Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Основой системы профессиональной подготовки артиста является классический танец. Развитие вращения - один из главных направлений в процессе обучения классическому танцу.
Усложнение хореографической лексики, изменения эстетических особенностей и самого классического танца, что выражается в увеличении амплитуды движений, обязывает обратиться к данным анатомии, биомеханики, кинезиологии, брать отдельные упражнения из определенных видов спорта, к примеру, из художественной гимнастики, фигурного катания, легкой атлетики, способных в значительной степени оптимизировать учебный процесс.
Профессиональная подготовка требует поиска перспективных путей совершенствования методики преподавания классического танца. Одним из подобных путей служит изучение и внедрение в практику педагогического наследия отечественных педагогов, а также достижений зарубежных методических систем, не освоенных российской балетной педагогикой.
Объект исследования – анализ техники вращений.
Предмет исследования – постановка вращения в классическом танце.
Цель работы: на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы провести сравнительное исследование особенностей постановки вращения в младших классах и дальнейшее развитие техники вращения в средних классах.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить методико-теоретические аспекты вращения как элемента классического танца.
2. Проанализировать технику постановки вращения в младших классах и в средних классах.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как Е.П. Валукина, В.А. Звездочкина, Н.И. Тарасова и других ученых, занимающихся исследованием рассматриваемой проблемы.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Методико-теоретические аспекты вращения как элемента классического танца
2.1. Дефиниция вращения
Классический танец давно доказал свое право на первое место применения в процессе освоения различных хореографических систем, какой бы жанровой направленности они (системы) не были. [1,12]
Весь комплекс всевозможных тренировочных упражнений, существующий в классическом танце, способствует развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости, правильной координации движений и т.д.
Вращения повышают техническую сторону танца, вырабатывают aplomb координацию и мн.др., что формирует выразительность исполнения и способствует созданию сценического образа. [4,8,15]
Вращения классического танца являются одним из выразительных, ярких, технически сложных движений. Вращения – один из разделов урока классического танца. Движения, в основе которого были вращения, формировался и совершенствовался веками. Школа классического танца тщательно отбирала и шлифовала элементы и технику вращательных движений.
Техника выполнения движений сложна и требует длительной, тщательной работы под контролем преподавателя. Существует большое количество разнообразных tour (туров) и pirouette (пируэтов), которые начинают изучать на третьем году обучения, когда обучающиеся уже обладают поставленным корпусом и руками. [4,10]
Следует отметить, что изучение вращений в классическом танце отличается последовательностью, в основании которой лежит принцип – от простого к сложному. Но, прежде чем изучать сложные tour и pirouette, начинаем изучать простые повороты у станка на 180 и затем на 360 градусов у станка, затем усложняя на середине зала.
Вращения встречаются в классическом, народном, характерном, историческом, современном и бальном танцах.
Различаются по исполнению, но выполняют схожую функцию – показать наличие техники у исполнителя, виртуозность, характер танца, динамические оттенки в музыке, развитие композиции танца. Вращения – один из разделов урока классического танца. Без вращений трудно представить лексику балета. Вращения подчеркивают эмоциональную выразительность в танце. [9,12]
Школа классического танца накопила немалый опыт в развитии методики вращений и разнообразии их видов.
Для успешного исполнения вращательных движений в учебном процессе следует развивать определенные физические качества :
1. Постановка корпуса, принятая в системе обучения классическому танцу.
2. Устойчивость, при правильной постановке корпуса, с сохранением вертикальной оси тела и умением находить центр тяжести корпуса при отклонении оси.
3. Развитие устойчивости на целой стопе, на полупальцах и в женском классе на пальцах.
4. Гибкость тела: умение держать ногу в зафиксированном положении на 45, 90, 120-180 градусов.
Гибкости тела способствует выворотность ног: подвижность в тазобедренном и голеностопных суставах.
5. Сила и выворотность стопы – достижение высоких полупальцев в выворотном и параллельном положении ног (для техник современного танца).
6. Координация корпуса. [5,6,8]
1.2. Методические приемы в процессе обучения вращению
Как один из методических приемов в процессе обучения рекомендуем применять целевые уроки по развитию вращений в классическом танце. Целевой урок строится в рамках программы обучения по классическому танцу. Особенности построения занятий целевого урока по развитию и совершенствованию вращений и поворотов зависят от целей и задач, которые ставит педагог в процессе обучения. [1,11]
Помимо общих, на каждом занятии целевого урока ставятся конкретные задачи по обучению новым движениям или совершенствованию тех или иных физических качеств в соответствии с общими (перспективными) задачами.
Каждый урок классического танца строится по принципу от простого к сложному и является очередным, последовательно усложняющимся этапом всего курса обучения.
Построение урока подчиняется следующим условиям:
- планомерности и последовательности изучения движений в различных частях урока;
- четкости объяснения и показа новых движений; - темпу, в котором должен протекать весь урок;
- четкому и разумному составлению комбинаций; - созданию творческого процесса среди занимающихся; - соразмерности отдельных частей урока. [9,11]
Структура урока Последовательность движений в экзерсисе урока строго определена. Экзерсис занятия строится по возрастающей степени трудности. Нами были подобраны движения, воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, с постепенным увеличением нагрузки. Амплитуда движений возрастала. При разработке занятия нами учитывались психофизические особенности организма студентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова, Н.А. Классический танец для начинающих [Текст]: учебное пособие для студ. спец. учеб. заведений / Н.А. Александрова, Е.А. Малашевская. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 128 с.
2. Базарова, Н.П. Азбука классического танца: Первые три года обучения [Текст]: Учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. - 240 с.
3. Базарова, Н.П. Классический танец [Текст]: методика преподавания в 4-5 кл. балетной школы / Н.П. Базарова. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 192 с.
4. Блок, Л.Д. Возникновение и развитие техники классического танца [Текст] / Л.Д. Блок. – М.: Юрайт, 2019. – 259 с.
5. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]/ А. Я. Ваганова. – СанктПетербург: Лань, 2007. – 192 с.
6. Валукин Е. П. Система мужского танца [Текст] / М.: Издательство «ГИТИС», 1999. – 456 с.
7. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа [Текст]: Учебное пособие/Д.Зайфферт; пер. с нем. В.Штакенберга. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2012. – 128 с.
8. Звёздочкин, В. А. Классический танец [Текст] / В. А. Звёздочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс,2003. – 416 с.
9. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 78 с.
10. Костровицкая В.С.100 уроков классического танца (с1 по 8 класс) [Текст]: учебное пособие / В.С. Костровицкая. - 3-е изд., испр. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 320 с.
11. Костровицкая, Писарев А. А. Школа классического танца [Текст] / В. С. Костровицкая, А.А. Писарев. – Ленинград: Искусство, 1976. 272 с.
12. Панова, Е.В., Соболь В.А. Хореографическое искусство в системе дополнительного образования [Текст]: метод. пособие / Е.В. Панова, В.А. Соболь. – РИЦ ТГИК: Тюмень, 2017. – 44 с.
13. Соковикова, Н.В. Введение в психологию балета [Текст]/ Н.В. Соковикова. – Новосибирск: Сова, 2016. – 300 с.
14. Тарасов, Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства [Текст] / Н. И. Тарасов. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Лань, 2005. – 496 с.
15. Чеккетти, Г. Полный учебник классического танца [Текст] / Г. Чеккетти. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 504 с.