Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование особенностей формирования уровней иерархии в организации необходимо для обеспечения оптимальной и эффективной системы управления предприятием. Излишние уровни управления увеличат уровень бюрократизации и снизят скорость принятия управленческих решений. Недостаток структур в крупном предприятии приведет к неурегулированности деятельности в отдельных функциональных областях.
Существуют определенные закономерности функционирования иерархий управления организацией, которые могут быть сформулированы в виде принципов координации, специализации, субординации, контроля и целостности. Кроме того, следует изучить факторы устойчивости иерархий, существующих внутри структуры управления.
На сегодняшний день эффективное развитие учреждений, в том числе, образовательных, требует создание организационной структуры, отвечающей требованиям рынка к подготовке обучающихся, особенностям населенного пункта и населения, где находится образовательное учреждение. Обусловлено это, болоноским процессом, продолжающимся финансово-экономическим кризисом, проводимыми в стране экономической и образовательной реформой в стране. В связи с этим необходимо продолжать изменения организации образования согласно принципам рыночной экономики. Так, сегодня необходимо проводить изменения в образовательных учреждениях: организации и реализации управленческого процесса, улучшения форм, методов и структуры управления, поскольку, как уже указывалось, именно структура управления влияет на эффективность деятельности образовательного учреждения.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов, таких как: Большаков А.В., Бондаренко Н.Е. , Воронков И.Е. , Демьяненко А.Ф., Лаврухина Т.В., Смоленцева Т.Е. , Новиков Д.А., Губко М.В., Озеров Н.И. , Песикова Н.В., Смоленцева Т.Е., Лаврухина Т.В. , Сумин В.И., Смоленцева Т.Е. , Трубицын О.К., Халилова Л.Р., Шилов Г.А.
Цель – выявить формирование уровней иерархии в образовательной организации как форма организационного проектирования. Задачи:
провести теоретические основы формирования уровней иерархии в образовательной организации как форма организационного проектирования;
определить направления формирования уровней иерархии в образовательной организации.
Объект – организационное проектирование в образовательной организации. Предмет формирование уровней иерархии в образовательной организации как форма организационного проектирования.
1. Теоретические основы формирования уровней иерархии в образовательной организации как форма организационного проектирования
1.1. Механизмами организации образовательного территориального комплекса
Механизмами организации образовательного территориального комплекса рассматриваются социальное партнёрство, взаимодействие и взаимосвязи одноведомственных и разноведомственных организаций и учреждений, предусматривающие:
Взаимодействие системы образовательного территориального комплекса с социальной системой, системой культурных ценностей;
Новый тип взаимоотношений отношений, основанный на взаимном интересе и паритетной ответственности в сочетании централизации и децентрализации.
Методы совместной деятельности институтов социального партнёрства, входящих в состав образовательного территориального комплекса, включают: взаимосогласованную деятельность, распределение полномочий и ответственности, единого контроля и содержат :
Систему требований к созданию согласованного и распределённого взаимодействия разных социальных партнёров в условиях образовательного комплекса, реализующую кооперацию, координацию, консолидацию, определяемых рядом совокупных функций: нормативно-регулирующей, управленческой, планово-координирующей и контролирующей, организационно-исполнительской, коррекционной.
Выстраивают схемы мотивационных, территориально-организационных, управленческих, компетентностных, содержательных, контролирующих связей между участниками образовательного территориального комплекса;
Обеспечивают единую линию целостного, преемственного и непрерывного образовательного процесса от воздействия через содействие к взаимодействию на основе согласования целей и действий.
Система критериев организации и содержания работы образовательного территориального комплекса определяет степень сформированности компонентов структуры образовательного территориального комплекса – развивающей среды и расширенного образовательного пространства; системы социального партнёрства – уровень включённости в совместные действия социальных партнёров, общественной оценки качества работы образовательного территориального комплекса.
Таким образом, интеграция может рассматриваться как механизм выхода из культурно-образовательного кризиса с помощью синтеза целей и задач учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта. В этом контексте образовательный комплекс характеризуется :
- по организационному признаку как социально-образовательное учреждение интегрированного типа, основанное на взаимодействии социальных партнёров;
- по содержательному признаку как разноуровневое, адаптированное учреждение, обеспечивающее психолого-педагогическую поддержку разным категориям учащихся для их дальнейшей успешной социализации.
1.2. Интеграция как форма организации образовательного учреждения
Процесс интеграции приводит к рождению структуры образовательного территориального комплекса, реализующего идею практического гуманизма силами объединения воспитательных потенциалов общества и включения их в процессы образования.
Модель образовательного территориального комплекса рассматривается как система, обладающая специфической структурой согласованных компонентов: развивающей среды, расширенного образовательного пространства, включающих ценностный, организационно- содержательный, результативный блоки, и реализуемых посредством социального партнёрства.
Опора на системообразующие принципы позволяет разработать содержание, структуру организации и управления, критерии как характеристики образовательного территориального комплекса, включающие:
- систему требований к созданию среды согласованного взаимодействия- как разнообразной, динамичной, развивающей деятельность учащегося, а также пространства проявления потенциальных возможностей учащегося путём взаимодействия социальных партнёров образовательного комплекса;
- взаимодействие элементов системы образовательного территориального комплекса – социальных партнёров. Оно проявляется в программах стратегического развития образовательного комплекса как социально- педагогической системы, аккумулирующей действия разных социальных партнёров во имя успешной социализации учащихся и тактике - организации условий для согласованного соединения специфических особенностей разных типов образовательных учреждений.
Объединение функций воспитания, обучения, развития, социализации, здоровьесбережения в единой развивающей среде, предполагает разнообразие содержания, форм, методов приобретения знаний и возможностей проявления творческого потенциала учащихся в расширенном социокультурном пространстве.
