Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы изучения логарифмической функции в школьном курсе математике 4
1.1. Понятие логарифма 4
1.2. Различные подходы к изучению логарифмической функции в школьном курсе математики 10
2. Особенности изучения логарифмической функции в школьном курсе математики 18
2.1.Различные подходы к формированию понятия функции в общеобразовательной школе 18
2.2.Особенности изучения логарифмической функции в школьном курсе математики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из тем в курсе математики в средней школе является тема «Показательной и логарифмической функции». Тема является укоренившейся в курсе алгебры средней школы, но очень непросто дается учащимся из-за подачи многообразия материала. Изучение логарифмических функций, согласно федеральным государственным образовательным стандартом, включено в школьный курс математики, однако, форма предоставления материала значительно отличается от учебников более старшего поколения, в сторону меньшей детализации. Заметно снижена роль и уровень требований к логарифмическим преобразованиям выражений и вычислениям.
Экзамен в форме ЕГЭ по математике содержит задания на различные темы школьного курса, и одна из таких тем – это «Логарифмы». Она изучается в курсе «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов. Но следует заметить, что тема «Логарифмы» вызывает у учащихся трудности при изучении. Кроме того, задания по данной теме содержатся как в базовом, так и в профильном уровнях экзамена, а в последнем в обеих частях. Это 5 говорит о том, что задания высокого уровня сложности по теме «Логарифмы» требуют от учащихся глубоких знаний данной темы и владение практическими навыками их решения. Отсюда следует актуальность темы исследования.
В школьном курсе «Алгебра и начала анализа» учащиеся систематически изучают показательную и логарифмическую функции и их свойства, тождественные преобразования логарифмических и показательных выражений и их применение к решению соответствующих уравнений и неравенств, знакомятся с основными понятиями, утверждениями.
По теме «Логарифмическая функция» в программу входит рассмотрение и изучение следующих вопросов: Логарифм числа. Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, её свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Число e и натуральный логарифм.
Основная цель раздела изучения показательной и логарифмической функции состоит в ознакомлении учащихся с показательной, логарифмической и степенной функцией и в том, чтобы научить их решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Целью исследования является рассмотрение различных подходов к свойствам логарифма в школьном курсе математики.
Объектом исследования является процесс обучения математики в средней школе.
Предметом исследования являются подходы к изучению логарифмической функции на уроках математики.
Основные задачи исследования:
1. Раскрыть историю открытия логарифма;
2. Проанализировать различные подходы к изучению логарифмической функции;
3. Рассмотреть особенности изучения логарифмической функции в школьном курсе математики;
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы по теме исследования;
2. Обобщение педагогического передового опыта.
1. Теоретические основы изучения логарифмической функции в школьном курсе математике
1.1. Понятие логарифма
При решении показательных уравнений удается представить обе части уравнения в виде степеней с одинаковыми основаниями и рациональными показателями. Так, например, при решении уравнения мы заменяем степенью и из равенства степеней с одинаковыми основаниями делаем вывод о равенстве показателей: х = −5/6. Однако, чтобы решить, казалось бы, более простое уравнение 2х = 3, стандартных знаний оказывается недостаточно.
Дело в том, что число 3 нельзя представить в виде степени с основанием 2 и рациональным показателем.
Действительно, если бы равенство, где m и n — натуральные числа, было верным, то, возведя его в степень n, мы должны были бы получить верное равенство 2m = 3n. Но последнее равенство неверно, так как левая его часть является четным числом, а правая — нечетным. Значит, не может быть верным и равенство. С другой стороны, график непрерывной функции y = 2x пересекается с прямой y = 3, и, значит, уравнение 2x = 3 имеет корень. Таким образом, перед нами стоят два вопроса: «Как записать этот корень?» и «Как его вычислить?». Показатель степени, в которую нужно возвести число a (a > 0, a ≠ 1), чтобы получить число b, называется логарифмом b по основанию a и обозначается logab[34].
