Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный преподаватель иностранного языка, как правило, сталкивается с проблемой развития лексико-семантической стороны речи у обучающихся. Данное направление работы является основополагающим и первостепенным, поскольку низкий уровень развития лексико-семантической системы неродного для ребенка языка не дает ему возможности дальнейшего, более глубокого речевого развития.
Именно в начальной школе современный ребенок впервые сталкивается с необходимостью использования правильной иноязычной речи, поскольку этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [ФГОС НОО 2013]. Требования ФГОС НОО к результатам освоения иностранного языка обучающимися, выводят лексико-семантический аспект на первый план. Первый иностранный язык российские школьники начинают осваивать уже на начальной ступени обучения. Поэтому методический вопрос развития лексико-семантического аспекта становится не менее актуальным, чем в русской речи. Правильно построенная, развитая англоязычная речь гарантирует ребенку успешность обучения в школе, возможность быть понятым в иноязычной среде и понимать окружающих.
Таким образом, целью настоящего исследования является теоретическое и эмпирическое изучение современных технологий работы над лексико-семантическим аспектом англоязычной речи в начальных классах.
Согласно цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить структуру лексико-семантического направления англоязычной речи в педагогической литературе;
2) систематизировать современные технологии работы над лексико-семантическим аспектом с детьми младшего школьного возраста;
3) провести констатирующий эксперимент с целью диагностики начального уровня развития лексико-семантического аспекта англоязычной речи у испытуемых;
4) провести и проанализировать результаты формирующего эксперимента по повышению уровня развития лексико-семантического строя англоязычной речи у испытуемых посредством современных технологий.
Объектом исследования лексико-семантический аспект англоязычной речи.
Предмет исследования - современные технологии работы над лексико-семантическим аспектом англоязычной речи в начальных классах.
Методология исследования: теоретические основы лексико-семантического направления языка Шмелева Д.И., Богдановой Л.И., Покровского М.М., Кузнецовой А.И.; основы возрастной психологии Эльконина Д.Б., методика обучения иностранному языку Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Колкера Я.М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т.Н., Крушевского Н.В.; технологии обучения в описании Паньшина О.Н., Фрезе О.В., Шамова А.Н., Солововой Е.Н., Ждановой Л.А, Панфиловой А.П., Григорьевой М.Б.; основы психолого-педагогической диагностики Фотековой Т.А.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а также законодательной базы из области образования; эмпирического характера – психолого-педагогическая диагностика с помощью авторской методики Фотековой Т. А., констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ эмпирически полученных данных, методы описательной математической статистики.
Структура работы: исследование состоит из двух глав, теоретической и эмпирической, включает в себя введение, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложение. В работе содержится 13 таблиц и 9 рисунков.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИМ АСПЕКТОМ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Характеристика лексико-семантического направления речи
Шмелев Д. И. [Шмелев 1977], Богданова Л. И. [Богданова 2011] примерно одинаково определяют лексику – это совокупность слов как обозначений предметов, явлений и понятий, образующая словарный состав данного языка. Лексика является предметом науки лексикологии. Лексикологию интересует слово как словарная единица, имеющая определенное лексическое, предметное значение, и обладающее системой словоизменительных форм. В отличие от фонетики, изучающей фонемный состав, и грамматики, изучающей принадлежность к частям речи и роль в предложении, лексикологию интересует предметное содержание слова – его лексическое значение.
Лексика любого языка представляет собой богатый набор лексических значений, поскольку именно слово является простейшим знаковым средством называния фрагмента действительности: предмета, свойства, действия, состояния. Российский семасиолог М. М. Покровский писал о то, что слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в нашей душе независимо от нашего сознания в различные группы, и основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению. Так, М. М. Покровскому одному из первых удалось осознать системный характер лексики [Покровский 1986]
Кузнецова А. И. трактует семантику как систему значений различных единиц языка, выражения и восприятия смысла для обеспечения коммуникативной функции языка. Автор подразделяет лингвистическую семантику на несколько видов [Кузнецова 1982]:
1) лексическая семантика – изучает природу, типы, виды лексического значения слова;
2) грамматическая семантика – изучает грамматические и формально-структурные значения в отрыве от лексического значения слова (верное употребление падежа, числа).
