Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Правовой статус, международные и внешнеэкономические связи Крыма
1.1 Правовой статус Крыма после присоединения к России
Принятие в состав Российской Федерации Республики Крым осуществилось путем принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в РФ республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В данном федеральном конституционной законе указываются следующие основания принятия в Российскую Федерацию Республики Крым:
1) Результаты общекрымского референдума, который был проведен 16 марта 2014 года в городе Севастополе и Автономной Республике Крым (АРК), на котором был поддержан вопрос о воссоединении Крыма и России на правах субъекта РФ;
2) Декларация о независимости АРК и города Севастополя, а также Договор между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов;
3) Предложения Республики Крым (РК) и города с особым статусом Севастополя о принятии в РФ, включая город с особым статусом Севастополь;
4) Сам Федеральный конституционный закон.
Рассмотрим процедуру присоединения Республики Крым к России.
Общественно-политическая ситуация на Украине и в АРК, которая сложилась к началу марта 2014 года, стала причиной того, что 6 марта высшие представительные органы власти Крыма в рамках собственной компетенции приняли решение о том, чтобы досрочно провести 16 марта референдум о статусе полуострова для расширения самостоятельности и о возможном вхождении в состав РФ.
11 марта депутаты высших представительных органов приняли Декларацию о независимости АРК и г. Севастополя, в которой отмечалось, что при положительном волеизъявлении граждан и на основе международно-правовых норм Крым будет объявлен в качестве независимого и суверенного государства с республиканской формой правления.
В декларации говорится, что данное решение принято властями Крыма и Севастополя в соответствии с положениями Устава ООН и ряда иных международных документов, которые закрепляют право народа на самоопределение, подтверждением Международным судом ООН относительно Косово от 22 июля 2010 г. факта того, что одностороннее провозглашение независимости части государства не ведет к нарушению каких-либо международно-правовых норм.
Власти Крыма объявили полуостров суверенным государством с республиканской формой правления по итогам проведенного 16 марта 2014 г. референдума о статусе Крыма и Севастополя, жители которых приняли решение о вхождении их в состав России. Один из вопросов референдума был таким: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?». В голосовании участвовало свыше 82% избирателей из 2 миллионов 200 тысяч населения, более 96% высказались за воссоединение с РФ.
Итак, на основе Декларации о независимости и в соответствии с результатами проведенного референдума Верховный Совет АРК принял Постановление «О независимости Крыма» от 17 марта 2014 г. На аналогичных основаниях было принято Решение Севастопольского городского Совета «О статусе города Севастополя» от 17 марта 2014 года.
В соответствии с данными документами, Крым стал независимым суверенным государством, на территории которого располагается город с особым статусом Севастополь, и обратился к ООН и всем государствам мира с призывом о признании нового государства. В том же постановлении Крым обратился к РФ «с предложением о принятии Республики Крым в состав РФ в качестве нового субъекта РФ со статусом республики».
На основе обращения Верховного Совета Крыма к ООН и международному сообществу о признании Республики в качестве суверенного независимого государства Президент России издал Указ от 17 марта 2014 г. № 147 такого содержания: «учитывая волеизъявление народов Крыма на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 г., признать Республику Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, в качестве суверенного и независимого государства».
18 марта 2014 г. в г. Москве состоялось подписание Договора между РФ и РК о принятии Республики Крым в РФ и образовании в составе РФ новых субъектов. Согласно ему, в РФ были образованы два новых субъекта: Республика Крым, которая просуществовала как независимое государство лишь один день, и город федерального значения Севастополь[6].
После подписания данного документа Президент России на основе пункта 4 статьи 7 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» обратился в Конституционный суд с запросом о соответствии нового международного договора Конституции. Конституционный суд, в свою очередь, в Постановлении от 19 марта 2014 г. № 6-П признал «международный договор между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов соответствующим Конституции РФ».
