Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы развития ТОСЭРов 5
1.1. Понятие, виды и цели ТОСЭР 5
1.2. Нормативно-правовая база и история создания ТОСЭР в РФ 9
2. Проблемы и перспективы развития ТОСЭРов 13
2.1. Оценка развития ТОСЭР 13
2.2. Перспективы развития ТОСЭР 21
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современные условия развития, требующие углубления рыночных принципов хозяйствования, обостряют проблемы дальнейшей структурной перестройки экономики регионов и России в целом. В этой связи становится очевидной необходимость трансформации экономики каждого из регионов путем внедрения различного рода организационно-экономических механизмов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры. Одним из таких организационно-экономических механизмов является механизм территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Именно территориям опережающего социально-экономического развития отводится роль эффективного инструмента государственной политики территориального развития на ближайший период.
Цель исследования в работе состоит в изучении проблем развития ТОСЭР в России и разработка путей их решения.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решены взаимоувязанные задачи такие, как:
изучить понятие, виды и цели ТОСЭР;
раскрыть нормативно-правовую базу и историю создания ТОСЭР в РФ;
дать оценку развития ТОСЭР;
выявить проблемы и перспективы развития ТОСЭР.
Объект исследования – территории опережающего социально-экономического развития, расположенные в субъектах Российской Федерации.
Предметом исследования в работе служат организационно-экономические отношения, которые возникают при формировании и функционировании территорий опережающего социально-экономического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления территориями опережающего социально-экономического развития. Обоснованные научные результаты исследования получены с применением общенаучных методов управления и организации, методов экспертных оценок, методов организационно-структурного моделирования и сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы развития ТОСЭРов
1.1. Понятие, виды и цели ТОСЭР
Россия – страна, не имеющая дефицита земли. Но есть проблема ее неравномерного заселения, когда отдельные города переполнены людьми, а огромные пространства остаются неосвоенными. Территории опережающего социально экономического развития призваны улучшить ситуацию, привлекая бизнес в малонаселенные местности налоговыми льготами и прочими преференциями.
Данная территория – это зона с определенным льготным режимом для предпринимателей и инвесторов, решившихся вести бизнес в пределах ТОР (территория опережающего развития так называется сокращенно). Она охватывает не целые субъекты Российской Федерации, а их части, список которых утверждает Кабмин .
Перечень ТОР не является закрытым (неизменным). Правительство уполномочено добавлять в него дополнительные зоны, принимая соответствующие постановления. То есть, территории опережающего развития, имеющиеся в России, не перечислены в одном документе, а указываются в отдельных нормативных актах – по мере того, как Кабмин присваивает этот статус тому или иному территориальному пространству.
В постановлениях Правительства о создании привилегированных «кластеров», в частности, указываются:
ТОРы (территории опережающего развития) и их границы;
виды экономической деятельности, попадающей под льготный режим (в пределах данной ТОР);
минимальная сумма инвестиций, которую должны вложить в свой бизнес-проект резиденты территории опережающего социально экономического развития, и т.д.
Закон о ТОР № 473-ФЗ от 29.12.2014 вступил в силу спустя три месяца – 29 марта 2015 года. Согласно его переходным положениям, первые три года с момента, как заработал закон, ТОР разрешалось создавать в границах:
либо Дальневосточного федерального округа;
либо городов с тяжелой экономической ситуацией.
Однако весной 2018 года данное ограничение было снято, и география ТОР заметно расширилась.
Федеральный закон № 473-ФЗ многими политиками и экспертами был встречен критично. В нем увидели опасность легальной «оккупации» российских земель, бесконтрольной коммерческой деятельности, а также отсутствие государственной выгоды от внедряемых бизнес-проектов. Тем не менее, города территории опережающего развития и другие населенные пункты продолжают множиться, и сегодня их перечень включает 85 наименований .
В ближайшее время список территорий опережающего развития 2019 года вновь будет расширен. В частности, Правительство планирует наделить особым экономическим статусом Благовещенск, Чапаевск, Нефтекамск и иные местности, нуждающиеся в активном инвестировании (приложение 1).
ТОСЭР создаются в целях диверсификации, модернизации и улучшения социально-экономического положения муниципальных образований посредством снижения зависимости от градообразующих предприятий, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест.
Первые подобные зоны в Российской Федерации стали появляться в 90-х годах и назывались Свободные экономические зоны (СЭЗ). Тогда эффективность их функционирования в целом была признана неудачной.
