Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты разработки практико-ориентированных заданий для формирования и оценки умения проводить профориентационную работу с использованием тестовых технологий
1.1 Особенности разработки практико-ориентированных заданий для формирования и оценки умений проводить профориентационную работу с использованием тестовых технологий
Для более полного анализа изучаемого явления необходимо уточнить сущность ключевых понятий.
На сегодняшний день отсутствует единый научный подход к определению «практико-ориентированных заданий», что объясняется сложностью понятия, а также различием взглядов на проблему.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, существующие подходы требуют дальнейшего совершенствования. В связи с этим, цель данного параграфа заключается в анализе существующих подходов к термину «профессионально-ориентированные задания».
Практико-ориентированные задания – это задания, преимущественной целью которых является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения применяются на практике.
Практико-ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество.
Н.В. Соларева дает следующее определение: практико-ориентированная задание – это текстовое задание, носящее «не только дидактический характер, но и достоверность описываемой ситуации, и доступность ее разрешения средствами школьного курса» [15].
Один из ключевых вопросов при составлении практико-ориентированных заданий – способность заинтересовать обучаемых, составить интересное задание в проблемной ситуации, показать связь проблемы с повседневной жизнью, найти такую формировку проблемного вопроса, чтобы обучающийся захотел найти ответ.
В практико-ориентированных заданиях важно понимание ситуации во введении в проблему, то есть уже в фабуле задания. Решение оказывается основанным не только на материале одного или ряда предметов, но и на опыте жизни[17].
При решении практико-ориентированного задания, изначально составляют его содержательную модель, а потом проводят исследование средствами учебного предмета или предметов.
Такие задания способствуют постепенному освоению интеллектуальных операций в работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
В методической литературе можно найти разные варианты практико-ориентированных заданий, которые можно классифицировать по-разному: по способу и форме поиска решения, по форме предъявления исходного материала в задании, по степени возрастания сложности, по уровню предметной подготовки обучающихся. Выделим три вида практико-ориентированных заданий по их направленности:
- «связанные с жизнью, с практической деятельностью (вычисление времени, скорости и расстояния, составление документа, условия содержания животного и пр.)»;
- «задания «житейского» содержания (составление своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом калорий, вычисление количества воды в чайнике для нужного количества чашек чая и т.д.)»;
- «задания профориентационной направленности (для штурмана - направление движения судна, для инженера-оптика - мощность луча маяка и т.п.)».
Третья группа заданий – профориентационной направленности – сегодня крайне очень актуальна в связи с необходимостью смещения акцентов с традиционного подхода к образованию на практико-ориентированный[5]. Профориентационный подход к обучению невозможен без новых прикладных методик и технологий, что позволяет обучающимся адаптироваться к жизни и формирует активное, творческое к ней отношение.
Конечно, что в данных ситуациях обучаемый оказывается в определенной роли, в нашем случае представителя профессии, например, связанной со строительством. Представляя себя в разных ролях, обучающиеся лучше видят и осознают свою деятельность и ее качество, что увеличивает возможности определения своей профессии в будущем. В этой связи работа с практико-ориентированными задачами оказывается важнейшим условием ведения профориентационной работы. В зависимости от важности знаний по учебному предмету в той или иной профессии необходимо подбирать задания из учебной литературы или составлять их самостоятельно.
Обычно практико-ориентированное задание – это довольно длинный текст возможно с числовыми данными и дополнительной информацией (таблицы, диаграммы, схемы, карты, рисунки, фото и т.д.), причем в тексте некоторых заданий присутствуют не все нужные для решения данные, а также могут быть избыточные данные[21].
Часто есть несколько путей решения такого задания, применяются способы разных предметных направлений. Такое задание дает шанс получать различные ответы, а кроме того, получать ответ в разных формах: количественной, описательной, графической, в форме некоего продукта.
В.М. Брадис [2] отмечает: «Особенностями практико-ориентированных заданий, отличающих их от стандартных (предметных, межпредметных, прикладных) являются:
- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) результата, мотивирующая школьников;
- формулировка условий задания в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемую знаниями различных разделов математики, других наук или жизни;
- представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что требует распознавания объектов;
- указание (явное или неявное) области использования результата решения».
Помимо отмеченных обязательных характеристик Т.И. Козак отмечает следующие особенности практико-ориентированных заданий:
- нестандартная структура, т.е. неопределенность некоторых компонентов заданий;
- избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия;
- многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы»;
- многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом [7]. Между вопросами может существовать взаимосвязь с целью выявления школьниками закономерностей, проведения обобщений в ходе решения. Также вопросы могут быть невзаимосвязанными. Часто в одном задании присутствуют вопросы различных видов: в начале – вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.
Структура практико-ориентированного задания достаточно четко определена в методической литературе. Модель задания представлена в книге «Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся» и, как правило, выглядит следующим образом:
1. Название задания.
