Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Утверждение и внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) определили необходимость разработки каждым образовательным учреждением основной образовательной программы своей школы, а каждым педагогом – поиска таких методов и средств обучения, которые позволят более качественно подойти к формированию личности учащихся. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования.
В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся компетенций самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, еѐ анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности. Педагогическая наука разрабатывает и имеет достаточно широкий опыт инновационных методик, внедрение которых ведет к значительному повышению качества обучения. В частности, для формирования необходимых результатов можно использовать информационно-коммуникационные технологии.
Если внедрить средства ИКТ в процесс обучения математики, то формирование математической компетентности учащихся будет более успешным (эффективным, качественным), что приведет к совершенствованию обучения учащихся. Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума содержания, это стандарты, в которых предъявлены требования к результатам: предметным, метапредметным и личностным.
В формировании информационной компетенции особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя. Вот тут и пригодится данная компетентность ученика – информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с различными информационными источниками, в том числе и с учебником.
Однако этот источник не всегда может в полной мере наполнить ученика знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», интерактивная доска, обладающая при этом рядом преимуществ:
1) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
2) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
3) имеет хорошую структурированность (гипертекстовая организация информации) [9].
Таким образом, использование учителем интерактивной доски позволяет обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делает его более интересным и привлекательным для учащихся, вследствие чего растет уровень их информационной компетентности.
Объектом исследования является процесс обучения математике с использованием интерактивной доски.
Предмет исследования – методические подходы к обучению математике с использованием интерактивной доски в процессе формирования ИКТкомпетенций учащихся согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования – описать методические подходы к обучению математике в школе с использованием возможностей интерактивной доски.
Задачи исследования:
проведение анализа научно-методических, учебных и других материалов по реализации возможностей интерактивной доски в процессе обучения истории;
обобщение и систематизация полученных сведений;
определение основных направлений обучения в условиях формирования ИКТ-компетенции учащихся с использованием интерактивной доски на уроках истории;
разработка заданий, уроков с использованием интерактивной доски.
Методы исследования: анализ учебно-методической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация собранного материала, анализ учебного процесса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1. Возможности интерактивной доски в процессе обучения
В школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, цель у которых одна – помочь учащимся усвоить знания. Поощрительным фактором для педагога является внедрение инновационных технологий и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная – ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);
2) активная – ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения[6].
Особенность пассивной модели заключается в том, что учащиеся усваивают знания из слов учителя или из текста учебника, при этом не общаясь между собой и не выполняя каких либо творческих заданий. Такая модель является самой традиционной и довольно часто используется в образовательном процессе, но современные требования к структуре урока предполагают использование активных и интерактивных методов. Интерактивные и активные методы преподавания дают возможность для стимулирования познавательной деятельности и самостоятельности учеников.
Большинство педагогических инноваций, на сегодняшний день, связано с применением интерактивных методов обучения. Термин «интерактивное обучение» означает обучение, построенное на активном взаимодействии с субъектом обучения. Интерактивное обучение представляет собой один из вариантов коммуникативных технологий.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной
обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними [18].
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания [18].
Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы [27].
Интерактивное обучение как педагогическую методику нужно рассматривать как разноуровневое и разноаспектное взаимодействие. В первую очередь это взаимодействие людей: педагога и обучающегося, учеников между собой. Но понятие интерактивность это не только взаимодействие участников учебного процесса, это еще и взаимодействие ученика с учебным материалом. В интерактивной модели обучения нет места пассивному восприятию, заучиванию, запоминанию учебного материала. В данной модели обучения необходимо создать условия для того, чтобы ученик смог стать субъектом собственной образовательной деятельности, исследователем, смог максимально активизировать свою познавательную деятельность.
Интерактивную модель обучения часто напрямую связывают с компьютером, полагая, что без его использования «настоящей интерактивности» достичь невозможно. На наш взгляд это мнение ошибочно, так как продуктивные коммуникативные технологии (коллективные способы обучения, игры, мастерские, дебаты и пр.) успешно использовались тогда, когда в школах не было современных компьютерных классов, и давали хорошие результаты.
При этом нельзя отрицать, что компьютер, условия работы с которым основаны на постоянном взаимодействии с пользователем, является эффективным средством, помогающим применять интерактивные технологии на уроках.
