Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исходя из особенностей работы в условиях рыночной экономики, крайней непредсказуемости развития факторов внешней среды, особую актуальность для современных организаций имеет комплексный финансовый анализ и оценка финансовых результатов, прежде всего, прибыли и рентабельности. Выступая в качестве самостоятельных субъектов современной экономики, предприятия самостоятельно определяют основные стратегические направления своего развития, исходя из чего планируют динамику и структуру производства и сбыта, основные направления и перспективы экономического и социального развития. В числе таких планируемых показателей выступает, в частности, рентабельность, являющаяся одним из основных показателей эффективности работы современной компании.
В результате стремления руководителей хозяйствующих субъектов к повышению показателей рентабельности обеспечивается ориентация основного количества производителей товаров и услуг к увеличению объемов производимой продукции и повышению ее качества, снижению затрат на производство, совершенствованию основных качеств и ключевых свойств продукции в соответствии с потребностями целевой аудитории. В условиях развитой конкуренции благодаря этому достигается не только получение прибыли как основная цель предпринимательской деятельности, но и создаются условия для полноценного удовлетворения общественных потребностей. Именно рентабельность, в конечном счете, выступает в качестве сигнала, указывающего на способы и методы обеспечения наибольшего прироста стоимости и получения экономической отдачи, создавая стимулы для дальнейшего развития и инвестирования средств в обозначенные сферы. В связи с тем, что рентабельность выступает в качестве одного из важнейших показателей эффективности работы предприятия, от которой, в том числе, зависит, в конечном итоге, и динамике уплачиваемых налогов, в повышении рентабельности заинтересовано не только само предприятие, но и государство (государственный бюджет), инвестиционные структуры, лица, являющиеся держателями ценных бумаг компании, коммерческие банки. А поскольку на развитие предприятия, особенно в условиях современной неопределенности, оказывают воздействие многочисленные факторы внешней и внутренней среды, то проблема обеспечения определенного уровня прибыли и рентабельности традиционно выступает в качестве актуальной для современного предприятия.
Цель работы - рассчитать и провести исследование динамики показателей рентабельности АО «Башкирская содовая компания» и разработать направления их повышения.
Для достижения цели в работе поставлены и решены соответствующие задачи:
- рассмотреть сущность рентабельности предприятия;
- изучить показатели рентабельности;
- исследовать факторы, влияющие на изменение уровня рентабельности;
- изучить организационно-экономическую характеристику АО «БСК»;
- провести расчет и анализ показателей рентабельности предприятия АО «Башкирская содовая компания»;
- выявить пути улучшения показателей рентабельности.
Объект исследования - АО «Башкирская содовая компания».
Предмет исследования - динамика показателей рентабельности АО «Башкирская содовая компания».
При подготовке исследования использованы методы анализа и синтеза, обобщения материалов научной и учебной литературы, периодической печати, факторный анализ.
Теоретической основой исследования явились многочисленные труды авторов по теме исследования.
Научно-практическая значимость исследования определяется важностью изучения методики проведения анализа показателей рентабельности, их расчетом и исследованием, проведенным на материалах конкретного предприятия, а также последующей разработкой рекомендаций, направленных на повышение рентабельности предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.
1 Теоретические основы понятия рентабельности как показателя эффективности работы предприятия
1.1 Рентабельность, как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Современная российская экономика развивается по законам рыночных отношений. В соответствии с этим особую роль начинают играть факторы, оказывающие непосредственное влияние на функционирование предприятия в новых условиях. В их число входят усиление конкурентной борьбы, необходимость удержания конкурентоспособности на высоком уровне, постоянные инновационные процессы, наличие высоких экономических рисков .
В соответствии с этим особую значимость приобретает эффективное управление финансовыми ресурсами фирмы, так как именно устойчивое финансовое состояние создает базу для поддержания эффективного функционирования предприятия и основу его финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности. В связи с этим эффективное финансовое управления должно учитывать целый ряд факторов, в числе которых рациональная организация управления финансами, рациональная структура финансов, инвестиционная привлекательность предприятия, его финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность, контроль динамики финансовых показателей .
В соответствии с этим понятно, что в таких условиях хозяйствования результаты анализа финансового состояния выступают важнейшим индикатором развития предприятия, так как их динамика позволяет оценить состояние компании и направления ее развития, так как потенциал и условия развития предприятия в будущем определяются именно на основании ее текущего финансового состояния и его основных характеристик. От качества и структуры имеющихся финансовых ресурсов и эффективности их использования зависит устойчивость компании, ее возможность расплатиться по своим обязательствам, перспективы сотрудничества с основными деловыми партнерами, показатели кредитоспособности, определяемые кредитными учреждениями в случае необходимости использования заемных ресурсов .
Современная методика проведения финансового анализа предполагает использование довольно большого количества различных показателей, которые, для получения качественной, полной и объективной картины, оцениваются в комплексе и в определенной последовательности. Заключительный этап проведения такого анализа связан обычно с проведением исследования финансовых результатов, в структуре которых выделяют, в свою очередь, анализ прибыли и рентабельности предприятия .
