Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Социально-психологическое содержание и составляющие социального интеллекта детей
1.1 Основные подходы к понимаю структуры интеллекта и социального интеллекта
Анализ научных источников свидетельствует о том, что понятие интеллекта является многозначным.
«Интеллект (лат. Intellectus – познание, понимание, рассудок) – субъективная способность живых существ осуществлять социально-ориентированную деятельность, что выражается в приспособлении к среде, его творческой смене» [6, с.123]. Интеллект обеспечивает организму прогрессирующий жизненный стимул. Он противопоставляется инстинктам и шаблонам. Интеллект - это способность, которая позволяет живым существам активно достигать поставленной цели.
Интеллект рассматривается как способность мышления, рационального познания. Понятие «интеллект» (англ. intelligence) как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX века.
Следующие исторические этапы исследования интеллекта связаны с попытками структурирования этого психологического понятия и выделения в его содержании личностного фактора. Согласно большого количества научных исследований в области интеллекта и теорий интеллекта, существует большое количество подходов к раскрытию этого понятия. На основе анализа научных источников по проблеме интеллекта человека, выделим следующие подходы к пониманию сущности понятия «интеллекта», которые в течение ХХ – начала ХХІ века подлежали научному анализу:
- феноменологический подход (интеллект объясняется в контексте проблемы организации феноменального поля сознания (М.Вертгеймер);
- психометрический подход (интеллект рассматривается как такой, что измеряется тестами интеллекта (А.Бине);
- контекстуальный (социокультурный) подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния на него культуры (Л.С.Выготский, П.Ружгис);
- биологический (генетический) подход (интеллект – как генетически обусловленный адаптационный механизм, что способствует приспособлению человека к различным условиям, выступает как способность личности сосредотачивать свои умственные усилия на усвоении и применении информации в жизни, адекватно реагировать и находить правильные пути решения проблемных ситуаций (Же.Пиаже);
- процессуально-деятельностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности (А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина);
- образовательный подход (интеллект как фактор и результат целенаправленного обучения, в частности, как «зона ближайшего развития» по Л.С.Выготскому, как способность или один из факторов успешности обучения по В.М.Дружинину, С.А.Корнилову);
- информационный подход (интеллект как совокупность процессов переработки информации в процессе решения сложных логических задач, как аналог работы компьютера (Г.Ю.Айзенк, В.А.Звегенцев);
- функционально-уровневый подход (интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневая теория интеллекта Б.Г.Ананьева), интеллект как иерархия познавательных процессов (теория функциональной организации познавательных процессов Б.М.Величковского);
- регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психической активности (Г.Стернберг);
- метакогнитивный (интегративный) подход (интеллект как многоаспектный, однако интегрированный конструкт (В.Ю.Крамаренко, В.Е.Никитин, Г.Г.Андреев, Г.Л.Смульсон, М.А.Холодная) [17].
У представителей каждого подхода выработались свои представления о понятии «интеллект». Рассмотрим их подробнее. Б.Г.Ананьев считает, что интеллект является сложной умственной деятельностью, которая характеризуется единством межфункциональных связей познавательных функций разного уровня (в частности, психомоторики, памяти, внимания, мышления). В.М.Дружинин отмечает, что интеллект выражает свойство, способность, способность к мышлению.
В.Ю.Крамаренко, В.Е.Никитин, Г.Г.Андреев рассматривают интеллект как совокупность умственных способностей человека, как интегральную и высоко дифференциальную способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга.
Же.Пиаже рассматривает понятие «интеллект» как гибкое, одновременно устойчивое структурное равновесие поведения, как адаптацию к окружающему миру, что выражается в поддержании равновесия между ассимиляцией (усвоение и воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных схем) и аккомодацией (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира) [22].
М.Л.Смульсон толкует понятие интеллект как целостное интегрированное психическое образование, которое обеспечивает порождения, конструирования и перестройку личностных ментальных моделей мира.
Г.Стернберг рассматривает интеллект как вид умственной саморегуляции (самоуправления) своей жизнью конструктивным, метакогнитивным способом, метакогнитивным адаптивным поведением [23].