На сегодняшний день интернет, как интерактивная среда, активно используется в образовательном процессе и является важным и эффективным инструментом формирования важнейших компетенций.
Таким образом, обеспечение школ необходимой компьютерной техникой и доступ в сеть Интернет обусловили развитие новых интерактивных технологий в образовании.
Интерактивные технологии, реализуемые на базе компьютера, сегодня развиваются в трех направлениях:
• использование прикладных программных средств (ППС), большинство из которых является диалоговым по сути и предназначено для обеспечения возможности взаимодействия обучающегося с информацией (учебным содержанием);
• использование Интернет как источника информации, требующего от пользователя познавательной активности, и пространства для общения, в том числе создающего возможности для дистанционного обучения;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуганова О.Н. «Интерактивные» уроки истории / О. Н. Актуганова // Вестник Марийского государственного университета. – Марийск: Изд-во МарГУ, 2012. – №9. – С. 66–69.
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Просвещение, 1994. – 228 с.
3. Антонова А.В. О способах использования интерактивной доски при организации дидактических игр по истрии / А.В. Антонова // Успехи современного естествознания. – М.: Изд-во Академия Естествознания, 2011. – №8. – С. 152–160.
4. Булин-Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин - Соколова, канд. пед. наук // Учитель. М.: Просвещение. – 2005. – № 3. – С. 63 – 66.
5. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. //Школьные технологии. – 2005.-N 1.
6. Бондарева О. А. Применение интерактивной доски и мультимедиа на уроках истории и обществознания в школе, http://ooc-school.ru/kop2.html
7. Близнюк С. К.Д. Ушинский о связи обучения с воспитанием / С. Близнюк // Народное образование. – 1973. – № 4. – С. 81–83.
8. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационная технологическая компетентность – М.: НФПК, 2007. – 56с. 70
9. Виштынецкий, Е.И. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.snfpo.ru/help/articles/a1.htm, свободный (сентябрь 2021).
10. Галишникова Е.М. Использование интерактивной доски в процессе обучения / Е.М. Галишникова // Учитель. – 2007. – № 4. – С. 8–10.
11. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующие с 1 сентября 2003 года)
12. Галишникова, Е.М. Использование интерактивной доски в процессе обучения / Е.М. Галишникова // Учитель. – СПб.: Питер, 2007. – № 4. – C. 8.
13. Голодов, Е.А., Гроцкая, И.В., Бельченко, В.Е. Интерактивная доска в школе. – Волгоград, «Учитель», 2010. – 86 с.
14. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 2009. – 134 с.
15. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с.
16. Желдаков М.И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. / М.И. Желдаков. – Мн.: Новое знание, 2003. – 152 с.
17. Звонарева, О.М., Самойлова, Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории / О.М. Звонарева, Т.А. Самойлова // Образовательный форум. 02.2009.
18. Иванова, И.И. Использование интерактивной доски в образовательном учреждении / И.И. Иванова // Ученые записки. – Вып.31. – М., 2010. – С.95-99.
19. Кабулова, Г.С., Ефимова, И.И., Тороян, С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . – 2011. – №9. – С.11-18.
20. Каримова, Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся / Я.Г. Каримова // Творческая педагогика. – 2011. – №3. – С. 94-99.
21. Румянцев, В.Б. Всемирная истории в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. – 2009. – № 8. – С.75-77.
22. Самойлова, Т.А. Интерактивная доска: подготовка и проведение уроков. – Ростов: Ростиздат, 2010. – 49 с.
23. Соловьева, О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология / О.В. Соловьева // Вопросы психологии. – 2004. – №3. – 44 с.
24. Студеникин М.Т. «Современные технологии преподавания истории в школе». Изд.: ВЛАДОС, 2007г
25. Толстых, Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития / Т.И. Толстых // Психология и школа. – 2004. – №4. – 30 с.
26. Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении.
27. Тенютина, Е.Д. Использование интерактивной доски на уроке / Е.Д. Тенютина // Практика административной работы в школе. – М.: Наука, 2008. – № 6. – С. 46-51.
28. Чернов А.Н. Мультимедийный кабинет истории . //Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7.
29. Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика: сенсорный экран в школьном классе / А. Шехтман, С. Кузнецов // Мир ПК. – М.: Просвещение, 2007. – № 9. – С. 124 - 128.
30. Чернов, А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 8. – С. 47-56.