Теперь мы можем записать корень уравнения 2х = 3: х = loga3 Равенства ax = b и x = logab, в которых число a положительно и не равно единице, число b положительно, а число x может быть любым, выражают одно и то же соотношение между числами a, b и x. Подставив в первое равенство выражение x из второго, получим основное логарифмическое тождество.
Понятие логарифма в методическом пособии.
Задание
Решите уравнение: а) 2x = 64; б) ; в) ; г) 4x = 0; д) 7x = −12.
После проверки ученикам предлагается ответить на вопрос, какое из заданий показалось им наиболее трудным. Вероятный ответ: 2 (в), так как в нем нужно было приводить дробь к степени числа 5. Затем школьникам предлагается высказать мнение о сравнительной с заданием 2 (в) трудности уравнения 2x = 3.
На первый взгляд кажется, что это уравнение проще, однако представить 3 в виде степени числа 2 школьникам не удается. Дальше изучение нового материала проводится в соответствии с учебником. При этом в зависимости от уровня класса рассматривается или не рассматривается дополнительный материал о невозможности представления 3 в виде 2r , где r = m/n.
После этого диалог с классом можно строить примерно так: — Как вы думаете, имеет ли уравнение 2x = 3 корень? Ответ обоснуйте. [Если построить график функции у = 2x и провести прямую у = 3, то они пересекутся в одной точке, значит, уравнение имеет один корень[22].
— Что можно сказать о корне уравнения ax = b, где а > 0 и а ≠ 1? При всех ли значениях b оно имеет корни? Затем вводится определение логарифма числа b по основанию, а и записывается основное логарифмическое тождество.
При этом выписывание равенства происходит синхронно с повторным чтением определения теперь уже в обратном, по сравнению с учебником, порядке. Теперь можно записать корень уравнения 2х = 3: х = loga3 и предложить школьникам серию самостоятельных работ.
Логарифмическая функция.
Выразим x из равенства y = logax, получим x = ay. Последнее равенство задает функцию x = ay, график которой симметричен графику показательной функции y = ax относительно прямой y = x. Показательная функция x = ay является монотонной, и, значит, разные значения y соответствуют разным значениям x, но это говорит о том, что y = logax, в свою очередь, является функцией x. Показательная функция y = ax и логарифмическая функция y = logax являются взаимно обратными. Сравнивая их графики, можно отметить некоторые основные свойства логарифмической функции. Свойства функции y = logax, a > 0, a ≠ 11: Функция y = logax определена и непрерывна на множестве положительных чисел. Область значений функции y = logax — множество действительных чисел. При 0 < a < 1 функция y = logax является убывающей; при a > 1 функция y = logax является возрастающей.
График функции y = logax проходит через точку (1; 0). Ось ординат — вертикальная асимптота графика функции y = loga.
Существует много разных определений логарифма, но большинство учебников почему-то используют самые сложные и неудачные из них.
Итак, перед нами степени двойки. Если взять число из нижней строчки, то можно легко найти степень, в которую придется возвести двойку, чтобы получилось это число. Например, чтобы получить 16, надо два возвести в четвертую степень. А чтобы получить 64, надо два возвести в шестую степень.
А теперь — собственно, определение логарифма:
Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.
Обозначение: loga x = b, где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм.
Например, 23 = 8 ⇒ log2 8 = 3 (логарифм по основанию 2 от числа 8 равен трем, поскольку 23 = 8). С тем же успехом log2 64 = 6, поскольку 26 = 64.
Операцию нахождения логарифма числа по заданному основанию называют логарифмированием. Итак, дополним нашу таблицу новой строкой:
21 22 23 24 25 26
2 4 8 16 32 64
log2 2 = 1 log2 4 = 2 log2 8 = 3 log2 16 = 4 log2 32 = 5 log2 64 = 6
К сожалению, далеко не все логарифмы считаются так легко. Например, попробуйте найти log2 5. Числа 5 нет в таблице, но логика подсказывает, что логарифм будет лежать где-то на отрезке [2; 3]. Потому что 22 < 5 < 23, а чем больше степень двойки, тем больше получится число.