Как видим, прежде всего, интеллект ученые характеризуют как общую способность, метакогнитивную структурную организацию, систему психических механизмов, как информационную, адаптивную и регулятивную деятельность, что заключается в способности эффективно решать задачи, учиться, использовать приобретенный опыт для решения проблем, адаптироваться в обществе.
По нашему мнению, главным теоретическим результатом исследований признание существования «общего интеллекта». Его оценка осуществляется на основе сложения результатов выполнения множества интеллектуальных тестов, которые составлены по определенным правилам. Мы осуществили обобщения и выделили собственное видение понятия интеллекта. Мы рассматриваем это понятие как сложное, многоаспектное, интегрированное психологическое явление, объединяющее в своей структуре когнитивные и личностные свойства личности и направленное на приобретение и применение знаний и опыта в построении логических схем и мыслительных операций, с последующим использованием их в процессе мышления во время нахождения правильных путей решения проблемной ситуации.
В последние десятилетия наблюдается возрождение интереса к определению социального интеллекта. Толчком к этому стало появление близкого по смыслу понятия эмоционального интеллекта. Как указывает Ивашкевич, часто понятие «социальный интеллект» ограничивается когнитивными процессами, но объектом познания в данном случае есть поведение, которое связано с волевой и эмоциональной сферами [14]. Также исследователь отмечает, что социальный интеллект человека представляет собой психологический инструмент с помощью которого происходит обеспечение человеком собственной эффективной жизнедеятельности. Позиция и активность индивида, оказывается в том, что индивид может без непосредственного согласования с представителями своего социума создавать свою систему способов взаимодействия с другими людьми.
Социальный интеллект позволяет вам глубоко понять другого человека (Т.Е. Ивашкевича).
По словам Ковалевой, социальный интеллект - это комплекс особых когнитивных способностей человека, которые связаны с эмоционально-волевыми процессами, обеспечивающими восприятие, понимание, прогнозирование поведения и управление им в интерсубъективных отношениях и личностных качествах. Именно социальный интеллект создает благоприятные предпосылки для самоактуализации, самораскрытия и самореализации личности. Она находит особую роль там, где индивид взаимодействует с другими людьми или действует по отношению к ним [14].
Социальный интеллект, который является когнитивным компонентом коммуникативных способностей человека, обеспечивает самопознание, саморазвитие и самообучение, способность прогнозировать и планировать развитие межличностных событий и представляет собой четкую, скоординированную группу умственных способностей, определяющих успех социальной адаптации
Также Мельник, изучая возрастной аспект социального интеллекта детей разного школьного возраста, указывает, что целесообразно рассматривать эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты как неотъемлемые компоненты социального интеллекта [19]. Каждый из этих компонентов отвечает за установление отношений с другими и имеет свою собственную четкую цель построения эффективной схемы коммуникации. Также важна роль условий социализации в развитии социального интеллекта человека. Исследователь подчеркивает, что социальный интеллект субъекта развивается в рамках определенного социокультурного пространства, в котором существуют нормы социального взаимодействия и поведения. В структуре индивидуального социального интеллекта существует определенный репертуар стереотипных методов, приемов и средств, которые позволяют устанавливать контакт с другими людьми и осуществлять оптимальное взаимодействие и должны быть усвоены в процессе социализации. Также, по словам ученого, при изучении способностей социального интеллекта у умственно отсталых детей стало ясно, что восприятие эмоционального состояния человека, особенностей его невербального поведения доступно им уже в младшем школьном возрасте. В целом дети с умственной отсталостью демонстрируют низкий уровень развития способности распознавать эмоции или уровень ниже среднего (как правило, дети с легкой степенью умственной отсталости). Существует также недостаточная осведомленность об эмоциях других людей и их собственных.
Дети с умственной отсталостью в целом адекватно соотносят портретные картинки с эмоциональными состояниями персонажей, изображенных на сюжетных картинках, и им сложно понять эмоции по выражению лица персонажей картин. В общем такие дети показывают средний уровень развития или уровень ниже среднего способности распознавать эмоциональные состояния людей.