Показатели рентабельности предприятия выступают в качестве таких показателей, которые максимально полно и точно характеризую эффективность его деятельности и характер окончательных результатов работы, так как величина и динамика основных показателей рентабельности позволяет определить уровень качества и эффективности инвестиций в основной и оборотный капитал предприятия и потребления основных ресурсов. В этой связи понятно, что совокупность показателей рентабельности выступает в качестве критерия, позволяющего оценить уровень эффективности работы предприятия . При росте показателей рентабельности можно говорить о том, что достигнуты определенные цели и задачи стратегического развития предприятия с учетом его миссии и особенностей производства. В результате повышения уровня рентабельности предприятия создаются качественные предпосылки для повышения финансовой устойчивости предприятия. Для основного количества предпринимателей, инвесторов, представителей государственных структур и банковского сектора именно динамика показателей рентабельности выступает в качестве основы для определения степени привлекательности бизнеса и эффективности инвестиций в определенную сферу деятельности .
Несмотря на то, что с точки зрения экономического анализа результаты деятельности предприятия могут быть оценены на основе анализа количества и структуры произведенной продукции, объемов сбыта, динамики валовой, налогооблагаемой или чистой прибыли, совокупность этих показателей, тем не менее, не является достаточной для определения качества и эффективности функционирования предприятия. Это связано с тем, что все перечисленные показатели создают условия для оценки работы предприятия на основе абсолютных показателей. В этой связи, интерпретируя их, невозможно сформировать базу для полной оценки результативности работы предприятия, тогда как логика расчета показателей рентабельности позволяет установить такую связь. Соответственно, показатели рентабельности выступают основой определения эффективности и доходности различных направлений деятельности компании (финансовая, хозяйственная, предпринимательская) .
В литературе по экономическому анализу представлены различные определения рентабельности. В ряде случаев термин «рентабельность» трактуется как синоним понятий «прибыльность», «доходность», «эффективность». Определение, представленное русско-немецким словарем Лепинга А. А. определяет термин «рентабельность», как слово, производное от немецкого корня «rentabel», переводимого на русский язык как «прибыльный», «выгодный», «доходный», «самоокупающийся».
Современный экономический словарь Б. А. Райзберга дает следующую трактовку рентабельности: «Рентабельность представляет собой совокупность
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова [Текст] М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 400 с.
2. Аскеров, П.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учебное пособие / П.Ф. Аскеров, И.А. Цветков: Под общей редакцией П.Ф.Аскерова [Текст] М.:ИНФРА-М, 2016. - 176с.
3. Астринский, Д. Экономический анализ рентабельности предприятия / Д. Астринский // Экономист [Текст] 2017. - №12. - С. 11 - 17.
4. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова [Текст] М.: ИФРА-М, 2016. - 415с.
5. Билалова, Л.А. Анализ показателей рентабельности предприятия / Л.А. Билалова, З.Т. Насретдинова //Международный студенческий научный вестник[Текст] 2018. - № 5. - С. 665-668.
6. Васина, А.А. Анализ финансового состояния компании / А.А. Васина[Текст] М.: ИКФ «Альф», 2016. - 698с.
7. Великая, Е.Г. Управление финансами предприятия / Е.Г. Великая[Текст] М.: Высшая школа 2016. - 458с.
8. Волчков, С.А. Оценка финансового состояния предприятия: курс лекций / С.А. Волчков[Текст] М.: ИНФРА-М, 2016. - 408с.
9. Данилова, Н.А. Факторы и методы управления рентабельностью / Н.А. Данилова // Молодой ученый[Текст] 2018. - №4. - С. 45 - 49.
10. Дронов, Р.И. Оценка финансового состояния предприятия / Р.И. Дронов // Финансы[Текст] 2017. - № 4. - С. 43 - 46.
11. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова[Текст] М.: Дело и сервис, 2018. - 497с.
12. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева[Текст] М.: Инфра-М, 2019. - 368 c.
13. Клишевич, Н.Б. Финансы предприятия / Н.Б. Клишевич[Текст] М.: Слово, 2016. - 512с.
14. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] М.: Проспект, 2018. -1104 с.
15. Крейнина, М. Н. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации / М.Н. Крейнина[Текст] М.: Слово, 2016. - 348с.
16. Лапуста М.Г., Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай [Текст] М.: ИНФРА-М, 2017. - 764с.
17. Любич, И.В. Понятие рентабельности и основные подходы к ее оценке / И.В. Любич [Электронный источник] Режим доступа:https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Lyubich-Inessa-Vladimirovna.pdf
18. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова[Текст] М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 471 с.
19. Лютова, М.Н., Коновалова, Н.О. Анализ прибыли и рентабельности предприятия / М.Н. Лютова, Н.О. Коновалова // Актуальные вопросы экономических наук[Текст] 2016. - № 50-2. - С. 103-107.
20. Морозова, С.Н., Кращенко, С.А. Оценка показателей рентабельности предприятия / С.Н. Морозова, С.А. Кращенко // Вестник международного Института управления[Текст] 2016. - № 3-4 (139-140). - С. 54-62.
21. Официальный отчет о деятельности АО «Башкирская содовая компания» / Внутренний корпоративный отчет. 2021 г.
22. Пласкова, Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: Учебник / Н.С. Пласкова[Текст] М.: Вузовский учебник, 2017. - 318 c.
23. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг [Текст] М.: Популярная литература, 2018. - 330 с.
24. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г. В. Савицкая[Текст] М.: ИНФРА-М, 2019. - 408 с.
25. Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент. Российская практика / Е.С. Стоянова[Текст] М.: Перспектива, 2018. - 656 с.
26. Чечевицина, Л.Н., Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицина, И.Н. Чуев[Текст] М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2016. - 602с.
27. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет[Текст] М.: ИНФРА-М, 2019. - 416 с.