Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что тексты древнеегипетских сказок как источник сведений о подробностях повседневной жизни древних египтян недостаточно исследованы в научной литературе. Египтологи значительно более внимания уделяют иным дошедшим до нас памятникам Древнего Египта. Между тем, сказка, несмотря на непременное присутствие в ней вымысла и выдумки, нередко содержит достаточно детальное описание быта древних египтян.
Объектом исследования является быт древних египтян.
Предмет исследования – бытовые подробности жизни древних египтян, нашедшие отражение в сказках и надписях вельмож.
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей быта древних египтян на основе материалов сказок и надписей вельмож.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать экономические и организационные основы повседневной жизни в Древнем Египте.
2. Рассмотреть основные характеристики материального быта в Древнем Египте.
3. Проанализировать особенности социального института древнеегипетской семьи, статус женщин и детей.
4. Охарактеризовать религиозные основы жизни древнего египтянина и его нравственные представления.
5. Проанализировать особенности отношения к смерти и организационные аспекты погребения в Древнем Египте.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания спецкурсов и спецсеминаров по истории Древнего Египта в высших учебных заведениях.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов.
Методологическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных египтологов, среди которых следует выделить исследование Б.А. Тураева , в котором содержится много сведений о материальной стороне быта древних египтян; научные труды О.Д. Берлева и Л.А. Муравьевой , в которых освещены подробности трудовой и экономической деятельности в Древнем Египте; работу В. Солкина , в которой рассматриваются вопросы, связанные со статусом древнеегипетской женщины; труд М.А. Коростовцева , в котором автор анализирует религиозные основы жизни в Древнем Египте.
Зарубежные исследования также занимают важное место среди источников использованной литературы. Например, в работе К. Лейца представлены сведения о структуре древнеегипетского года, описаны выделенные в нем древними египтянами сезоны. В трудах зарубежных исследователей затрагиваются столь важные проблемы, как значимость культа богов в повседневной жизни египтян, организация погребальных комплексов и др.
Материалом исследования курсовой работы являются сказки Древнего Египта, надписи вельмож, а также иные источники.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из пятнадцати наименований, пять из которых представлены зарубежными исследованиями, а также список использованных источников (сказок и надписей вельмож Древнего Египта).
Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены экономические и организационные основы быта древних египтян, во второй главе – религиозные и духовные основы повседневной жизни в Древнем Египте. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1 Экономические и организационные основы повседневной жизни в Древнем Египте
1.1 Экономические аспекты жизнедеятельности древних египтян
Зарождение древнеегипетской цивилизации относится примерно к XXXV в. до н. э. Территория Египта формировалась вдоль главной водной артерии – реки Нил. Его ежегодные разливы делали землю черной и плодородной. О роли Нила в повседневной жизни египтян упоминается уже в древних исторических памятниках. Например, в Анонимном географическом трактате IV в. н. э. говорится следующее: «Египет целиком омывается рекой, носящей имя Нила, которая своим разливом поит всю землю и в изобилии взращивает всяческие плоды, кроме оливок, и пшеницу, и ячмень, и стручковые, и виноград, а в равной мере и мужей благородных и ревностно почитающих богов».
Значение великой реки для древних египтян отмечает и Ахилл Татий Александрийский: «Многоводный Нил является для них всем: и рекой, и землей, и морем, и болотом, и бывает невиданное зрелище, – там можно видеть вместе корабль и мотыгу, весло и соху, руль и серп, пристанище моряков и земледельцев, рыб и быков. По чему ты плыл, то теперь засеваешь; а что засеваешь – это оказывается море возделываемое. Ведь эта река разливается; египтяне сидят, ожидая разливов и считая дни. И Нил не обманывает; он поток, срок соблюдающий и воды отмеряющий, поток, не желающий быть обвиненным в запаздывании. Поэтому египтянин не боится пить воду немешанной и не нуждается в Дионисе. Здесь же дивился я и способу питья. Египтяне не хотят черпать воду, не выносят кубков, но имеют свой собственный кубок. И кубком им служит рука».
