Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
1.1 История создания международного уголовного суда
Международный уголовный суд (МУС) – это суд последней инстанции, который был создан для расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в геноциде, военных преступленияхи преступлениях против человечности. МУС был учрежден Римским статутом Международного уголовного суда в 1998 году, и его заседания начались 1 июля 2002 года, после того как 60 стран ратифицировали Римский статут. На сегодняшний день его ратифицировали около 120 стран. МУС обладает юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных после 1 июля 2002 года в стране, ратифицировавшей Римский статут, или физическим лицом в одной из ратифицировавших его стран, даже если это лицо является гражданином страны, которая его не ратифицировала. МУС заседает в Нидерландах, в Гааге. [5]
Когда был создан МУС, ему широко аплодировали; чудовищные преступления мировых лидеров и других лиц, обладающих властью, больше не останутся безнаказанными. Однако с тех пор энтузиазм в отношении МУС ослабел, особенно на африканском континенте, среди утверждений о том, что суд непропорционально нацелен на африканцев и занимается западным империализмом и/или неоколониализмом. [15, c. 102]
Еще один момент, который следует учитывать при рассмотрении основных направлений предварительных экспертиз и расследований МУС, заключается в том, какие страны не ратифицировали Римский статут и, следовательно, не являются стороной суда. Например, Китай, Индия, Россияи Соединенные Штаты никогда не ратифицировал Римский статут (хотя последние два государства подписали его) и, следовательно, не являются стороной суда. Тот факт, что более крупные могущественные страны, такие как вышеупомянутые четыре, еще не присоединились к МУС, раздражает многих, кто считает, что отсутствие ратификации этими странами увековечивает чувство неравного и несправедливого отношения в деятельности МУС. Суд также попал под огонь за то, что некоторые считают тусклым послужным списком, выиграв всего четыре дела с момента его начала.
Страны, которые больше не желают быть частью МУС, могут свободно покинуть его. Но заявление страны о своем намерении покинуть МУС не означает, что вывод средств происходит автоматически. Есть процедура, которой нужно следовать. Для того чтобы страна официально вышла из МУС, она должна уведомить генерального секретаря Организации Объединенных Наций в письменной форме; как только это уведомление будет получено, выход вступит в силу через один год с даты уведомления или позже, если в уведомлении будет указана более поздняя дата. [10, c. 78-79]
В 2016 году несколько стран объявили, что они покидают или рассматривают возможность выхода из МУС. Многие из этих стран ссылались на ранее упомянутые опасения в качестве причин своего желания покинуть суд, но некоторые наблюдатели также отметили, что некоторые страны, которые подумывали о выходе из МУС, были объектами или потенциальными объектами расследований, которые были бы неблагоприятными для их правительств. Россия объявил, что собирается покинуть МУС, но, поскольку Россия так и не ратифицировала Римский статут, технически она не могла выйти из суда; она могла только заявить, что отзывает свою подпись из первоначального статута 1998 года.[2]
Другие страны, которые также подумывали об отъезде, включают Намибию, Уганду, Кениюи Филиппины. До сих пор только три страны приняли официальные меры для выхода из суда. Бурунди, Южная Африкаи Гамбия все направили письменное уведомление генеральному секретарю ООН, сообщив ему о своем намерении уйти; это вызвало тревогу за будущее суда, если другие страны последуют его примеру. Однако в декабре новый избранный президент Гамбии объявил о своем намерении остаться в МУС, а в Южной Африке решение покинуть МУС находилось в процессе обжалования в судебной системе этой страны. Эти действия вселили некоторую надежду на то, что массовый уход из МУС может оказаться не таким неизбежным, как казалось, вначале.
1.2 Организация деятельности международного уголовного суда
МУС базируется в Гааге, городе в Нидерландах, где расположено множество международных учреждений, и имеет отделения на местах в нескольких странах. Суд проводит свою следственную работу через канцелярию прокурора, которой с 2012 года руководит Фату Бенсуда, юрист из Гамбии. В феврале 2021 года, после неудачного поиска консенсусного кандидата, государства-члены избрали британского юриста Карима Хана, специального советника генерального секретаря ООН, преемником Бенсуды в июне. [18]
В состав суда входят восемнадцать судей, каждый из которых представляет другую страну-члена и избирается государствами-членами. Он требует, чтобы его члены искали сбалансированную по гендерному признаку коллегию, а в состав судебных органов должны входить представители каждого из пяти регионов Организации Объединенных Наций. Судьи и прокуроры избираются на невозобновляемые девятилетние сроки. Председатель и два заместителя председателя суда избираются из числа судей; они, наряду с секретарем, осуществляют административное руководство судом.
