.А. Свиридова. – Оренбургский государственный университет. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 186 с. –Текст непосредственный.
30. Справочная Правовая Система Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/law/ref/poleznye-sovety/detskie-posobija/posobie-po-beremennosti-i-rodam/ (дата обращения: 27.03.2022).