Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Словосочетание как синтаксическая единица
Синтаксис (от греч. syntaxis – порядок, построение) – это раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, текст и др.), их строение, значение, функции.
Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. Синтаксис как наука - это раздел грамматики, описывающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями. В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных подчинительной связью: уважать (что?) законы, учиться (как?) усердно, попытка (какая?) первая, играть (где?) в Малом театре, рассчитывать (на что?) на признание, тенденции (какие?) превалирующие, заниматься (чем?) консультированием и др. Подчинительной называется связь, соединяющая неравноправные компоненты – главный и зависимый, от главного к зависимому можно задать вопрос: какой?
↓ | × непререкаемый авторитет.
Компоненты словосочетания
Главное слово, зависимое слово
(грамматически независимо) формально подчиняется
требованиям, исходящим от главного слова
Рис. 1 компоненты словосочетания
Слово и словосочетание. Как и слово, словосочетание служит средством номинации, т.е. используется для называния предметов (рубашка в полоску, бережное отношение и др.), признаков (абсолютно независимый, очень привлекательный и др.), действий (бешено мчаться, выиграть вчистую и др.), состояний (быстро зеленеть, тяжело болеть и др.).
Однако словосочетание отличается от слова по ряду признаков:
1) по сравнению со словом словосочетание называет более конкретное понятие, т.е. конкретизируют общие значения слов: приборы – столовые приборы, идти – идти строем, не был – ни разу не был и др.;
2) словосочетание всегда является совокупностью грамматически организованных компонентов – распространяемого и распространяющего, причём разные разряды слов способны распространять свой смысл разными формами сочетаний с другими словами (например, глаголы распространяют смысл наречиями и не распространяют прилагательными); взаимоотношения составляющих словосочетание компонентов строятся по принципу субординативной синтаксической связи;
3) словосочетания как единицы наименования не существуют в языке в готовом виде, а строятся по имеющимся моделям.
Словосочетание и предложение Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса. Между ними существуют следующие отличия:
1) предложение выполняет коммуникативную функцию, т.е. служит для сообщения или запроса о факте, выражения чувств и эмоций и т.д.; словосочетание используется в коммуникативной функции только в составе предложения;
2) для структуры словосочетания не характерны синтаксические категории, свойственные структуре предложения (синтаксическое время и модальность, образующие в совокупности предикативность);
3) словосочетанию, в отличие от предложения, не свойственна интонационная завершённость.
Словосочетания могут преобразовываться в предложение: синее небо (словосоч.) – Небо синее (предл.). В данном случае словосочетание с определительным значением приобрело предикативность и выполняет коммуникативную функцию; определённую роль в этом преобразовании играет порядок слов и интонация. Не являются словосочетаниями:
1) группы слов, обладающие предикативностью, т.е. подлежащее и сказуемое, поскольку такие отношения свойственны только предложению и возникающие только в предложении;
2) объединения равноправных синтаксических элементов, т.е. связанные сочинительной связью: однородные члены предложения (прыгали и бегали, либералы и консерваторы, незрелый, но съедобный и др.), объединения с номинативной функцией (ни рыба, ни мясо = ничто, никакой, и стар и млад = все, муж и жена = супруги и др.;
3) конструкции, состоящие из обособленного оборота и главного слова: Обрадованные студенты ликовали. – Обрадованные, студенты ликовали (в первом предложении обрадованные студенты – словосочетание (связь – согласование), во втором – нет, т.к. отношения между этими компонентами приближены к отношениям между подлежащим и сказуемым в предложении Студенты радовались и ликовали.
4) сочетание уточняемого и поясняемого слова с уточняющим и поясняющим: За рощей, возле часовни, рос старый дуб (за рощей, возле часовни – не словосочетание);
5) сочетание знаменательного слова и служебного: в течение урока, по мере поступления, в заключение отметил, более сильный, самый честный и др.;
6) фразеологические обороты: бить баклуши, катать по ушам, сесть в калошу;
7) сочетание грамматической основы предложения и компонента со значением воздействующего предмета или явления (каузатора): собрание организовано администрацией (организовано администрацией – не словосочетание) и др
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алгазина, Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений / Н. Н. Алгазина; под ред. В. А. Добромыслова. ― М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 2018. ― 120 с. ― (Педагогическая библиотека учителя).
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. ― 20-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2011. ― 319, [1] с.: ил.
3. Баринова, М. Ю. Грамматизация семантики компонентов составного сказуемого: автореф. дис. … канд. филол. наук [Электронный ресурс] / М. Ю. Баринова; МГОУ. ― Москва, 2011. ― Режим доступа: http://www.avtoref.mgou.ru/ar/ar719.doc (Дата доступа 22.09.2021)
4. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. ― Режим доступа ― http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html(Дата доступа 22.09.2021)
5. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб пособие для вузов / Т. М. Воителева. ― М.: Дрофа, 2016. ― 319, [1] с.