Если взять калькулятор и посчитать, чему равны такие логарифмы, то получатся очень длинные числа.
log2 5 = 2,32192809...
log3 8 = 1,89278926...
log5 100 = 2,86135311...
Такие числа называются иррациональными: цифры после запятой можно писать до бесконечности, и они никогда не повторяются. Если логарифм получается иррациональным, его лучше так и оставить: log2 5, log3 8, log5 100.
Важно понимать, что логарифм — это выражение с двумя переменными (основание и аргумент). Многие на первых порах путают, где находится основание, а где — аргумент[8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгебра. Базовый курс с решениями и указаниями [Текст] : учебно-¬методическое пособие / Н.Д. Золотарёва, Ю.А. Попов, Н.Л. Семендяева [и др.] ; под ред. М.В. Федотова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 567с.
2. Александрова, Л. А. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Самостоятельные работы/ Просвещение, 2012 - 280 с.
3. Башмаков, М.И. Алгебра и начала математического анализа: Учеб.для 10-11кл. сред. шк. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 1992. - 351с.
4. Бородуля, И. Т. Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения) [Текст] : пособие для учителя / И. Т. Бородуля. - Москва : Просвещение, 1984. - 112 с.
5. Виленкин, Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб.пособие для учащихся шк. и кл. с углуб. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - 288с.
6. Дидактические материалы по математике для 10 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы [Текст] : пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 1988. - 143, [1] с.
7. Дорофеев, Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс / Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 160с.
8. Капкаева, Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика [Текст] /Москва : Юрайт, 2017. - , 2017. - 263 с.
9. Киселев, А.П. Алгебра [Текст]. - Москва :URSS : ЛЕНАНД-, 2017 -275 с.
11. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008 г. - 378 с.
- Корчажкина О.М. Решение задач как вид мыслительной деятельности: общие методы [Текст] / О.М. Корчажкина // Математика в школе. 2018. - № 4. - С. 46-57
12. Ксентова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с .
13. Кузнецова Т.И. Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2017/2018 учебном году [Текст] / Т.И. Кузнецова // Математика в школе. - 2018.
- № 6. - С. 69-71
14. Ляхова, Н.Е., Яковенко, И.В. Методы решения уравнений и неравенств в задачах с параметрами: учеб. пособие/Н.Е.Ляхова, И.В. Яковенко; отв.ред. проф. А.А. Илюхин. -Таганрог: Изд-во Таганрог.ин-та имени А.П.Чехова, 2014. - 92 с.
15. Методика обучения математике. Формирование приемов математического мышления [Текст] : учебное пособие для СПО / [Н.Ф. Талызина, Е.А. Буткин, И.А. Володарская и др.] ; под ред. Н. Ф. Талызиной. - Москва :Юрайт, 2018. - 192с.
16. Методическая разработка урока математики на I курсе по теме «Логарифм числа. Свойства логарифмов» [электронный ресурс] - режим доступа: https://nsportal.ru
17. Методическая разработка учебного занятия по математике «Логарифмы и их свойства» [электронный ресурс] - режим доступа: https://doc4web.ru
18. Мордкович, А.Г., Денищева, Л. О., Корешкова, Т.А., Мишустина, Т.Н., Тульчинская, Е.Е. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 кл.: Задачник для общеобразоват.учреждений. 3-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2007.- 400 с
19. Мордкович, А.Е., Семенов, П.В. Алгебра и начала анализа (профильный уровень). М.: Мнемозина, 2007 г. - 400 с.
20. Павлова Е. В. Структуризация учебной информации по математике [Текст] / Е. В. Павлова // Инновации в образовании. - 2018. - № 8. - С. 41-51
21. Пантаев, М.Ю. Математический гербарий абитуриента [Текст] : алгебра во всем ее блеске и многообразии / М.Ю. Пантаев. - Москва :URSS : ЛЕНАНД, 2018. - 779 с.