Наличие сквозных компонентов – ценностного, организационного, результативного, принятых всеми участниками образовательного комплекса, реализуется в интегративных проектах и программах, осуществляемых разными партнёрами, методах социального партнёрства, и обеспечивается на всех уровнях системы - административном, коллективном, групповом, индивидуальном.
2. Направления формирования уровней иерархии в образовательной организации
2.1 Анализ деятельности МКОУ АГО «Каргинская основная общеобразовательная школа»
Полное наименование учреждения: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Каргинская основная общеобразовательная школа».
Организационная форма ОУ: муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
ВИД ОУ: основная общеобразовательная школа.
Местонахождение: Свердловская область, г.о.Ачитский, с. Карги.
Лицензия серия А № 300994 выдана 29 марта 2011 год, действительна до 29 марта 2016 года.
Свидетельство о государственной аккредитации ОП 003843 08 июня 2011 год.
Устав (в новой редакции) утвержден Постановлением Главы Ачитского городского округа № 746 от 31 августа 2012 года
Учредитель: Администрация Ачитского городского округа.
Школа была основана в 1867 году.
В настоящем здании осуществляет образовательную деятельность с 1960 года и имеет статус муниципального казенного образовательного учреждения «Каргинская основная общеобразовательная школа». Здание школы построено хозяйственным способом, без планового проекта В школе в двух зданиях имеется 13 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотека, две мастерских, столовая, интернат, котельная.
Количество учеников: 32 человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Большаков А.В. Иерархия управления промышленными предприятиями: общие принципы функционирования в призме теории организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 13 (55). С. 19-23.
2. Бондаренко Н.Е. Эволюция организационного строения бизнеса: от иерархий к инновационным сетевым структурам // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 1053-1058.
3. Воронков И.Е. Вектор глобальных приоритетов метода анализа иерархий как относительный показатель уровня надежности потенциальных участников инвестиционно-строительных проектов // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 11. С. 137-145.
4. Демьяненко А.Ф. Идентификация экоаспектов в иерархических структурах // Мир транспорта. 2012. Т. 10. № 6 (44). С. 130-137.
5. Интеллектуальная система на основе генетических алгоритмов, методов анализа иерархий и морфологического синтеза для оптимизации состава организационных структур / Андрейчиков А.В., Егорова И.Е., Андрейчикова О.Н. / монография / А. В. Андрейчиков, И. Е. Егорова, О. Н. Андрейчикова ; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2008.
6. Лаврухина Т.В., Смоленцева Т.Е. Методика формирования модели иерархической многоуровневой организационной системы транспортного процесса // В сборнике: Инфокоммуникационные и интеллектуальные технологии на транспорте Материалы I международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2018. С. 216-221.
7. Новиков Д.А., Губко М.В. Методы оптимизации структуры иерархических систем / В книге: Управление развитием крупномасштабных систем Васильев С.Н., Макаров А.А., Макаров В.Л., Махутов Н.А., Новиков Д.А., Акинфиев В.К., Бахтизин А.Р., Баранов В.В., Бурков В.Н., Варнавский В.Г., Веселов Ф.В., Губко М.В., Дорофеюк А.А., Ерешко Ф.И., Кульба В.В., Лившиц В.Н., Полетыкин А.Г., Сулакшин С.С., Цвиркун А.Д., Ядыкин И.Б. и др. Современные проблемы. Под редакцией А.Д. Цвиркуна. Москва, 2015. С. 359-377.
8. Обоснование архитектуры системы управления на основе иерархических многоуровневых организационных систем / Смоленцева Т.Е., Сумин В.И., Ирхин В.П., Шатовкин Р.Р. // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2017. № 3. С. 142-147.
9. Озеров Н.И. Распределение власти в организациях: иерархия, полиархия // Управление устойчивым развитием. 2019. № 4 (23). С. 65-69.
10. Песикова Н.В. Совершенствование организационной структуры системы управления персоналом компании // В сборнике: Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира Сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.В Бычковой, В.М. Кузьминой. 2017. С. 147-150.
11. Подсистема формирования централизованной иерархии организационной структуры ОАО "РЖД с детализацией до уровня МВЗ и распределения затрат по иерархии в рамках системы управленческого учета доходов и расходов ОАО "РЖД" (СУУДИР-МВЗ)" // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016616299, 08.06.2016. Заявка № 2016613642 от 14.04.2016.
12. Смоленцева Т.Е., Лаврухина Т.В. Анализ эффективности модели управления иерархическими многоуровневыми организационными системами // В сборнике: современные сложные системы управления материалы XII международной научно-практической конференции. 2017. С. 153-157.
13. Сумин В.И., Смоленцева Т.Е. Формирование структуры иерархических многоуровневых организационных систем // Информационные технологии. 2017. Т. 23. № 6. С. 476-480.
14. Трубицын О.К. Основные характеристики и биологические предпосылки иерархических и сетевых структур // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8. № 3. С. 58-64.
15. Халилова Л.Р. Иерархическая структура метрологических организаций в республике Куба // В сборнике: студент: наука, профессия, жизнь материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Омский государственный университет путей сообщения. 2016. С. 284-288.
16. Шилов Г.А. Разработка иерархии целей и модели организационной структуры управления федеральной почтовой связью // Актуальные проблемы современной науки. 2006. № 2 (28). С. 27-33.
17. Экспертное ранжирование иерархических организационных структур с использованием метода анализа иерархий и теории свидетельств / Коваленко И.И., Швед А.В., Пугаченко Е.С. // Вестник Херсонского национального технического университета. 2013. № 1 (46). С. 67-71.
18. Martynenko M., Menshykov O. Development of organisational knowledge system in the structure of vocational education // Економiчний часопис-XXI. 2017. Т. 165. № 5-6. С. 66-70.