Лексические и грамматические значения сосуществуют в слове и тесно взаимодействуют, полное представление о семантике слова возможно при комплексном подходе. Изучение значений идет в двух направлениях:
1) семасиология (теория значения) – изучение значения от плана выражения к плану содержания;
2) ономасиология (теория обозначения) – изучение значения от плана содержания к плану выражения.
Лексико-семантическая система языка – система лексики данного языка, множество элементов, находящихся в закономерных отношениях и образующих целостность. Лексико-семантическая система языка имеет ряд особенностей:
1) очень большое количество объектов (более 120 000 слов);
2) тесная связь с экстралингвистическими факторами;
3) открытость (в отличие от грамматической системы языка);
4) наличие тесных связей с контекстом;
5) подвижность лексических единиц (лексика как самый «подвижный» уровень языка в наибольшей степени отражает изменения, происходящие в различных сферах жизни).
Минимальной единицей речи является слово. Кузнецова А. И. определяет слово как комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельное целое. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Значение слова – это соотнесенность слова с определенным понятием [Кузнецова 1982].
Наряду с лексическим значением, каждое слово имеет еще грамматическое значение и представляет собой единство лексического и грамматического значений. Например: слово «бак» обозначает сосуд (лексическое значение) и является существительным мужского рода в форме единственного числа, именительного падежа (грамматические значения).
Основная функция слова назывная, или номинативная. Значение (семантика) слова – это явление историческое: оно не является раз и навсегда данным, а может изменяться в процессе функционирования слова в речи. У слова выделяются основное, прямое значение и неосновное, переносное.
Таким образом, мы кратко охарактеризовали лексико-семантический аспект речи, описали понятие лексики и семантики, лексико-семантической системы языка. Поскольку в рамках настоящей работы нас интересует иностранный язык, то далее представим современные технологии работы над лексико-семантической стороной англоязычной речи с детьми в начальной школе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Афанасьева О. В. Rainbow English – 3 класс. Часть 1 / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. М.: Дрофа, 2020. 144 с.
2. Богданова Л. В. Стилистика русского языка и культура речи. М.: Наука, 2011. 24 с.
3. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа, 2002. №3. – С. 25–28.
4. Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: ЛитРес, 2018. 391 с.
5. Григорьева М. Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2011. №10. С. 47–49.
6. Жданова Л. А. Игровые методы обучения лексике английского языка, 2013. Режим доступа: http://www.f-mx.ru/inostrannye_yazyki_i_yazykoznanie/igrovye_metody_ob ucheniya_leksike.html (дата обращения 01.11.2021).
7. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. Н. Еналиева. М.: Академия, 2000. 264 с.
8. Крушевский Н.В. Избранные работы по языкознанию. М.: Академия, 2016. 313 с.
9. Кузнецова А. И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования (из истории разработки данной проблемы в современном и зарубежном языкознании). М.: Педагогика, 1982. 110 с.
10. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2006. 367 с.
11. Паньшина О. Н. Использование тематических карт при формировании лексической компетенции // Новые технологии обучения иностранным языкам / Сборник научно-практической конференции / Паньшина О. Н., Фрезе О.В. – Омск.: изд-во Омского государственного университета, 2017. С. 78-80. Режим доступа: https://omsu.ru/science/materialy-konferentsiy/2017/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BC%202017.pdf (дата обращения 01.11.2021).
12. Покровский М. М. Семасиологические исследования в области древних языков. М.: Наука, 1986. 82 с.
13. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М.: Астрель, 2010. 272 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2013. Режим доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения 01.11.2021)
15. Фотекова Т. А. Тестовая методика «Диагностика устной речи» (адаптированная для детей младшего школьного возраста), 2011. Режим доступа: http://ulybkasalym.ru/wp-content/uploads/2016/03/test.pdf (дата обращения 01.11.2021)
16. Шамов А.Н. Обучение лексической стороне речи и пути ее совершенствования в условиях средней школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2011. № 1. С. 89–93.
17. Шмелев Д. И. Современный русский язык. Лексика. М.: Педагогика, 1977. 183 с.
18. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. № 4. С. 13–15.