Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития российского общества успешность личности во многом зависит от умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, опираясь на творческий потенциал и не забывая о гармоничных отношениях с окружающей природной средой. Следовательно, целью современного образования является развитие личных качеств школьника, его способностей, формирование у учащегося активной и творческой жизненной позиции. Особенная роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта в настоящее время отводится внеурочной краеведческой деятельности. Внеурочная работа на сегодняшний день является неотъемлемой частью образовательного процесса. В ее рамках реализуются такие направления развития учащихся как, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и спортивно-оздоровительное. Во внеурочной деятельности активно используются краеведческие методы. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию и изучению нового, формирует практические умения и навыки, способствует фундаментальному изучению истории окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных исторических закономерностей развития природы и общества на местном материале [4, с. 124]. В процессе краеведческой работы, история родного края является объектом познания и источником гражданско-патриотического воспитания, нравственного обогащения, целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поискового и исследовательского характера, общественно-полезной и массовой работы.
Реализация исторического краеведческого подхода в обучении на базе классической школы, сформировавшейся в Российской Федерации, затруднительно из-за отсутствия в достаточном количестве учебного времени и материальной базе. Но в полной мере может осуществляться на базе внеурочного дополнительного образования. Вышеизложенное позволяет обозначить проблему исследования: выявление условий реализации краеведческого подхода во внеурочное время.
Объект исследования: историческая краеведческая деятельность.
Предмет исследования: внеурочная историческая краеведческая деятельность в работе со старшими подростками.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможности формирования интереса к истории края во внеурочной деятельности со старшими подростками.
Гипотезой исследования является предположение о том, что всестороннее применение краеведческого подхода в образовании позволит сформировать у обучающихся знания о своем родном крае, будет способствовать воспитанию чувства патриотизма и создаст условия для рационального природопользования.
В соответствие с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
2. Изучить внеурочную деятельность как часть образовательного процесса.
3. Эмпирически исследовать влияние внеурочной работы со старшими подростками на формирование интереса к истории родного края.
Методы исследования: 1) теоретические: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; 2) эмпирические: анкетирование; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: МКОУ СОШ № 1 им. Н.Ф. Зонова г. Орлова Кировской области.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к истории родного края во внеурочной деятельности со старшими подростками
1.1. Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Границы старшего подросткового возраста — 13-15 лет. Подростковый возраст является переходным в первую очередь в биологическом смысле, так как это возраст полового созревания. В социальном смысле подростковый период — продолжение первичной социализации. Все подростки данного возраста являются учащимися школ и находятся на обеспечении родителей или государства, поэтому социальный статус подростка не отличается от детского. В психологическом плане старший подростковый возраст противоречивый. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости —новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого старший подросток по факту еще не достиг. Поэтому наблюдаются типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании школьника.
Развитие органов старшего подростка идет быстро и неравномерно. Его движения плохо скоординированы, порывисты и угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Это нередко проявляется в повышенной критичности к другим людям [22, с. 205]. Для старшего подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, иметь значимость в школьном обществе, проявить себя самым удивительным образом, обратить на себя внимание различными путями. Большинство психологов и педагогов связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении. Данный возраст благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Старший подростковый возраст отличается способностью к фантазии и творческому воображению, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым школьным предметам. У старшего подростка появляются признанные им авторитет. Часто ученик стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящей ситуации. Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов. Речь подростка становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.
Старший подростковый возраст имеет огромное значение в развитии и становлении личности человека. В данный период значительно расширяется объем деятельности школьника, изменяется его характер. В структуре личности подростка наблюдаются значительные перемены, которые обусловлены перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований. Закладываются основы сознательного поведения, прослеживается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И всё это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития старшего подростка, а также на фоне его духовного становления. Поэтому подростковый возраст характеризуется педагогами и психологами как переходный, трудный, сложный, критический [12, с. 140]. В.А. Сухомлинский описывал подростка: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы - всё качественно иное» [12, с. 34]. Этим объясняется неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими людьми, противоречивость в их действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как отклонение от общественных правил.
Сам В.А. Сухомлинский, выделяя противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими данному периоду возрастного развития учащегося. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных ситуациях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых людей. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это разнообразие потребностей и желаний, но ограниченность сил и опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [22, с. 184].