О реке Нил упоминают и древнеегипетские сказки. Например, герои сказки «Са-Осирис и чародей из Эфиопии» отправляются в долину Нила.
Даже год в Древнем Египте подразделялся на три сезона (разлив, прорастание, зной), наступление которых было обусловлено разливом Нила.
Структура египетского года подробно проанализирована в научном труде Кристиана Лейца. Исследователь отмечает, что египетский год состоял из 365 дней: он делился на 3 сезона по 4 месяца в каждом, месяцы состояли из 30 дней, и за последним из них следовали 5 добавочных дней (т.н. эпагомены).
Экономические аспекты жизни древних египтян могут быть выявлены, прежде всего, при изучении сферы их ежедневного труда. О повседневном труде содержатся сведения во многих древнеегипетских сказках. Например, в сказке «Два брата» говорится о том, что Ануп ухаживал за скотом и пахал землю. «Он понимал язык животных и гнал коров туда, где была прекрасная трава. И коровы, которых он пас, делались тучными, давали много молока, и телят у них становилось все больше и больше». В этой сказке упоминается о многих подробностях труда земледельца: «Бата пошел в амбар, взял большой глиняный сосуд, чтобы унести много зерна в поле. Он насыпал ячмень и пшеницу и вышел из амбара с тяжелой ношей на плече».
На основе сказки «Два брата» можно представить подробности ежедневного труда земледельца и скотовода, которые поднимаются с рассветом, занимаются пахотой, севом, другими видами крестьянского труда и ложатся спать тогда, когда стемнеет.
Сведения о содержании стада быков, о деталях повседневного труда пастуха содержатся в сказке «Правда и Кривда». При этом реальные характеристики сочетаются с вымыслом, художественными преувеличениями, что является характерной чертой любой сказки. Например, бык в этой сказке описывается вначале как красивое, сильное животное. Но впоследствии мальчик, его владелец, добавляет, что когда этот «бык стоял в центре Египта, то конец его хвоста достигал зарослей папируса в дельте Нила». В описании рогов животного также присутствует гипербола.
В сказках Древнего Египта упоминается и о строительстве пирамид. Например, в сказке «Фараон и волшебники» говорится о громадном размере пирамиды, за вершиной которой прячется солнце. Речь идет о пирамиде фараона Хуфу (Хеопса), которую строили в течение двадцати лет.
Ремесло также является одним из ведущих видов деятельности в Древнем Египте, наряду с земледелием, скотоводством и строительством. В одном из трудов М.Э. Матье дана подробная характеристика художественного ремесла Древнего Египта. Искусство резчиков раскрывалось в том, что они правильно передавали многие анатомические особенности животных.
В любой сфере повседневной трудовой деятельности египтян (в земледельческой, строительной, ремесленной) были необходимы математические вычисления. У египтян они отличались высокой точностью, как видно из сохранившихся свитков. Писали египтяне на папирусе тростниковыми палочками черной и красной красками справа налево. Иероглифы вырезали на камне, сочетая их с рисуночным письмом – пиктографией, которая отображала не только образы, но и звуки. Язык египтян отражал особенности повседневной жизни, их ежедневных занятий, среди которых важное место занимала трудовая деятельность: ремесло, земледелие, скотоводство.
О.Д. Берлев отмечает, что труд в Древнем Египте оплачивался поденно или помесячно натуральными продуктами. Иногда за труд расплачивались «деньгами» в виде металлической проволоки или зерном. Все выдачи оформлялись ведомостями с поименным списком работников.
Таким образом, древнеегипетские сказки создают представление об особенностях труда египтян. Главными видами труда были земледелие, скотоводство, ремесло. В сказках содержится подробное описание этих занятий, освещаются многие детали повседневной трудовой деятельности в Древнем Египте. Экономические аспекты жизнедеятельности древних египтян, в частности, описания и характеристики реки Нил, отражены также в иных источниках, в том числе, древних.
1.2. Материальная сторона быта древних египтян
Характеризуя материальную жизнь древних египтян, следует отметить особенности их домашней обстановки и одежды. Сведения о данных аспектах материальной жизни содержатся, в частности, в исследованиях М.Э. Матье и Б.А. Тураева.