6. Дмитриева, М. Ю. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. «Русский язык. 8 класс» / М. Ю. Дмитриева. ― 2-е изд., стереотип. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2011. ― 142, [2] с. ― (Серия «Учебно-методический комплект»).
7. Дрягин, В. А. Словосочетание в 8 классе: от повторения к изложению / В. А. Дрягин // Русский язык в школе и дома. ― 2018. ― № 6. ― С. 20―23.
8. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе / А. В. Дудников. ― М.: Просвещение, 2017. ― 304 с.
9. Зайцева, Н. А. Словосочетания и простые предложения. Виды сказуемых. [Электронный ресурс] / Н. А. Зайцева. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201303802 (Дата доступа 22.09.2021)
10. Кулаева, Л. М. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс» / Л. М. Кулаева. ― 2-е изд., стереотип. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2011. ―223, [1] с. ― (Серия «Учебно-методический комплект»).
11. Кулаева, Л. М. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс» / Л. М. Кулаева. ― М.: Изд-во «Экзамен», 2018. ― 158, [2] с. ― (Серия «Учебно-методический комплект»).
12. Купалова, Н. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса / Н. Ю. Купалова. ― М.: Педагогика, 2014. ― 159 с.
13. Курочкина, М. В. Связь слов в словосочетании [Электронный ресурс] / М. В. Курочкина. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201102408 (Дата доступа 22.09.2021)
14. Лазуткина, Е. М. Синтаксическая связь / Е. М. Лазуткина // Русский язык в школе и дома. ― 2018. ― № 8. ― С. 1―4.
15. Николина, Н. А. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. ― Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/index.htm (Дата доступа 22.09.2021)
16. Петрова, О. Ю. Психологические и лингвистические аспекты усвоения учащимися средней школы сведений о словосочетании [Электронный ресурс] / О. Ю. Петрова. ― Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/2018-02-17-05-23-58/55-2018-05-05-20-07-27/352--4-------- (Дата доступа 22.09.2021)
17. Программно-методические материалы: Русский язык. 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. ― 5-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2018. ― 320 с.
18. Рубаева, А. А. Изучение синтаксических понятий в школе: словосочетание и предикативный центр предложения [Электронный ресурс] / А. А. Рубаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. ― 2018, №73-2. ― Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sintaksicheskih-ponyatiy-v-shkole-slovosochetanie-i-predikativnyy-tsentr-predlozheniya (Дата доступа 22.09.2021)
19. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 18-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2011. ― 286, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
20. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 6-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2018. ― 368 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
21. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 14-е изд., стереотип. ― М.: Дрофа, 2020. ― 316, [4] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
22. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. ― 13-е изд., перераб. ― М.: Дрофа, 2020. ― 285, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
23. Русский язык: Практика: сб. задач и упражнений: учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / сост. А. Ю. Купалова. ― 2-е изд. ― М.: Просвещение, 2013. ― 256 с.: ил.
24. Русский язык: Практика: сб. задач и упражнений: учеб. пособие для 8–9 кл. общеобразоват. учеб. учреждений / сост. Ю. С. Пичугов. ― М.: Просвещение, 2015. ― 224 с.
25. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. ― 27-е изд. ― М.: Просвещение, 2020. ― 303 с.: ил.
26. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. ― 26-е изд. ― М.: Просвещение, 2013. ― 208 с., 4 л. ил.
27. Симакова, Е. С. Русский язык: 40 типовых вариантов заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации / Е. С. Симакова. ― М.: АСТ: Астрель, 2013. ― 223, [1] с. ― (Государственная итоговая аттестация).
28. Современный русский язык: учеб для филол. спец. ун-тов / под ред. В. А. Белошапковой. ― 2-е изд, испр. и доп. ― М.: Высш. шк., 2019. ― 800 с.
29. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Р. Б. Сабаткоева. ― М.: Издательский центр «Академия», 2015. ― 320 с.: ил.
30. Тихова, В. В. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе [Электронный ресурс] / В. В. Тихова. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201802613 (Дата доступа 22.09.2021)
31. Тихова, В. В. Мотивация при изучении темы «Словосочетание» в 8-м классе [Электронный ресурс] / В. В. Тихова. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201104203 (Дата доступа 22.09.2021)
32. Федосюк, М. Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание / М. Ю. Федосюк // Русский язык в школе. ― 2011. ― № 5. ― С. 30―36.
33. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе: пособие для учителей / Г. А. Фомичева. ― М.: Просвещение, 2013. ― 111 с.
34. Хлебинская, Г. Ф. Словосочетание. Фрагмент учебного пособия. [Электронный ресурс] / Г. Ф. Хлебинская. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=201402802 (Дата доступа 22.09.2021)
35. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. ― М.: Эдиториал УРСС, 2011. ― 624 с.
36. Широкова, Л. Н. Урок по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях» (8-9 кл.) / Л. Н. Широкова, Н. А. Ерошкина // Русский язык в школе. ― 2018. ― № 10. ― С. 27―31.