Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов. Во-первых, свойственное для современности явление так называемого «информационного взрыва» требует отслеживать наиболее важное и значимое для конкретного человека из всего огромного информационного потока.
Во-вторых, в качестве одной из причин того, что освоение детьми познавательного и учебного материала происходит без необходимой умственной переработки информации, выступает не использования студентами всего арсенал знаковых средств, который был выработан в общественно-историческом опыте и выполняющем орудийную функцию в труде человека. При этом к числу значимых психологических компонентов, выделяемых в структуре личности, необходимо отнести внимание.
В-третьих, значение внимания многогранно. Ведь именно от состояния внимания напрямую зависит скорость, точность, а также полнота восприятия информационного материала. По своей структуре внимание – это не однородное психологическое явление. Оно характеризуется разными проявлениями: концентрацией, избирательностью, объемом, переключаемостью, распределением, а также устойчивостью. Наконец, очень важно начинать развивать произвольное внимание именно в дошкольном возрасте.
Таким образом, существенное увеличение информационного потока на современном этапе, зависимость развитие детей от уровня сформированности у них произвольного внимания, сложность структуры внимания, а также важность развития детей именно начиная с дошкольного возраста, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста» актуальным.
Объект исследования – произвольное внимание дошкольников.
Предмет исследования – процесс развития произвольного внимания в период дошкольного детства.
Цель исследования – раскрыть особенности произвольного внимания дошкольников.
Гипотезы исследования:
Уровень развития произвольного внимания дошкольников чаще всего средний и низкий. Его повышение будет осуществляться эффективно, если:
- осуществить подбор диагностических методик произвольного внимания дошкольников с учетом возраста детей и характера развития высших психических функций;
- провести анализ результатов и разработать рекомендации воспитателям и педагогам по развитию у дошкольников произвольного внимания.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность произвольного внимания как психолого-педагогической категории.
2. Рассмотреть особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте.
3. Обозначить методы психолого-педагогической диагностики произвольного внимания дошкольников.
4. Осуществить анализ результатов и разработать рекомендации воспитателям и педагогам по развитию произвольного внимания у дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, метод сравнения и синтеза полученной информации; методики диагностики уровня произвольного внимания дошкольников: 1) методика «Диагностика уровня развития произвольного внимания»; 2) методика «Тест «Шифровка».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.В. Гатановой, Ю.З. Гильбух, Ф.Н. Гоноболина, Н.Ф. Добрыниной, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, А.А. Осиповой, Е.Г. Туниной и др.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержавшего 18 источников на русском языке.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие и сущность произвольного внимания
Одно из самых первых письменных упоминаний о наличии связи внимания с рядом другими психическими явлениями отмечено в 400 г. до н. э. Оно имелось практическом древнеримском руководстве по осуществлению тренировки памяти для ораторов [14, с. 256].
Историки психологии выделение таких видов внимания, как произвольное и непроизвольное выявляют уже в работах древнегреческого философа Аристотеля [15, с. 157]. Далее на протяжении всей истории психологии предпринимались многочисленные попытки выработать определение понятию «внимание», а также определить его виды, разновидности и формы.
Уже в самых первых попытках рассмотрения внимания с позиции психологии была выделена та его форма, которую впоследствии стали называть активным, волевым либо произвольным вниманием. Однако до сих пор основным предметом анализа продолжают оставаться как психологические особенности, так и природа произвольного внимания, которые обеспечивают его механизм и генезис.
В начальной феноменологической характеристике этой формы внимания исследователями всегда подчеркивалась необходимость и важность сознательных усилий для сосредоточения внимания в определенном направлении, а также отмечался его пульсирующий характер и иные доступные самонаблюдению черты (У. Джемс).
Переход к характеристике специфики психологической природы произвольного внимания имел свое начало с попытки понять его мотивацию. Т. Рибо полагал, что источником тех так называемых «добавочных сил», которые поддерживают соответствующие усилия, выступают «естественные двигатели, которые отклоняются от прямой цели и при этом употребляются для достижения иной цели» [Цит. по: 6, c. 105]. Отсюда исходит понимание генезиса произвольного внимания в качестве изменения всей системы его мотивации. На первом этапе в данной функции выступают непосредственно первичные чувства типа страха; на втором – вторичные: то есть самолюбие, соревнование; на третьем этапе внимание переходит в область привычки.
Н.Н. Ланге в этом отношении выделял такое важное, внутреннее отличие именно произвольного внимания как тот факт, что цель самого процесса заранее известна субъекту. То есть, у него есть неполное и бледное, однако предваряющее знание о конкретном объекте внимания.
Особое место также отводится соображениям многих исследователей о физиологических механизмах переживаемого индивидом чувства усилия.
Начало исследования собственно психологических механизмов произвольного внимания можно датировать работами в этом направлении Л.С. Выготского [2]. В контексте непосредственно идей французской социологической школы относительно культурно-опосредствованном характере произвольного поведения им было экспериментально доказано, что генезис произвольного внимания включает в себя сознательное применение различных стимулов-средств, имеющих именно знаковый характер.
В свою очередь в рамках идеи П.Я. Гальперина о том, что внимание представляет собой некую деятельность контроля, механизм произвольного внимания воспринимался в качестве сокращенной формы контроля за действием. Такого рода контроль осуществляется непосредственно на основе заранее составленного плана при помощи заранее установленных критериев, а также способов их применения [3, c. 98].
Названные подходы к пониманию механизмов произвольного внимания позволяют несколько иначе подойти к его анализу. Использование средств, а также осуществление контроля неизменно предполагает совершение определенного комплекса как внешних, так и внутренних действий либо операций. Их анализ целесообразно осуществлять именно в контексте теории деятельности либо так называемого деятельностного подхода.
Деятельностный подход был предложен еще в 1934 г. С.Л. Рубинштейном как общефилософская, методологическая основа советской психологии. Он способствовал по-новому поставить отдельные теоретические проблемы психологии, в первую очередь, достаточно дискуссионную в тот период времени проблему соотношения внешнего поведения и сознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2015. 512 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. М., 1993. 412 с.
3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. М.: Сфера, 2018. 185 с.
4. Гатанова М.В. Развиваю внимание / М.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. СПб.: Питер, 2017. 281 с.
5. Гильбух Ю.З. Внимание и его воспитание / Ю.З. Гильбух, Ф.Н. Гоноболин. М.: Педагогика, 2014. 160 с.
6. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М.: Академия, 2018. 281 с.
7. Гоноболин Ф.Н. Психология. М.: Изд-во «Просвещение», 2016. 298 с.
8. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М., 2015. 322 с.
9. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.:ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2016. 224 с.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2018. 511 с.
11. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. М.: ТЦ Сфера, 2019. 104 с.
12. Пантина Н.С. Становление интеллекта. М.: РОССПЭН, 2016. 272 с.
13. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С.58-65.
14. Сидоров П.И. Введение в клиническую психологию: учебник / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. М.: Акад.Проект, 2016. Т. 1. 416 с.
15. Современная психология: справочное руководство / отв. ред. В.Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 2017. 688 с.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2018. 468 с.
17. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Акад. развития, 2017. 240 с.
18. Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 2006. С. 184-219.