Суд обладает юрисдикцией в отношении четырех категорий преступлений по международному праву:
– геноцид или намерение уничтожить полностью или частично национальную, этническую, расовую или религиозную группу;
– военные преступления или серьезные нарушения законов войны, которые включают запрет Женевских конвенций на пытки, использование детей-солдат и нападения на гражданские объекты, такие как больницы или школы;
– преступления агрессии, или применение или угроза применения вооруженной силы государством против территориальной целостности, суверенитета или политической независимости другого государства, или нарушения Устава Организации Объединенных Наций. [16]
Суд может начать расследование возможных преступлений одним из трех способов: страна-член может передать ситуацию на своей территории в суд; Совет Безопасности ООН может передать ситуацию; или прокурор может начать расследование в отношении государства-члена proprio motu или “по собственной инициативе”. Суд может расследовать дела лиц из государств, не являющихся членами Организации, если предполагаемые преступления имели место на территории государства-члена, если государство, не являющееся членом, признает юрисдикцию суда или с разрешения Совета Безопасности. [25]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Judgment of the Grand Chamber of the European Court of Human Rights in the case Kononov v. Latvia of 17 May 2010, application no 36376/04. // HUDOC Database. URL: http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/ view.asp?item=1&portal=hbkm&action=html&highlight=Kononov%20%7C% 20Latvia&sessionid=94370481&skin=hudoc-en
2. Judgment of the European Court of Human Rights in the case Janowiec and others v. Russia of 16 April 2012, applications nos. 55508/07 and 29520/09. // HUDOC Database. URL: http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197//view.asp?item=1&portal=hbkm&action=html&highlight=Janowiec&sessioni d=94370481&skin=hudoc-en
3. Decision of the European Court of Human Rights in the case Georgia v. Russia (II) of 13 December 2011, application no. 38263/08. // HUDOC Database. URL: http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/view.asp?item=2&portal= hbkm&action=html&highlight=Georgia%20%7C%20Russia&sessionid=9437 0481&skin=hudoc-en
4. ICJ Judgment of 1 April 2012 - Application of the International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination (Georgia v. Russian Federation). URL: www.icj-cij.org/docket/files/140/16398.pdf
5. Пресс-релиз Канцелярии Прокурора от 4 февраля 2011 г. URL: www.icc-cpi.int/menus/icc/structure of the court/office of the prosecutor/comm and ref/georgia/pr625
6. Ахмедов Э.Ю. Международно-правовые аспекты регламентации сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом в рамках вспомогательных органов Совета Безопасности ООН // Международное публичное и частное право. 2014. № 1. С. 22-25.
7. Баранова Е.С., Тирских М.Г. Увеличение числа постоянных членов Совета Безопасности ООН: проблемы выбора стран кандидатов на примере Японии // Актуальные проблемы международного права: особенности применения и реформирования институционального механизма Материалы студенческого научно-практического мероприятия «Неделя ООН». Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. 2015. С. 7-10.
8. Васякина Е.В. К вопросу о законности создания международных уголовных трибуналов Советом Безопасности ООН // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2015. № 25. С. 24-28.
9. Дадуани А.Г. Демократия и Организация Объединенных Наций // Юрист-международник, 2014, № 1.
10. Ефремова О. Прецедент урегулирования конфликта в Косово и миротворческая деятельность ООН // Дипломатическая служба. 2012. № 1. С. 70-74.
11. Зверев П.Г. Роль генерального секретаря и Совета Безопасности ООН в деле учреждения операций в пользу мира // Правовые науки: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». 2014. С. 24-26.
12. Карпович О.Г. Международно-правовые основы миротворческой деятельности США // Международное право и международные организации. 2013. № 2. С. 256-258.
13. Кешнер М.В. Соотношение международного и национального права в вопросах реализации международных санкций // Российский юридический журнал. 2014. № 1.
14. Малиновский О.Н., Пащенко И.Ю. Проблемы развития ОДКБ и повышения ее роли в обеспечении коллективной безопасности в Евразии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1. С. 17-21.
15. Мустафаева Н.И. ООН 70 лет спустя: вызовы современности и необходимость реформы // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93). С. 51-53.
16. Черниченко С.В. Контуры международного права: Общие вопросы. М.: Научная книга, 2014. 592 с.
17. Glennon M.J. The Fog of Law: Pragmatism, Security, and International Law, Washington, D.C.: Система международной безопасности ООН и её политико-правовое обеспечение 129 Woodrow Wilson Center Press; Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2010. 253 p.
18. Dupuy P.-M. Droit international public. Dalloz, 2010. 916 p. 4. Устав ООН: сайт. URL: http://www.un.org/ ru/charter-united-nations/index.html. 5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 24 октября 1970 Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года: сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml