Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность безубыточности
Понятие безубыточности деятельности предприятия обычно характеризует способность предприятия покрыть свои расходы на основную деятельность. На данный момент в экономической науке сложился определённый подход к определению, что такое безубыточность. Ее основным показателем является точка безубыточности.
Точка безубыточности (brear even point) – «точка, где издержки (затраты) равны выручке от производства и реализации продукции. Фактически это не «точка», а количество выпущенной продукции, когда доходы от реализации этой продукции будут равны расходам по выпуску этой продукции» [1, с. 47].
Таким образом, данный термин тесно связан с такими экономическими категориями, как издержки и выручка.
Издержки производства представляют собой «выраженные в стоимостной форме затраты по производству, связанные с отказом от альтернативного использования ресурсов» [2, c. 128].
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитыва¬ет внутренние (или сокрытые) издержки [14, c.147]. Внутренними издержками являются:
1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;
2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность [10, c.149].
Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль
Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.
Постоянные издержки (fixed cost) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или со¬кращением объема производства [4, c. 47]. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы. Следует учесть, однако, что административные расходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зависят от размеров производства.
Средние постоянные издержки обозначаются AFС (Average Fixed Cost) [3, c.196]:
AFС = FC / Q (1)
где Q –объем производства
Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства.
Переменные издержки (variable cost) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда [15, c.300]. В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция.
По мере достижения оптимальных размеров производства происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.
С понятием безубыточности тесно связана такой экономический феномен как эффект финансового рычага.
Эффект финансового рычага – это показатель, который отражает влияние заемного капитала на прибыль компании [5, c. 100].
Финансовый рычаг – это соотношение между заемным и собственным капиталом кампании [6, c. 296].
Для определения того, на сколько компания готова к выходу на новые рынки или к открытию нового бизнеса (реализации нового проекта) нужно расчитывать и анализировать указанные показатели.
1.2. Методы анализа безубыточности
Анализ безубыточности выполняется в краткосрочном периоде при соблюдении следующих условий в некотором диапазоне объемов производства, называемым приемлемым диапазоном:
затраты и выпуск в первом приближении выражаются линейной зависимостью;
производительность не меняется в пределах рассматриваемых изменений выпуска;
цены остаются стабильными;
запасы готовой продукции несущественны [7, c.54].
Приемлемый диапазон объемов производства (область релевантности) определяется гипотезой о линейности затрат. Если гипотеза сомнений не вызывает, диапазон принимается в качестве ограничений модели CVP. Основные классические соотношения:
1. AVC ≈ const, т.е. средние переменные затраты относительно постоянны [10, c.146].
2. FC неизменны, т.е. пороговый эффект отсутствует.
Тогда общие затраты на выпуск продукта определяются соотношением
TС = FC + VC = FC + а × Q, где Q — объем выпуска [11, c. 247].
Однопродуктовые задачи дают ответ на вопросы из области анализа безубыточности в виде количества произведенного продукта. Чаще всего CVP-анализ в теории сводится к определению классической точки безубыточности, который показывает, сколько нужно произвести единиц продукции, чтобы покрыть все фиксированные затраты. Как правило, он распространяется и на целевую прибыль, т.е. сводится к определению объема выпуска продукции, обеспечивающего заданную прибыль.
Многопродуктовые задачи дают ответ на те же вопросы в виде выручки (ТК). При этом предполагается неизменность ее структуры, хотя бы в смысле постоянства доли маржинальной прибыли в выручке [12, c.46].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 2. Экономический анализ [Текст]: учебник для академического бакалавриата / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 240 с.
2. Антикризисное управление [Текст]: учебник и практикум для академиче-ского бакалавриата / под ред. Н.Д. Корягин. – М.: Юрайт, 2017. – 367 с.
3. Басовский, Л.Е. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
4. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для бакалав-ров / М.В. Воронина. – М.: Дашков и К, 2015. – 400 c.
5. Гинзбург, М.Ю. Финансовый менеджмент на предприятиях нефтяной и газовой промышленности [Текст] / М.Ю. Гинзбург, Л.Н. Краснова, Р.Р. Садыко-ва. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 287 c.
6. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры – 3-е изд. перер. и доп. / Т.И. Григорьева – М.: Юрайт, 2016. – 486 с.
7. Жилкина, А.Н. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Н. Жилкина. – М.: Юрайт, 2016. – 285 с.
8. Зуб, А.Т. Антикризисное управление [Текст]: учебник бакалавриата / А.Т. Зуб. – 2-е изд. перер. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с.
9. Казакова, Н.А. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для ба-калавриата и магистратуры / Н.А. Казакова. – М.: Юрайт, 2017. – 470 с.
10. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. [Текст]: учебное пособие / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2015. – 508 c.
11. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.И. Бариленко. – М.: Юрайт, 2016. – 455 с.
12. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для акаде-мического бакалавриата и магистратуры в 2х частях. Часть 1. / И.Я. Лукасевич – 4-е изд. исп. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 377 с.
13. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: учебник для ака-демического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова – М.: Юрайт, 2016. – 467 с.
14. Румянцева, Е.Е. Экономический анализ. [Текст]: учебник и практикум для СПО / Е.Е. Румянцева. – М.: Юрайт, 2016. – 381 с.
15. Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. В 2-х ч. Ч.1 [Текст]: учебник и практикум для академического ба-калавриата. / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. – М.: Юрайт, 2016. – 363 с.