Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России.
Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе.
Эти обстоятельства определили актуальность и выбор темы работы.
Однако, в отечественной экономической литературе многие сложные вопросы становления и функционирования современного потребительского рынка рассматриваются со старых теоретико-методологических позиций, когда сфере потребления отводится второстепенная, подчиненная роль при абсолютизации примата производства. В большинстве исследований потребительский рынок не выделяется как особый многоструктурный и многофункциональный тип рынка, а представляется лишь как сфера розничной торговли, что, на наш взгляд, сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как наиболее сложного социально-экономического института современного общества.
Объект исследования – потребительский рынок.
Предметом исследования является прогнозирование потребительского рынка.
Цель работы состоит в исследовании современного состояния потребительского рынка в РФ.
Эту цель конкретизируют следующие задачи:
изучить понятие и сущность потребительского рынка;
рассмотреть становление и развитие потребительского рынка в РФ в историческом аспекте;
провести анализ потребительского рынка в России;
представить систематизацию основных проблем потребительского рынка и пути их решения;
представить тенденции развития потребительского рынка.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Потребительский рынок - важный фактор экономического роста страны
1.1 Понятие и сущность потребительского рынка
Потребительский рынок представляет собой совокупность частных лиц и домохозяйств, которые приобретают товарную продукцию и услуги для некоммерческого использования. Зачастую он характеризуется высокой конкуренцией, разнообразием товара и децентрализованной структурой.
Формирование потребительского рынка проходит на основании потребительского спроса. Именно покупательная способность объединяет все факторы создания и развития, что является основой для его стабильного функционирования.
Управление развитием потребительского рынка Российской Федерации зависит от вывода на рынок продукции малых и средних предприятий. Внимание уделяется производствам, которые приносят убыток. В таком случае они лишаются дотаций. И наоборот: предприятия, которые производят продукцию широкого потребления, получают бонусы в виде снижения налогов и предоставления кредитов по льготным ставкам. Такие меры являются реальной возможностью для развития российского предпринимательства .
Особое внимание уделяется ключевым моментам ценообразования. Всё зависит от производителя товара или услуги, а также каковы его потребитель, продавец и покупатель. Рассматриваются следующие характеристики:
степень схожести и отличия товаров/услуг;
вход и выход без каких-либо ограничений на специализированную площадку;
насколько доступна информация о товаре/услуге;
размер организации/производства.
В современных условиях перехода к рыночной экономике формирование товарного предложения на рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как в продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны. Вместе с тем, в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров российских товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада.
По данным товарам российские производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения. По моему мнению, это связано с тем, что все большая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров. Поэтому важно отметить, что, с одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что, в конечном итоге, стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, а также способствует более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей .
1.2 Становление и развитие потребительского рынка в РФ в историческом аспекте
Рассмотрим три этапа в развитии потребительского рынка.
Этап 1 - формирование рынка. Причины могут быть различными - социальными, какие существовали в России в 1990-93 годах, когда начали появляться первые коммерческие фирмы, или технологическими, обеспечивающими появление новых товаров и услуг, не существовавших ранее. Например, появление пейджинговой, а затем и сотовой связи. Характерные черты Этапа I - малое число фирм-операторов рынка, рост спроса на предлагаемые товары и услуги, значительное, превосходящее возможности отдельной фирмы количество обращающихся клиентов. Главная фигура - предприниматель, энтузиаст своего дела, чувствующий конъюнктуру рынка и пользующийся ситуацией.
Этап II - устоявшийся, стабильный рынок. Характерные черты - бурный рост спроса на товары и услуги, бизнес успешен и процветает, и, как следствие, набирает обороты процесс появления фирм-конкурентов, предлагающих аналогичные товары и услуги. Уплотняется товарное наполнение рынка, множество товаров-аналогов, не имеющих явных различий друг от друга. Причем, чем менее капиталоемкий и более прибыльный бизнес - тем быстрее появляются конкуренты, в том числе и из бывших сотрудников. Совершенно очевидно, что гораздо проще организовать торговлю, например, бытовой техникой, чем развить сотовую связь, требующую колоссальных вложений средств как в оборудование, так в подготовку специалистов. Поэтому бытовой техникой торгуют везде, а операторов сотовой связи в городе немного. Количество обращающихся клиентов приближаются к возможностям фирмы по их обслуживанию. Начинает развиваться ценовая конкуренция - преимущество у того, кто предложит товар по более низкой цене. Главное действующее лицо в фирме -директор, как сотрудник, в основном занимающийся вопросами управления
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Айвазян, С.А. Социальные индикаторы: учебник / С.А. Айвазян, Ф.М. Бородкин. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 607 с.
2. Белокрылова, О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
3. Видяпин, В.И. Региональная экономика: учебник / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Синдяшкин. – М.: Инфра-М, 2019. – 666 с.
4. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 238 с.
5. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.Г. Глушкова, В.В. Курнышев. – М.: КноРус, 2019. – 256 с.
6. Кириллова, Т.А. Система показателей для оценки уровня оплаты труда / Т.А. Кириллова // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2017. - N 3.
7. Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2017. – 272 с.
8. Лехтянская, Л.В. Созидательная сила труда, способная изменить качество жизни в России / Л.В. Лехтянская // Российское предпринимательство. - 2017. - № 4 (226). - С. 70-74.
9. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
10. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2019. – 156 с.
11. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика: учебное пособие / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. – М.: КноРус, 2019. – 272 с.
12. Поляк, Г.Б. Региональная экономика: учебник / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 464 с.
13. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2019. – 288 с.
14. Порядина, Е.Д. Влияние изменения качества жизни населения на инновационный потенциал Российской Федерации / Е.Д. Порядина // Креативная экономика. - 2017. - № 10 (58). - С. 80-85.
15. Сбережения населения как показатель экономического благосостояния и внутренний источник инвестиций // Финансы и кредит. – 2017. - №20 (452). – С. 12-16.
16. Такмакова, Е.В. Доходы населения как экономическая категория и показатель развития экономки / Е.В. Такмакова // Российское предпринимательство. - 2017. - № 7 Вып. 2 (163). - С. 9-13.
17. Трифонов, Е.В. Новое качество жизни населения в условиях гуманистической цивилизации / Е.В. Трифонов // Российское предпринимательство. - 2017. - № 17 (215). - С. 17-22.
18. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 416 с.
19. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
20. Царева, В.М. Рыночные отношения и качество жизни / В.М. Царева // Российское предпринимательство. - 2017. - № 7 (205). - С. 15-20.
21. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://rosstat.gov.ru.