Б.А. Тураев подчеркивает, что в V–IV тысячелетиях обстановка дома в Египте была очень проста. На полах были циновки и шкуры животных, на которых египтяне спали и ели. Все свои продукты хранились в плетеных из папируса и тростника корзинках и сосудах. В третьем тысячелетии из глины, слоновой кости и дерева в Египте делали лари, сундуки, в которых хранили ценные вещи. Крышка привязывалась веревочными петельками, продетыми через сквозные отверстия в крышке.
Об обычае древних египтян спать на полу свидетельствует приведенная ниже цитата из сказки «Фараон и волшебники»: «Вот поравнялись носилки с покосившимся глиняным домиком. Вот и сам чародей развалился на рваной циновке возле порога».
Разумеется, убогая обстановка жилища характеризует, в основном, быт простолюдинов. Дворцы фараонов и сановников, отличались роскошью и огромными размерами, что также нашло отражение в древнеегипетских сказках. Например, в сказке «Фараон и волшебники» повествуется об огромных залах, которые не обойти в три дня, о каменных статуях, о роскошном убранстве дворца.
В исследовании М.Э. Матье содержатся сведения о том, что в богатых домах египтян имелась мебель, выполненная на высоком художественном уровне. Так, ножки кровати вырезали из дерева или слоновой кости в форме бычьих ног и львиных лап. Стулья и кресла напоминали современные табуреты, их форма варьировалась.
Г.А. Власова, комментируя семантику звериных мотивов в художественной мебели древних египтян, отмечает, что по степени доминантности в египетской мебели выделяются в особую группу изображения львов. Причина их популярности коренится в тотемизме египетской мифологии.
Важной чертой быта являются особенности одеяний древних египтян. В работе Б.А. Тураева прослеживается эволюция одежды в Древнем Египте. Так, в эпоху древности мужская одежда была простой и представляла собой всего лишь передник из плотной ткани, который мог быть овальной, прямоугольной и геометрической формы. Потом он стал сочетаться с повязкой из белой драпированной ткани схенти. Верхняя часть тела украшалась массивным ожерельем. В эпоху Среднего царства стали носить несколько схенти одновременно. Позже стали носить несколько слоев одежды. Появляются новые предметы гардероба, перешедшие от соседних народов. Поверх схенти стали надевать прозрачную легкую накидку, к которой пришивался рукав. Одежда стала плиссироваться и дополнялась украшениями и головными уборами. Женская одежда отличалась лаконичностью и простотой. Сначала она состояла из прямого облегающего сарафана – калазирис, который держался на одной или двух лямках. Сарафан имел длину до лодыжек. Женская одежда изменилась в эпоху Нового царства. Простой калазирис носили простолюдинки, а знатные египтянки поверх традиционного калазириса стали надевать накидки, которые красиво и сложно драпировались. Благородные египтянки носили венки из цветов и диадемы из драгоценных металлов.
Сказки Древнего Египта позволяют получить довольно подробное представление о нарядах древних египтян, в частности, о нарядах древнеегипетских женщин. Например, в сказке «Фараон и волшебники» следующим образом описаны наряды молодых красавиц: «Платья из тонкого белого льна расцветали блестками и узорами. Ожерелья радугой переливались. Золотые браслеты вились, словно быстрые змейки. Но особенно удивительными казались подвески из самоцветных камней. Камни сверкали в пышных прическах, напоминая нарядных бабочек или блестящих жуков
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства / О.Д. Берлев. – М: Наука, 1972. – 214 с.
2. Власова Г.А. Семантика звериных мотивов в художественной мебели Древнего Египта / Г.А. Власова. – М.: ВЕЛБИ, 2015. – 111 с.
3. Джарман О.А. Статус женщины в Древнем Египте / ОА. Джарман // Medicine and health care organization. – 2017. – Том 2 № 1. – С.50-59.
4. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта / М.А. Коростовцев. – СПб: Питер, 2000. – 201 с.