22. Покровский, В.П. Методика обучения математике: функциональная содержательно-методическая линия / В. П. Покровский - Владимир : Изд-во ВлЕУ, 2014. - 143 с.
23. Рогановский, Н.М. Методика преподавания математики в средней школе [Текст] : учебное пособие / Н.М. Рогановский. - Минск: Вышэйшая школа, 1990. - 266 с.
24. Рослова Л.О.Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать [Текст] / Л.О. Рослова // Педагогика. - 2018. - № 10. - С. 48-56
25. Современные образовательные технологии [Текст] : монография. - Новосибирск : ЦРНС, 2016 - . Кн. 4 / [В.А. Даниленкова, Ю.В. Дулепова, Л.В. Зайцева и др.]. - 2016. - 223 с.
26. Темербекова, А.А.Методика обучения математике [Текст] : / А.А. Темербекова, И.В. Чугунова, Е.А. Байгонакова. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар, Лань, 2015. - 510 с.
27. Тумашева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельного подхода [Текст] : монография / О.В. Тумашева, О.В. Берсенева. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. - 279 с.
28. Успенский, Я.В. Очерк истории логарифмов. / Я.В. Успенский // Петроград, 1923. -78 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. [Электронныйресурс] - https://MHHo6pHayKH^^OKyMeHTbi/2365
30. Шабунин, М.И. Математика [Текст] : пособие для поступающих в вузы / М.И. Шабунин. - Москва : Лаборатория знаний, 2017. - 744 с.
31. ШевкинА.В.От исследовательских текстовых задач к задачам с параметром [Текст] / Шевкин А.В. //Математика вшколе. - 2018. -№ 8. - С. 36¬42
32. ШтейнгарцЛ.А.Тест «Логарифмы» [Текст] / Л.А. Штейнгарц //Математика в школе. - 2018. - № 7. - С. 78-80
33. Юшкевич, А.П. История математики. / Юшкевич А.П. В 3-х т. Т. 2. Математика XVII столетия. - М. : Наука, 1970 г. - 301с.
34. Яковенко И.В., Лисаченко О.А. Особенности методики построения системы задач для изучения темы «Логарифмы. Логарифмические уравнения» [электронный ресурс] - режим доступа: https://cvberleninka.ru
35. Якубов А.В.Преподавание математики: зависимость результатов от профессионализма учителя и руководства школы [Текст] / Якубов А.В. //Математика в школе. - 2018. - № 5. - С. 3-7.
36. Байдак, В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: монография/ В. А. Байдак. — 3-е изд,, стереотип. — М. : ФЛИНТА, 2016. – 264 с.
37. Математика. Сборник задач по углублённому курсу. Учебно-методическое пособие / под ред. М. В. Федотова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 329 с.
38. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа: 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – М. : Мнемозина, 2013. –287 с.
39. Мордкович, А. Г. Алгебра и начала анализа: 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /под ред. А. Г. Мордковича. 3-е изд., стер.– М. : Мнемозина, 2013. – 264 с.
40. Никольский, С. М. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2009. – 383 с.
41. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
42. Сборник задач по алгебре. Часть 2. Иррациональные, тригонометрические, логарифмические уравнения и неравенства. Прогрессии. В помощь учащимся 10–11-х классов/ О.В. Нагорнов, А.В. Баскаков, О.Б. Баскакова, С.А. Гришин, Н.В. Мирошин, Р.Р. Резванов. – М.: НИЯУ МИФИ, 2012. – 160 с.
43. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебник/ И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
10. Алгебра и начала анализа [Текст] : 10-11 классы : задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович [и др.]. - Москва : Мнемозина, 2001. - 314 с.
44. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. 4.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). / А.Г. Мордкович. - 14-е изд. М. : Мнемозина, 2013. - 400 с.
45. Алимов, Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – М. : Просвещение, 2015. – 384 с.