Профессор Б. С. Волков обобщил основные личностные черты подростка. Так главными личностными чертами старшего подростка являются следующие:
- непримиримость к злу, его эмоциональное неприятие, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни;
- подросток хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают взрослые;
- подростку хочется быть личностью. Совершить героический поступок, что-нибудь романтическое или необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться;
- у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Старший подросток боится обнаружить свою несостоятельность;
- в подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки, восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Школьник стесняется своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью [22, с. 320].
К концу старшего подросткового возраста некоторые подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении. Это связано с общей тенденцией данного возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать истинный интерес к предмету, а нередко и практическая цель — необходимость знаний определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. Учебная, трудовая и общественно-организационная деятельность объединяются в общественно значимую деятельность, которая и становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности старших подростков в общении со сверстниками и взрослыми, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу [12, с 54]. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у старшего подростка.
Интеллектуальное развитие детей старшего подросткового возраста характеризуется способностью подростка к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые не доступны учащимся более младшего возраста. В это время подростки начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни и социальной справедливости. Часто они выходят на уровень анализа вечных философских истин и не находят решения вопросов, которые стоят перед ними. В старшем подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность школьника: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости. Старший подросток психологически принадлежит к нескольким социальным группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям, секциям по интересам. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, то формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость же норм и ценностей разнообразных социальных групп ставит подростка в позицию выбора. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [22, с. 123]. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков является коллективно-групповым. Группы старших подростков удовлетворяют потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение является не просто способом проведения досуга, но средством самовыражения, установления новых социальных контактов.
Разные виды общения могут существовать и выполнять различные функции. Причем их значимость с возрастом меняется. Как изменяются места встреч: у подростков это часто двор или своя улица. Разнообразные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Если компании формируются в основном на основе совместных развлечений, то социальные контакты бывают эмоционально значимые и остаются поверхностными. Поэтому качество совместного времяпрепровождения нередко оставляют желать лучшего [22, с.234].
Особенное значение в установлении эффективных взаимоотношений с ровесниками имеют определенные индивидуально-психологические особенности личности старшего подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности школьника [Текст] / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. – 2013. – № 25-1. – С. 68–72.
2. Алёшина Н.В. Знакомство детей с родным городом и страной. М., 2011, 121 с.
3. Борисова Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М. – 1982. - С. 152.
4. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
5. Вопросы краеведения в урочной и внеурочной деятельности. Сборник информационнометодических материалов по истории Вятского края / Авт.-сост.О.А. Рякина, Т.В. Верещагина, Н.П. Губина и др.; Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения. – Киров, 2019, - 60с.
6. Демин М. А. Научно-образовательный центр исторического краеведения // Преподавание истории в школе. – 1998. – № 5.- с.38-41
7. Историческое краеведение: методическое пособие / Авт.-сост. В.С. Перова, Е.В. Бадьина, А.И. Копысова; Центр повышения квалификации работников образования г. Кирова. – Киров, 2007. – 114с.
8. История / Сост. В.А. Бердинских, А.В. Сутырин; Под общ. ред. В.А. Ситникова. – Киров: ОКраткое,1995. - 527с.; ил.-(Энциклопедия земли Вятской, т.4).
9. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: краеведение. – М. – 1975.- С.46.
10. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 2. – С. 99–104.
11. Краеведение – как направление патриотического воспитания в школе / Авт.-сост. И.В. Галкина, Г.И, Гребнева, Л.И. Никулина, С.В. Банникова; Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения. – Киров, 2011. – 63 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [текст]/ И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 1996. - 180с.
13. Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – № 9-2. – С. 80–82.
14. Мартынова, С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 19–21.
15. Митрахович С.В. Программа дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности «Моя малая Родина» / С.В. Митрахович. – Дополнительные образовательные программы. – 2011. - №5. – С. 34-46.
16. Организация туристско-краеведческой работы во внеурочной деятельности школьников / Авт.- сост. Е.Л. Бессонова, Т.А. Бутина, О.Н. Буторина и др.; Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения. – Киров, 2012. – 52с.
17. Попова, И.Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 33. – С. 150–153.
18. Починок, О. А. Организация внеурочной деятельности школьников [Текст] / О.А. Починок, Ю.А. Филиппова, А.В. Хайретдинова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 90–93.
19. Пчелинцева Т.С. Организация внеурочной деятельности в школе в рамках обучения и сопровождения педагогов//Общество: социология, психология, педагогика. -2018.-№ 4.- С.1-4.
20. Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. – М. – 1961. – С. 38-39.
21. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности [Текст] / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 21–26.
22. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
23. Шипов К.А. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.