Итог рассматриваемой процедуры – это принятие Федерального закона от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ «О ратификации Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов», имеющего идентичное содержание, и одобрение Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Мнение общественности о присоединении Крыма и Севастополя к России
Интересен анализ международной ситуации и реакции мирового сообщества на присоединение Севастополя и Крыма к РФ, которая выражена в решениях международных организаций и официальных заявлениях представителей государств.
К примеру, голосование 27 марта 2014 на Генеральной ассамблее ООН по вопросу о признании незаконности крымского референдума 2014 показало, что из 193 государств — членов ООН «за» принятие резолюции проголосовали 100 государств, «против» — 11, воздержались — 58, не голосовали — 24. Против резолюции выступили Армения, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Куба, КНДР, Зимбабве, Никарагуа, Россия, Сирия, Судан. Резолюции Генассамблеи в сравнении с решениями Совбеза не являются обязательными к исполнению и обладают исключительно рекомендательным характером.
Из документа Генассамблеи следует, что «референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 г., не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя». Кроме того, Генассамблея ООН призвала все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать изменения статуса Крыма и Севастополя и «воздерживаться от любых действий или шагов, которые можно было бы истолковать как признание любого изменения статуса».
Президент Франции Франсуа Олланд прокомментировал решение В. Путина о подписании договора с Крымом в интервью Reuters: «Я осуждаю это решение. Франция не признает ни результаты референдума, ни присоединение этого украинского региона к России».
По словам пресс-секретаря Белого дома США Джея Карни, международное сообщество выступит против действий РФ, поскольку они «нарушают целостность суверенного государства».
Председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер 11 марта выступил с официальным заявлением, в котором им было подчеркнуто, что этот референдум является противоречащим Конституции Украины и законным считаться не может. Как считает Буркхальтер, для того, чтобы референдум о статусе Крыма являлся легитимным, он должен соответствовать украинской конституции и международно-правовым принципам.
Мнение большей части граждан РФ по «крымскому» вопросу было точно и дипломатично выражено министром иностранных дел РФ С. Лавровым в интервью программе «Воскресное время» на Первом канале: «Мы не озадачивались размышлениями о том, какая будет реакция. У нас не было другого выбора. Этот выбор, который нами в итоге был сделан, продиктован всей историей нашей сегодняшней жизни, международным правом, российской государственностью, нашей ответственностью за судьбы тех русских, которые оказались в одночасье за границей. Оказались в результате отнюдь не международно-правовых процедур. Вы знаете, каким образом согласовывались договоренности в Беловежской пуще, которым все нынешние приверженцы международного права аплодировали стоя. Не возникало никаких вопросов насчет легитимности того, что произошло тогда».
1.2 Международные и внешнеэкономические связи Республики Крым
Особое место среди состоявшихся в Крыму мероприятий с иностранными участниками в 2018 г. занял IV Ялтинский международный экономический форум (далее - ЯМЭФ), превратившийся, несмотря на определённые проблемы, в основную площадку для обсуждения перспективных направлений современной крымской тематики в международном контексте. Форум собрал 612 иностранных участников из 71 страны мира. По заявлениям организаторов мероприятия, в рамках форума было подписано 70 соглашений и меморандумов на общую сумму более 162 млрд руб. В рамках IV ЯМЭФ состоялась конференция Международной ассоциации «Друзья Крыма».
Заслуживают внимания регулярные летние и зимние сессии международного Ливадийского форума экспертов в области политологии в рамках ежегодного Международного фестиваля «Великое русское слово».
