Фрагмент для ознакомления
2
1 Библия как первый источник этики
Библия рассказывает о замысле Бога относительно Его народа. Таким образом, главная сфера Его нравственной заботы – не характер индивида, а совместное послушание Церкви. Община в своей совместной жизни призвана воплощать альтернативный порядок, который служит знамением Божьего замысла о мире (Рим. 12:1-2).
Многие новозаветные тексты описывают разные грани такой общины: (1) Церковь – это тело Христово (1 Кор. 12:4-31). Через церковь, т. е. телом Своим, Христос продолжает жить в нашем мире. (2) Церковь – это храм Божий (1 Кор. 3:16). Здесь живет и действует Дух Божий, который руководит верующими.
Так как христианин не существует в изоляции от других верующих, Церковь играет жизненно важную роль в том, как он принимает решения в нравственных вопросах. Сообщество веры – это среда, в которой человек приходит к познанию Христа и начинает жить как Его ученик. Являясь членами церкви, христиане делают выбор в вопросах морали, а церковь помогает им формировать их нравственные суждения.
Отдельный верующий принимает свои нравственные решения как органичная часть большого тела, т.е. тела Христова. Тело, в свою очередь, создает окружение и атмосферу, в которой мы думаем, чувствуем и совершаем свои поступки. Делая выбор, мы принимаем во внимание как учение церкви, так и влияние своих действий на церковную жизнь.
Такое взаимное влияние (ср. Еф. 4:16) невозможно свести к организованным формам. Церковь – это не формальное общение в воскресенье утром. Она, в первую очередь, живое общение верующих в Иисусе Христе. Её сущность в отношениях. Это принятие реальности того, что происходящее с одним происходит со всеми, что поступок одного оказывает влияние на всех (Рим. 12:15).
Рождение свыше, рождение от Святого Духа присоединяет нас к этой общине (1 Кор. 12:13). Не существует общения с Богом без общения с Божьими детьми. Община является тем местом, которое Бог дал каждому верующему для того, чтобы мы были дающими и принимающими благословения. Мы учимся друг у друга, совместно познаём волью Божью, принимаем решения, учитывая мнение других, и действуем сообща. Это не означает, что внутри церкви нет места разнообразию, или что мнение большинства всегда правильно, и правит всем. Но это значит, что каждый является частью общины. Живя в общине, верующий получает наставления, помнит о ней, когда принимает решение, получает направление и побуждение к активным действиям.
Святой Дух не только ведет нас к единству. Он также руководит верующим в его ежедневном хождении перед Богом (Рим. 8:14). Многие рассматривают это руководство лишь в рамках личного, индивидуального опыта. Хотя Бог на самом деле общается с каждым верующим в отдельности и лично, нельзя забывать, что мы живем в обществе. Наш опыт познания Духа Божьего существует внутри сообщества веры. Поклонение Богу, изучение Писания, служение друг другу, размышление и принятие нравственных решений, все это происходит в общении с теми, с которыми мы объединены одним Духом. Жизнь в Духе влечет за собой ощущение близости Бога, общение с другими верующими и совместное посвящение истине, которая объединяет людей в присутствии Божьем.
Нормативно-ценностным ядром этики Ветхого Завета явился декалог - десять заповедей, посланных Богом людям через своего пророка Моисея и предназначенных служить базовым основанием цивилизованного существования людей.
В текстах Священного Писания содержание каждой из них развернулось и приняло вид многих конкретных поучений более частного характера, касающихся нравственно-правовых устоев семейно-брачных отношений, ответственности за религиозные и уголовные преступления, охраны частной собственности, порядка судопроизводства и т. д. Эти предписания, имеющие абсолютный, непререкаемый характер, не только указывают на модели должного поведения, но и предупреждают об ответственности за пренебрежение ими как перед Богом. Творец, давший людям исходные заповеди, непосредственно осуществляет контроль за их исполнением и настаивает на том, чтобы люди об этом знали. Он заявил Моисею: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Исход. 4, 10). Таким образом, страх Господень - главное основание, на котором зиждется вся система моральных предписаний Ветхого Завета. Этот страх спасителен для человека и дан ему для его же блага. Он не унижает, а возвышает, позволяет быть истинным образом и подобием Божиим. А для этого у человека есть только один путь — «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом» (Мих. 6, 8).
Христиане призваны следовать более высоким этическим стандартам Нового Завета, а не возвращаться назад к дохристианским стандартам, данным Богом через Моисея . Иисус, однако, считал Свое учение не противостоящим учению Ветхого Завета, но исполняющим его (Мф. 5:17–48). То есть Иисус избавлялся от тех частей ветхозаветного закона, которые не были окончательным откровением воли Божьей, и брал за основание и даже расширял те части ветхозаветного морального закона, которые были положительным и ясным изложением закона Божьего. В Нагорной проповеди Иисус дает ряд иллюстраций Своего отношения к Ветхому Завету (Мф. 5:21–48). Не только убийство является грехом, но даже гнев, выраженный оскорбительными словами, неприличен для членов Царства Христова. Не только прелюбодеяние греховно, но даже помышление об этом способно нарушить святую волю Божью. Не только плохо разводиться с женой, не дав ей разводного письма, но Иисус вообще запретил разводы и повторный брак разведенных. Нельзя не только клясться ложно, но Иисус сказал, что всякая клятва вообще должна быть исключена. Предосудительна не только личная месть, но христианин совсем не должен обращаться в суд для возмещения вреда. Ученики Христа должны любить не только своих ближних, но и проявлять любовь ко всем людям. Создается впечатление, что Ветхий Завет молчаливо одобряет полигамию, но Христос призывает людей вернуться назад к Божьему первоначальному стандарту, имея одного спутника жизни.
Если христианин желает жить по воле Божьей, он должен серьезно изучать всю Библию, тщательно сравнивая Ветхий Завет с Новым и принимая Новый Завет окончательным руководством во всех вопросах этики и богословия. Он обнаружит, несомненно, что большинство учений Ветхого Завета находится в полном согласии с более высокими стандартами Нового. Но то, что имело временное значение в Ветхом Завете, опускается и не подтверждается в Новом .
Новый Завет также ясно учит, что дитя Божье теперь свободно от всех церемониальных установлений Ветхого Завета, куда относятся: церемониальные омовения, нечистая пища, праздники, такие как еженедельная суббота, ежемесячная суббота или новолуние, пасхальные дни, праздник искупления и т. п. Действительно, христианин свободен от всех человеческих правил, которые могли бы ограничить его свободу во Христе (Кол. 2:14–23; Рим. 14:1–6; Гал. 4:9, 10; 4:21–5:4). Несомненно, самым важным обрядом во всем еврейском церемониальном законе было обрезание. Это было знаком завета, заключенного Богом с Авраамом (Быт. 17:9–14). Новый Завет ясно показывает, что этот обряд устранен во Христе (Гал. 5:2–11) . Но эта конкретная иллюстрация обрезания хорошо освещает способ, которым апостолы Христовы постигали более глубокий духовный смысл Ветхого Завета для основания своего учения. Например, Моисей заповедал детям Израиля обрезать крайнюю плоть своего сердца и не быть больше жестоковыйными (Втор. 10:16). Он также обещал, что Господь Бог их обрежет их сердце и сердце их потомков, так что они будут любить Господа Бога своего всем сердцем своим и всею душою своей (Втор. 30:6). Следовательно, когда апостол говорит о христианах, обрезанных нерукотворным обрезанием Христовым (Кол. 2:11), он следует ветхозаветному учению.
Авторы Нового Завета совершенно уверенно и авторитетно писали новозаветное Божье откровение безо всяких оговорок, однако примерно в тысяче случаях они подкрепляют свое учение и наставление иллюстрациями или прямыми учениями Ветхого Завета.
Те места Ветхого Завета, которые устанавливают вечную истину, представляющую волю Божью для человека, зачастую называются Божьим моральным законом. Данный моральный закон все еще действителен и вновь утверждается в Новом Завете как окончательная воля Бога по отношению к людям. Сам Иисус говорил, что Божий закон по своей сути воплощает фундаментальный принцип любви, любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22:34–40). Совершенно очевидно, конечно, что эти две великие заповеди, которые четко провозглашены Моисеем, лежат в основании Десяти заповедей, равно как и всех прочих этических наставлений в Писании.