5. Матье М.Э. Искусство древнего Египта / М.Э. Матье. – М.: Олма-Пресс, 2010. – 425 с.
6. Муравьева Л.А. Финансово-экономическое развитие Древнего Египта / Л.А. Муравьева // Международный бухгалтерский учет. – 2012. – №6 (204). – С.57-65.
7. Перепелкин Ю.Я. История древнего Египта /Ю.Я. Перепелкин. – СПб: Летний сад, 2000. – 182 с.
8. Солкин В. Социальный статус женщины в древнем Египте / В. Солкин // Женщина в российском обществе. Вестник Ивановского государственного университета. – 1997. – №2. – С. 20-26.
9. Тураев Б.А. Древний Египет / Б.А. Тураев. – М: Гардарики, 2007. – 389 с.
10. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта / А.Н. Швечиков // Вестник ТГУ, выпуск 2 (70). – 2009. – С.68-72.
11. Daoud K.A. Corpus of Inscriptions of the Herakleopolitan period from the Memphite Necropolis: translations, commentary and analyses. – BAR S1459, Oxford, 2005.
12. Feucht E. Das Kind im Alten Agypten. – Frankfurt & New York: Campus; 1995.
13. Leitz C. Tagewaehlerei. Das Buch HAt nHH pH.wj Dt und verwandte Texte. – Wiesbaden, 1994. – 525с.
14. Morenz S. Aegyptische Religion. – Stuttgart: W. Kohlhammer, 1960.
15. Wilkinson R. H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. – London: Thames & Hudson; 2003.
Список использованных источников:
1. Анонимный географический трактат IV в. н. э. // Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие в 2-х частях. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М: Высшая школа, 1980. С. 34-37.
2. Ахилл Татий Александрийский. Левкиппа и Клитофонт. Часть 4. XI–XIV, XVIII (Борьба с разбойниками в Нильской дельте) // Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие в 2-х частях. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М: Высшая школа, 1980. С.49-50.
3. Два брата // Сказки и повести Древнего Египта. Перевод и комментарии И.Г. Лившица. – Л.: Наука, 1979. С.84-90.
4. Весткар // Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие в 2-х частях. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М: Высшая школа, 1980.С. 41-45.
5. Змеиный остров (сказка о потерпевшем кораблекрушение) // Сказки и повести Древнего Египта. Перевод и комментарии И.Г. Лившица. – Л.: Наука, 1979. С.30-36.
6. Коршун и кошка // Мифы и сказки Древнего Египта / Составитель Г. Мачинцев. – М.: Мысль, 2002. С.123-125.
7. Обличения поселянина // Сказки и повести Древнего Египта. Перевод и комментарии И.Г. Лившица. – Л.: Наука, 1979. С.37-59.
8. Письмо мертвым // Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие в 2-х частях. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М: Высшая школа, 1980, С. 282.
9. Посмертная надпись Амени // Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие в 2-х частях. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М: Высшая школа, 1980.С. 202.
10. Поучение Ани // Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособие в 2-х частях. Ч. I / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М: Высшая школа, 1980. С. 284-285.
11. Правда и Кривда // Сказки и повести Древнего Египта. Перевод и комментарии И.Г. Лившица. – Л.: Наука, 1979. С.103-107.
12. Рассказ Синухета // Сказки и повести Древнего Египта. Перевод и комментарии И.Г. Лившица. – Л.: Наука, 1979. С.15-27.
13. Са-Осирис и чародей из Эфиопии // Мифы и сказки Древнего Египта / Составитель Г. Мачинцев. – М.: Мысль, 2002. С.124-129.
14. Сказки о Сатни-Хемуасе и его сыне Са-Осирисе // Мифы и сказки Древнего Египта / Составитель Г. Мачинцев. – М.: Мысль, 2002. С.120-130.
15. Фараон и волшебники // Мифы и сказки Древнего Египта / Составитель Г. Мачинцев. – М.: Мысль, 2002. С.80-85.
16. Фараон и вор // Мифы и сказки Древнего Египта / Составитель Г. Мачинцев. – М.: Мысль, 2002. С.91-97.