Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Особенности формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с помощью коррегирующей гимнастики
1.1. Характеристика и виды корригирующих упражнений
Дети – дошкольники очень легко воспитываются и фиксируются в форме новой правильной осанки, если одновременно с оздоровительными мерами для тела (рациональный распорядок дня, гигиенический сон, питание и закаливание) ежедневно выполняют различные физические упражнения.
При нарушении осанке выраженный корригирующий эффект оказывают симметричные упражнения.[14]
Под корригирующей гимнастикой подразумевается это разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики, которая представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника, оказывает общеукрепляющее действие на организм. [18]
Цель лечебных упражнений - исправление дефектов, связанных со спиной, мышечной атрофии, помощь в лечении заболеваний суставов, дыхательной системы и глаз.
Корригирующая гимнастика направлено выполняет следующие задачи: активизирует общие и локальные обменные процессы; формирует мышечный корсет; помогает выработать силовую и мышечную выносливость; улучшает равновесие и координацию.
Программа корригирующей гимнастики разрабатывается с целью укрепления мышц, исправления позвоночных дефектов.
Такое действие их связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела, более ослабленные мышцы на стороне отклонения во время выполнения упражнений работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).
При этом выравнивается мышечная сила и ликвидируется асимметрия мышечного тонуса.
Выполнение физических упражнений нормализуют трофические процессы мышц туловища, создают благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника и осуществляют целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения позвоночного столба.
Корригирующая гимнастика помогает максимально разгрузить позвоночный столб, ликвидировать дисбаланс в мышцах и связках, укрепить мышцы спины, повысить иммунитет и жизненный тонус детского организма.
Комплекс физических упражнений в корригирующей гимнастике подбирается для каждого ребёнка индивидуально, учитывая степень нарушения, область локализации и форму. орригирующая гимнастика проводится в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых детьми самостоятельно, продолжительностью 25–30 мин. [14]
Регулярное, дозированное применение физических упражнений приспосабливает детский организм к возрастающим физическим нагрузкам, приводя к функциональной адаптации:
• при выполнении физических упражнений внимательно следить за осанкой и за тем, как напрягаются те или иные группы мышц;
; • исключить висы на перекладине и избегать интенсивно-активного вытяжения позвоночника;
• исключить все упражнения, направленные на увеличение гибкости позвоночника, не выполнять упражнения с элементами вращения туловища вдоль вертикальной оси;
• чередовать нагрузку для мышц плечевого пояса и рук с нагрузкой для мышц ног.
На начальных этапах лечения физические упражнения выполняют в и.п. лёжа на спине, на боку, на животе, стоя в упоре на четвереньках, что позволяет сохранить правильное положение всех частей тела, а в дальнейшем – в положении стоя и при ходьбе.
Наиболее рациональным и.п. для укрепления мышц туловища является положение, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние угла наклона таза (положение лёжа на спине, лёжа на животе, стоя в упоре на коленях).
В и.п. стоя в упоре на коленях достигается провисание позвоночного столба между поясом верхних конечностей и поясом нижних конечностей, умеренное его растягивание, что даёт возможность мобилизовать позвоночный столб в месте наиболее выраженного дефекта, ограничивая подвижность в соседних отделах.
Динамические упражнения необходимо чередовать с упражнениями в статических напряжениях, включать дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.
При подборе физических упражнений необходимо учитывать тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании мышечного корсета, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой.
Функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берёт на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза.[15]
Любая методика корригирующей гимнастики направлена на восстановление мышечного баланса, то есть на расслабление мышц. В то же время необходимо сократить расслабленный мышечный корсет, как бы странно это не звучало. В данном случае корригирующая гимнастика помогает восстановить нормальную работу мышц.
Оздоровительные упражнения можно выполнять, используя снаряды. Это могут быть гантели, мячи, резиновые бинты и гимнастическая стенка. Каждый комплекс упражнений корригирующей гимнастики можно выполнять дома самостоятельно.
Вывод по главе 1.
Таким образом, коррегирующая гимнастика - это разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики, которая представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки.
Корригирующая гимнастика направлено выполняет следующие задачи:
-активизирует общие и локальные обменные процессы;
- формирует мышечный корсет; помогает выработать силовую и мышечную выносливость;
-улучшает равновесие и координацию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 464с.
2. Волков Б. С. Психология дошкольного возраста / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 6-е изд. – М.: «КНОРУС», 2017. – 270с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. Т
4. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека / С. И. Гальперин. – М.: Высшая школа, 1974.
5. Давыдов В. Ю. Скрининг-тесты и организация медико-педагогического контроля за физическим развитием дошкольников / В. Ю. Давыдов – Самара: 2002. – 148 с.
6. Дегтярев И. П. Физическое развитие / И. П. Дегтярев. – Киев: 2010. — с.23-48
7. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура / В. И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 1999
8. Зайцев А. А. Физическое воспитание дошкольников / А. А. Зайцев, Е. В. Конева, Н. К. Плищук, С. А. Сологуб. – Калининград: 1997.
9. Каштанова Г. В. Лечебная физкультура и массаж / Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чумакова // Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2006. – с.287
10. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Н. Н. Кожухова, Л .А. Рыжова , М. М. Самодурова. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 320 с.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность// Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Том 2./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского – М.: Педагогика, 1983. – С.94-223.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина. 5-е изд. М.: 2000. – 220с
13. Никифоров Ю. Б. Эффективность физических упражнений / Ю. Б. Никифорова. – Москва, 2007. – 180с.
14. Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер, А.Н. Герасевич, Т.Д. Полякова, М.Д. Панкова. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 180– 182.
15. Чечетин, Д.А. Корригирующая гимнастика с детьми при нарушениях костно-мышечного взаимоотношения позвоночного столба: практическое пособие для инструкторов-методистов физической реабилитации / Д.А. Чечетин. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2020. – 28 с.
16. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст] / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. /М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
17. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.А. Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160 с.
18. Щербо В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе детского сада: Метод. пособие / Мн: Полымя, 1990. – 135 с.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры /Д. Б. Эльконин. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с.