Итак, необходимым является создание специальных условий для формирования навыков межличностного общения у детей с недостатками развития умений применять определенную стратегию поведения в процессе взаимодействия в зависимости от сложившейся социальной ситуации, расширяя собственный экспрессивный репертуар. Ведущим по развитию способностей социального интеллекта является интенсивное взаимодействие со значимыми взрослыми в форме личностно-неситуативного общения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрющенко Н. Взаимодействие игровой и учебной деятельности / Н. Андрющенко // Дефектология. - 2017. - № 1. - С.38-40.
2. Ануфриев А.Ф. Исследование мышления у детей / А.Ф. Ануфриев, С. Костромина - К.: Знания. - 2011. - 127с.
3. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников / Г.В. Васенков // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - № 2. - С.13-17.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Издательский центр «Академия», 1993. - 304 с.
5. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Л.С. Выготский - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 201 с.
6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Говард Гарднер; [пер. с англ. А. Свирид; под. ред. Э. Крайникова]. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. - 512 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Джон Гилфорд // Психология мышления : статьи [под. ред. А. М. Матюшкина]. - М.:Прогресс, 1965. – 456с.
8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.
9. Григонис А.В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного материала у школьников с проблемами развития. / А.В. Григонис // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 2. - С.95 - 98.
10. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 352 с.
11. Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лавреньтьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 184 с.
12. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: Инфра-М, 2013. - 152 с.
13. Илюшенко А.С. Обучение умственно отсталых детей / А.С. Илюшенко, И.А. Астафьев // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - № 12. - С.60-63.
14. Ковалева А. А. Проблема определения понятия «социальный интеллект» в психологической науке / А. А. Ковалева // Образование и развитие одаренной личности. – 2019. - №10. – С. 10-14.
15. Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Белкина Н.А. - Свердловск: 2010. - 108 с.
16. Костровский Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. / Г.И. Костровский // Вопросы психологии. - 2016. - № 11. - С.32-37.
17. Крамаренко В. Ю. Интеллект человека / В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитин, Г.Г. Андреев. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. - 184с.
18. Лубовский В.И. Специальная психология / Под ред.В.И. Лубовского - М.: Академия. - 2013. - 268 с.
19. Мельник A. A. Социальный интеллект как многокомпонентная структура / A. A. Мельник // Векторы психологии: Материалы международной молодежной научно-практической конференции. – 2015. – С.18-20.
20. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы / Н.М. Стадненко. - К.: Советская школа, 2011. - 141 с.
21. Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - М.: Академия, 2012. - 160 с.
22. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже ; [пер. с франц. А. М. Пятигорского]. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
23. Практический интеллект / [Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж., Хорвард Дж. А. и др.]; под. общ. ред. Р. Дж. Стернберга; пер. с англ. К. Щукин, Ю. Буткевич. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
24. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещения, 2015. - 149с.
25. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2014. - 312 с.
26. Синев В.М. Психология умственно отсталого ребенка: учебник. / В.М. Синев, Н.П. Матвеева, А.П. Хохлина. - К.: Знания, 2008. - 347с.
27. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников / Н.Д. Соколова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 179 с.
28. Фатихова Л. Ф. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Ф. Фатихова, А. А. Харисова. - Уфа: Уфимский филиал ГОУ ВПО МГГУ им. М. А. Шолохова. – 2015. – 174 с.
29. Харченко С. В. Развитие социального интеллекта как ресурс психологической реабилитации детей с пороками развития / С. В. Харченко // Актуальные вопросы теории и практики психолого-педагогической подготовки специалистов в условиях современного образовательного пространства: материалы III научно-практической интернет-конференции. – 2017. – С.24-29.
30. Яковлева С.Д. Зависимость памяти и внимания от состояния высших нервных процессов у детей с умственной отсталостью / С.Д. Яковлева // Дефектология: Науч.- метод. журн. - 2016. - № 2. - С.35-39.