2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет
3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее).
4. Задания на работу с данной информацией [1].
Введение в проблему, то есть стимул или фабула предваряет задание, рассказывает о его содержании, мотивирует на выполнение. Здесь необходима связь с практической деятельностью или реальной жизнью, а в заданиях профессиональной направленности фабула как раз рассказывает о профессии или необходимых умениях и обязанностях конкретного специалиста, то есть именно в фабуле такого практико-ориентированного задания и сосредоточена его основная профориентационная функция.
Формулировка самого задания - указание на действия, которые надо выполнить для выполнения задания. В этом случае может быть использован конструктор задач Л.С. Ильшина, представляющий собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий (Приложение № 1).
Информационный блок к заданию содержит необходимый, в том числе справочный материал, для успешного решения. Информация может быть представлена различными способами: тексты, графики, аудио- и видеоматериалы, таблицы, рисунки. Как уже указывалось ранее, в информационном блоке может быть представлена «лишняя» информация, что направлено на развитие метапредметных умений вычленять необходимые для решения данные. В информационном блоке возможно предоставление материалов, содержащих профориентационный компонент, то есть реальные сведения, относящиеся к конкретной профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
2. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М.Брадис. –М., Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. – 504 с.
3.Дубова, М. В. Теоретическое обоснование компетентностного подхода в общем образовании [Текст]: монография / М. В. Дубова; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - 101 с.
4.Дубова М. В. Проблема создания модели компетентностно-ориентированного обучения для начального общего образования // Сибирский педагогический журнал. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sozdaniya-modeli-kompetentnostno-orientirovannogo-obucheniya-dlya-nachalnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 26.09.2021).
5.Дубова, М. В. Компетентностные задачи в начальной школе: технологический аспект: учебное пособие для вузов/ М. В. Дубова, С. В. Маслова. − Москва-Саранск: МАНПО, Мордов. гос. пед. ин-т., 2011. – 202 с.
6.Дубова, М. В. Обучение решению компетентностных задач в начальной школе: учебное пособие / М. В. Дубова, С. В. Маслова. −Саарбрюккен :LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 280 с.
7. Козак Т.И. Как провести мастер-класс по теме «Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся» [электронный ресурс] / Т.И. Козак // Уч. Порфолио. –Режим доступа: https://uchportfolio.ru/mc/show/70844-kak-provesti-master-klass-poteme--kompetentnostno-orientirovann, свободный – Загл. с экрана. - На рус. яз. [Дата обращения 26.09.2021]
8.Коршунова О. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 6-10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76002.htm
9. Лебедев О.Е. Учимся вместе решать проблемы. Ч.1. Метод. пос. для учителей . – СПб.: Изд-во «Образование – Культура», 2004. - С. 13
10. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 259 с.
11.Пашкевич А. В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: монография. – М.: РИОР: ИНФРА-М. 2013. – 166 с.
12. Петров В.А. Прикладные задачи на уроках математики / В.А. Петров. – Смоленск: СГПУ, 2001. – 268 с.
13.Пожарова Г. А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г. А. Пожарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77263/ (дата обращения: 26.09.2021).
14.Профессионально-ориентированные технологии обучения в высшей школе: учеб. пособие / авт.-сост. Г. А. Федотова Е. Ю. Игнатьева; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010.
15. Соларева Н.В. Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики [электронный ресурс] / Н.В. Соларева // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Режим доступа: http://vkr.pspu.ru/uploads/5367/Solareva_vkr.pdf, свободный –Загл. с экрана. - На рус. яз. [Дата обращения 26.09.2021]
16.Татьянина Т. В. Учебные практико-ориентированные задания по педагогике для самостоятельной работы студентов /Т. В. Татьянина, Ж.А. Мовсесян, Ю.А. Евсеева // Мир науки. (Интернет-журнал). – 2016. – Т. 4. – № 6.
17.Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения // Молодой ученый. – 2014. – №6. – с. 760-
762.
18.Тестовый контроль как форма проверки достижения уровня обязательной математической подготовки: Из опыта работы учителя математики МОУСОШNo3 г. Биробиджана Владимира Петровича Загуменова. – Биробиджан: ОблИУУ, 2006. 44 с.
19.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. М., 2004, С. 66
20.Шестакова Л. Г., Горевских А. А. Использование компетентностно-ориентированных заданий в обучении математике // ФМО. 2017. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompetentnostno-orientirovannyh-zadaniy-v-obuchenii-matematike (дата обращения: 26.09.2021).
21.Шехонин А. А. [и др.]. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова, М. Б. Будько, М. Ю. Будько, О. А. Вознесенская, Л. А. Забодалова, Л. А. Надточий, О. Ю. Орлова. – СПб.: НИУ ИТМО, 2014. – 98 с