Республика Крым также продолжает активную работу по установлению межмуниципального сотрудничества с иностранными государствами. По состоянию на 20 декабря 2018 г. были подписаны следующие соглашения о межмуниципальном сотрудничестве:
-28.11.2014 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием г. Керчь и муниципалитетом провинции Реджо-Калабрия (Итальянская Республика);
-19.02.2015 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием г. Феодосия и г. Аспропиргос (Греческая Республика);
-19.02.2016 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием г.Симферополь и г. Александруполис (Греческая Республика);
-14.10.2016 г. – соглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием г. Симферополь и г. Падуя (область Венето, Итальянская Республика);
-23.09.2017 г. - соглашение о взаимоотношениях и сотрудничестве между городами Алушта и Краснодон (ЛHP);
-18.12.2017 г. - соглашение об установлении побратимских отношений между городом Феодосия и городом Алчевск (ДНР);
-20.12.2017 г. - соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между муниципальным образованием городской округ Саки Республики Крым и городом Снежное (ДНР);
-20.12.2017 г. – соглашение о побратимстве между муниципальным образованием Белогорский район Республики Крым и Лутугинским районом (ЛНР);
-19 апреля 2018 г. - cоглашение между Администрацией города Ялты (Республика Крым) и муниципалитетом г. Абомей-Калави (Департамент Атлантик, Республика Бенин);
-21 апреля 2018 г. - cоглашение об установлении побратимских связей между г. Ялта (Республика Крым) и г. Латакия (Сирийская Арабская Республика);
-14 мая 2018 г. - cоглашение об установлении сотрудничества между муниципальным образованием городской округ Евпатория (Республика Крым) и г. Мариньян (департамент Буш-дю-Рог, округ Истр, Французская Республика);
-22 октября 2018 г. - cоглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием городской округ Евпатория (Республика Крым) и г. Свердловск (Луганская обл., Украина).
По состоянию на 24 декабря 2018 г. город федерального значения Севастополь не имел соглашений с зарубежными партнёрами (иностранными государствами, регионами иностранных государств, международными организациями, иностранными компаниями и/или иностранными общественными организациями). В 2015 г. был подписан меморандум о сотрудничестве Севастополя в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах с греческим городом Коринф. В рамках ЯМЭФ 19 апреля 2018 г. был подписан Протокол о намерениях с Администрацией Массауа (Государство Эритрея). Правительством Севастополя ведётся работа по подготовке к подписанию соглашения о межмуниципальном сотрудничестве с г. Массауа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно - правовые акты
1.Консультативное заключение Международного Суда ООН <О соответствии одностороннего провозглашения независимости Косово нормам международного права> [англ.] (Принято 22.07.2010)
2.Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма"
3. Протокол о намерениях между Правительством Севастополя (Российская Федерация) и Администрацией города Массауа (Государство Эритрея) от 22 мая 2018 года.
4."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
5. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
6. Федерального закона от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ «О ратификации Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов»,
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 N 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов"
8.Указ Президента РФ от 17.03.2014 N 147 "О признании Республики Крым"
Специальная литература
1.Архипова В.В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? // Экон. стратегии. - 2018. - Т.20, N 8. - С.14-23.
2.Басов Ф.А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Евросоюза // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 10. - С.55-63.
3.Бахин С.В. Односторонние экономические «санкции» и международное право / С.В.Бахин, И.Ю.Еременко // Закон. - 2017. - N 11. - С.162-175.
4.Ершов М.В. Санкции против РФ: механизмы нейтрализации // Экон. стратегии. - 2017. - Т.19, N 7. - С.46-51.
5.Кононенко Д.Ф. Влияние экономических санкций на характер исполнения внешнеэкономического контракта // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 6. - С.176-180.
6.Миркин Я. Другая финансовая политика. Сильный ответ на кризис и санкции // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 8. - С.100-107.
7. Пономарева Е. Влияние продуктовых санкций на цены в России в 2014-2016 гг. / Е.Пономарева, Р.Магомедов // Экономическое развитие России. - 2017. - Т.24, N 3. - C.26-34.
8.Скиданов Ю. Антироссийские санкции: промышленность возрождается, село дает рекордные урожаи // Рос. Федерация сегодня. - 2018. - N 3. - С.44-49.
9.Федоренко В.И. Влияние санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации / В.И.Федоренко, А.А.Володин, А.В.Борисова // Экон. стратегии. - 2018. - Т.20, N 1. - С.48-57.
10.Четверикова А.С. Инвестиционное сотрудничество России и Франции: влияние санкций // Проблемы прогнозирования. - 2017. - N 2. - С.131-140.