При этом на практике обозначились проблемы, решение которых в перспективе позволяло бы качественно усовершенствовать данный механизм развития национальной экономики:
вплоть до 2005 г. отсутствовала полноценная законодательная база, регламентирующая функционирование особых зон;
проявлялась несогласованность действий федерального и регионального центров по вопросам предоставления льгот и прочих преференций для СЭЗ, контроля их деятельности;
резиденты использовали СЭЗ главным образом для снижения налоговых платежей и не проявляли реальной производственной активности.
СЭЗ создавались на большой по площади территории, что значительно затрудняло обеспечение этих территорий инфраструктурой.
Новой вехой развития особых зон в РФ стало принятие в 2005 г. Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». К вступлению в силу закона (27.08.2005 г.) действующим прежде СЭЗ (за исключением Калининградской и Магаданской) необходимо было разработать проекты, рассматривающиеся на конкурсной основе. После чего принималось решение: сохранять статус конкретной особой зоны или нет .
К приоритетным задачам функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) было отнесено развитие: высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей промышленности; импортозамещения; транспортной инфраструктуры, туризма и конкурентоспособности портового хозяйства.
Под эти задачи законом об ОЭЗ были созданы четыре вида ОЭЗ:
промышленно-производственные – производство, переработка и реализация товаров;
технико-внедренческие – создание и реализация научно-технической продукции;
туристско-рекреационные – строительство, реконструкция и эксплуатация объектов туристской деятельности;
портовые – стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг. Принимая во внимание опыт предыдущего этапа, законом вводились следующие ограничения:
возможно досрочное прекращение функционирования ОЭЗ в случае, если в течение трех лет на этой территории не заключено ни одного соглашения на ведение деятельности, либо заключенные соглашения были расторгнуты, а также если в течение трех лет подряд резидентами на территории ОЭЗ не ведется никакой производственной активности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазян, С.А. Социальные индикаторы: учебник [Текст] / С.А. Айвазян, Ф.М. Бородкин. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 607 с.
2. Андреев, А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие [Текст] / А. В. Андреев Л. М. Борисова Э. В. Плучевская. – М.: КноРус, 2020. – 336 с.
3. Андреев, А.В. Региональная экономика: учебник [Текст] / А.В. Андреев. – СПб.: Питер, 2018. – 464 с.
4. Батракова, Л.Г. Социально-экономическая статистика: учебник [Текст] / Л.Г. Батракова. – М.: Логос, 2018. – 478 с.
5. Белокрылова, О.С. Региональная экономика: учебное пособие [Текст] / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. – М.: Инфра–М, 2020. – 240 с.
6. Бельтюкова, С.М. Проблемы устойчивого развития регионов / С.М. Бельтюкова [Текст] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2019. – № 14. – С. 30-34.
7. Видяпин, В.И. Региональная экономика: учебник [Текст] / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Синдяшкин. – М.: Инфра-М, 2020. – 666 с.
8. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие [Текст] / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 238 с.
9. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие [Текст] / В.Г. Глушкова, В.В. Курнышев. – М.: КноРус, 2020. – 256 с.
10. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования [Текст] / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2018. – 272 с.
11. Морозова, Т.Г. Региональная экономика: учебник для вузов [Текст] / Т.Г. Морозова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 526 с.
12. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: учебное пособие [Текст] / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2020. – 156 с.
13. Палаш, С.В. Экономический рост и уровень социально-экономического развития национальных экономик [Текст] / С.В. Палаш // Российское предпринимательство. – 2020. – № 4 (202). – С. 36-42.
14. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика: учебное пособие [Текст] / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. – М.: КноРус, 2020. – 272 с.
15. Плотникова, Е.Б. Уровень жизни и социальная стратификация населения в городах Пермского края [Текст] / Е.Б. Германов, И.А. Германов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2020. – № 1 (14). – С. 138-145.
16. Поляк, Г.Б. Региональная экономика: учебник [Текст] / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 464 с.
17. Трифонов, Е.В. Новое качество жизни населения в условиях гуманистической цивилизации [Текст] / Е.В. Трифонов // Российское предпринимательство. – 2020. – № 17 (215). – С. 17-22.
18. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник [Текст] / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2020. – 416 с.
19. Царева, В.М. Рыночные отношения и качество жизни [Текст] / В.М. Царева // Российское предпринимательство. – 2020. – № 7 (205). – С. 15-20.
20. Чапек, В.Н. Региональная экономика: учебное пособие [Текст] / В.Н. Чапек, В.А. Ильющенко, А.И. Калинин, С.Н. Лобов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 252 с.
21. Чернышова, Е.С. Экономика регионов. Конспект лекций [Текст] / Е.С. Чернышева. – М.: Приор, 2020. – 142 с.
22. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru.