Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению механизма реализации основных институтов административного права в деятельности органов внутренних дел.
Актуальность рассматриваемой темы определяется положением органов внутренних дел в системе управления России. Органы внутренних дел (далее возможно сокращение ОВД) имеют во многом двойственную природу. С точки зрения выполняемых функций органы внутренних дел выступают одновременно как правоохранительные органы и органы принуждения, обладающие правом при необходимости существенно ограничить права и свободы граждан. С точки зрения юрисдикционной также бросается в глаза, что МВД и его органы выстраиваются в виде единой федеральной системы органов власти, но при этом юрисдикция субъектов РФ и муниципальных образований прямо подчиняет себе территориальные ОВД.
Реализация органами внутренних дел административных функций выступает как естественный механизм исполнения функций ОВД, предусмотренных федеральным законом «О полиции» . При этом также существует два направления реализации административных действий: в качестве предусмотренной законом основной функции и в качестве вспомогательного механизма, применяемого при необходимости для исполнения других предусмотренных законом функций. Определить основные различия в этих двух механизмах реализации основных институтов административного права в деятельности органов внутренних дел необходимо в рамках данного исследования.
Цель работы – проанализировать механизм реализации основных институтов административного права в деятельности органов внутренних дел.
Задачи исследования:
- определить правовые основы организации административной деятельности ОВД;
- проанализировать содержание административной деятельности ОВД, вычленить элементы механизма реализации основных институтов административного права в деятельности органов внутренних дел
- выявить основные проблемы в административной деятельности ОВД и определить направления совершенствования деятельности ОВД
- выработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства регламентирующего административную деятельность ОВД.
Объект исследования - механизм реализации основных институтов административного права в деятельности органов внутренних дел как совокупность правоотношений различного уровня по реализации органами внутренних дел своих функций.
Предмет исследования – нормы Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов и материалы судебной практики, составляющие нормативную базу административной деятельности ОВД.
Теоретическую базу работы составили исследования И.А. Адмираловой , Ю.Н. Демидова , В.А. Кудина , А.В. Куракина и др.
Источниковую базу исследования составили нормы Конституции РФ , федеральных законов и подзаконных актов и материалы судебной практики регламентирующие деятельность ОВД.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена теоретическим проблемам административной деятельности ОВД. Во второй главе работы нами рассматриваются существующие проблемы правового, материально-технического характера, требующие разрешения.
1. Теоретические основы административной деятельности ОВД
1.1. Правовые основы организации административной деятельности ОВД
Принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции) закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральном законе «О полиции» и других законодательных актах, регламентирующих вопросы реализации административной деятельности. В зависимости от сферы воздействия выделяются три группы принципов:
всеобщие принципы, имеющие отношение к деятельности всех государственных органов;
принципы, имеющие отношение к деятельности всех органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства;
отраслевые принципы организации и деятельности органов внутренних дел (полиции) .
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям (статья 2 Федерального закона «О полиции»):
защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
розыск лиц;
производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
обеспечение правопорядка в общественных местах;
обеспечение безопасности дорожного движения;
контроль над соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
контроль над соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Органы внутренних дел организационно включают в себя: полицию, национальную гвардию, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Как известно органы внутренних дел реализуют свою компетенцию в следующих направлениях и видах деятельности: административной, оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной .
По нашему мнению, серьезную проблему в области правовой регламентации деятельности органов ОВД составляет ее подчиненность нормативным актам разных уровней. Для примера, даже в области административного права сотрудники ОВД опираются при вынесении решений на Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также (в случае если такой нормативный акт есть) на кодексы об административных правонарушениях субъектов РФ. Так, например, подобные акты есть в Республике Адыгея, Тюменской области и множестве других субъектов РФ. Соответственно объем правомочий сотрудников ОВД в отношении лиц, совершивших административные правонарушения может меняться от субъекта к субъекту. Где-то студента могут задержать за распитие спиртных напитков (даже если оно происходит в помещении, а не в общественном месте), где-то ОВД имеют полномочия прекратить работу организаций, предприятий, общественных объединений и т.п. Т.е. круг полномочий ОВД не единообразен по всей территории РФ. И хотя работа по унификации законодательства и производится, но могут существовать определенные разночтения в объеме и форме исполнения предусмотренных законодательством функций .
1.2. Содержание административной деятельности ОВД
Особое место в числе прочих функций ОВД занимает административная деятельность. В научно литературе существует несколько точек зрения по поводу формулировки определения административной деятельности. Так же выделяют административную деятельность в широком смысле слова и административную деятельность в узком, специальном значении .
Такое деление является оправданным применительно к соответствующему направлению правоохранительной деятельности органов внутренних дел. На наш взгляд, заслуживает внимания формулировка, данная И. А. Адмираловой, а именно: «Административная деятельность в широком смысле слова – это исполнительно – распорядительная деятельность, которая осуществляется в соответствующих формах всеми без исключения органами исполнительной власти. Указанная деятельность направлена на укрепление режима правопорядка и обеспечение общественной безопасности в той сфере управления, где она осуществляется» .
По мнению части исследователей административная деятельность ОВД осуществляется в качестве вспомогательной деятельности, исполняемой МВД в пределах собственной компетенции для организации работы своих структурных элементов .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства РФ. 2001 г. N 23 ст. 2277
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении"// Собрание законодательства РФ. 2002 г. N 5 ст. 375
4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021)// Собрание законодательства РФ. 2011 г. N 7 ст. 900
7. Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об участии граждан в охране общественного порядка"// Собрание законодательства РФ. 2014 г. N 14 ст. 1536
8. Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2011 г. N 27 ст. 3881
9. Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2018 г. N 32 (часть I) ст. 5076
10. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"// Собрание законодательства РФ. 2004 г. N 25 ст. 2485
11. Постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 2 февраля 2015 г. по делу № 5-41/2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://sudact.ru/regular/doc/ ZGxYNPAqXQW8 (дата обращения: 14.06.2018)
Литература
12. Административная деятельность полиции : курс лекций / под ред. В. А. Кудина. — СПб. : Р-КОПИ, 2016. — 696 с
13. Административная деятельность полиции : учебник / под ред. Ю. Н. Демидова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 527 c
14. Адмиралова И. А. Административная деятельность полиции обеспечения прав и свобод граждан. М.:Юрист. – 2014
15. Адмиралова И. А. Правовое регулирование методов убеждения и принуждения в деятельности полиции как средств обеспечения прав и свобод граждан. //Административное и муниципальное право. - 2015. - N 1. - С.18 - 31.
16. Актуальные проблемы административного права и административной деятельности органов исполнительной власти /Материалы межведомственной научно-практической конференции / 2018.
17. Амеличкин А. В. Защита прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности органов внутренних дел.// Юридическая наука и правоохранительная практика.-2017. - № 3.-С.105
18. Бабурина Н.П. Роль внутренних органов в обеспечении личных прав и свобод человека.//Юридические науки. Юго – западный государственный университет, Россия, г. Курск. - С. 43-45. [Электронный-ресурс] - URL:file:///C:/Users/Alex/Desktop/Наталья/Дипломная%20работа%20Ирина/Статьи%20ОПЧ/Бабурина%20Н.%2 0П.%20Роль%20ОВД%20в%20обеспечении%20личных%20прав%20и%20%20свобод%20чкловека.pdf
19. Галиуллин Р.Х., Комлев Н.Ю. Защита прав потребителей: правовое регулирование и сфера действия сотрудников органов внутренних дел// Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 1 (87). С. 107-114.
20. Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф.дис.канд.юр.наук., М.: - 2008
21. Зиганшин М.М., Корбанов И.Г. Нормы административного права в механизме обеспечения транспортной безопасности органами внутренних дел// Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019. № 1 (2). С. 204-209.
22. Комахин Б.Н., Халилов Р.М. Административно-правовое осмысление формирования профессиональной служебной деятельности как сущность политики модернизации государственной и муниципальной службы// Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 65-70.
23. Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (постатейный).Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. М.: Проспект. – 2013
24. Костенников М.В., Елисеев А.В. К вопросу реализации административного усмотрения в деятельности органов внутренних дел//Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 2 (80). С. 78-85.
25. Куракин А. В., Костенников М. В. Административно-правовое регулирование обеспечение собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие. Домодедово, ВИПК МВД России, 2010
26. Мордвинцев С.П. Административно - юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в сфере безопасности дорожного движения//В сборнике: перспективные направления взаимодействия науки и общества в целях инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 112-115.
27. Муленко Н.В., Дудаев А.Б. Значение юридических фактов при исполнении административных регламентов в системе МВД России//В сборнике: Инновации административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел. Электронный сборник материалов региональной научно-практической конференции. 2020.
28. Новичкова Е.Е. Исполнение полицией постановлений об административном аресте//Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2019. № 1 (12). С. 56-61.
29. Особенности и порядок действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей, связанных с применением огнестрельного оружия/ Федорович В.Ю., Шманёва Л.В., Кардашевский В.В., Низаметдинов А.М., Потапенкова И.В., Русскевич Е.А., Мингалеев Э.Б., Василенко Г.Н., Сумин А.А./ методические рекомендации / Москва, 2019.
30. Рыдченко К.Д., Равнюшкин А.В. Право полиции проверять удостоверяющие личность документы: административно-правовое регулирование и проблемы реализации//Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 3. С. 162-169.
31. Соболь. О.М.Права и свободы человека и гражданина в обеспечении деятельности органов внутренних дел. //Научный журнал «Апробация». -2015. - № 10. – С.45
32. Сулейманова О.Л., Джораева С.В. Роль науки административного права в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел//В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ. Сборник статей по материалам XLVI международной научно-практической конференции. ООО «СибАК». Новосибирск, 2021. С. 7-14.