Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Из-за непредсказуемости глобальных событий многие современные организации пытаются выявить потенциальные кризисы до их возникновения, чтобы наметить планы по их преодолению. Когда и в случае возникновения кризиса организация должна быть в состоянии радикально изменить курс, чтобы выжить.
Можно ожидать, что кризис COVID-19, начавшийся в начале 2020 года, станет хрестоматийным примером антикризисного управления. Предприятия по всему миру были вынуждены закрыть свои двери. Миллионы сотрудников были отправлены домой. Основные службы изо всех сил пытались функционировать. История рассудит, насколько эффективными были власть имущие в своих навыках управления кризисными ситуациями.
Любой бизнес, большой или малый, может столкнуться с проблемами, которые негативно скажутся на его нормальной деятельности. Кризис может принимать различные формы и может привести к материальным и нематериальным издержкам для компании в виде потери продаж, ущерба ее репутации и снижения доходов.
Предприятия, которые разработали план обеспечения непрерывности на случай непредвиденных обстоятельств, могут смягчить последствия негативного события. Процесс разработки плана обеспечения непрерывности бизнеса в случае кризиса известен как антикризисное управление.
Большинство фирм начинают с проведения анализа рисков своей деятельности. Анализ рисков - это процесс выявления неблагоприятных событий, которые могут произойти, и оценки вероятности их возникновения. Используя моделирование и случайные переменные с моделями рисков, такими как таблицы сценариев, риск-менеджер может оценить вероятность возникновения угрозы в будущем, наилучший и наихудший исход и ущерб, который понесет компания, если эта угроза осуществится.
Имея решение кризисной ситуации на месте, компания и ее заинтересованные стороны могут подготовиться и адаптироваться к неожиданным и неблагоприятным событиям. Все вышеописанное подтверждает актуальность темы данной курсовой работы.
Цель данной работы – изучить особенности системы антикризисного управления разработать алгоритмы действий менеджмента компании для антикризисного управления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и содержание антикризисного управления;
2. Обосновать значение антикризисного управления на современном предприятии;
3. Сделать обзор опыта антикризисного управления на примере реальных компаний;
4. Провести анализ методик антикризисного управления;
5. Разработать алгоритмы действий в кризисных ситуациях.
Объектом практического исследования является антикризисное управление.
Предметом исследования являются сущность и меры антикризисного управления.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников. Объем работы составил 42 страницы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и роль стратегии антикризисного управления
Антикризисная стратегия – это стратегия, оптимизирующая поведение корпорации в условиях спадов в отраслях, устойчивых снижений основного финансового показателя деятельности корпораций и угроз банкротств. Она включает комплексы мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношения с группой поддержки, а также юридических и других мероприятий в целях обезопасить фирмы от угроз банкротств или существенных спадов и создать условие к повороту к оздоровлению корпораций[4].
Причины, в силу которых предприятия попадают в кризисы, можно разделять на ряд групп:
– внешняя, которая не зависит от предприятий или на которую предприятия могут повлиять в незначительной степени;
– внутренняя, которая возникла в результате деятельности самих предприятий.
Причиной кризисных процессов являются, как правило, совместные действия внутренних и внешних факторов. Кризисы, происходящие в смежных сферах, могут углублять падение в данной сфере, а могут и сглаживать, смягчать его характер. Кризис нельзя рассматривать как статичное состояние системы, только как процесс ее динамического развития. Он видоизменяет или разрушает имеющуюся структуру и формирует новые свойства системы.
Среди факторов, его определяющих, можно выделить три основные группы:
1 Постоянно действующие факторы нециклического свойства (научно-
технический прогресс, демографические факторы, расходование природных
ресурсов).
2. Постоянно действующие циклические.
3 Случайные и временно действующие факторы (стихийные бедствия, военные действия). Причем внутренними факторами усиливаются действия внешних[6].
Стратегии антикризисного управления охватывают каждую запланированную, организуемую и контролируемую перемену в области существующих стратегий, производственного процесса, структур и культур любых социально-экономических систем, включая частное и государственное предприятие.
Предприятия должны постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременный и правильный вывод относительно своей потребности в изменении.
Толчками к изменению является кризисная ситуация. В зависимости от того, в каких областях она представляют опасность для достижения цели предприятий, выбираются соответствующие антикризисные стратегии.
Стратегии по своей сути – это принципы эффективных адаптаций к изменению окружающей среды. Внешнее условие окружающей среды меняется быстро, поэтому весьма важно получение оперативных обратных связей с внешним миром в виде показателя, который характеризовал бы будущее – например, показатель роста долей рынков, роста удовлетворенности покупателя.
Факторы, способные вызвать кризис, условно делятся на внешние и внутренние. Прежде всего, необходимость начать процесс антикризисного управления обусловлена человеческим фактором, различным поведением людей в кризис. Человек приходит к каким-либо важным решениям, как правило, опираясь на опыт предшественников. Правильно оценив социально-экономическую систему, можно предугадать наступление кризиса и заранее сделать все возможное, чтобы избежать его. При этом наиболее опасным кризисом всегда является тот, который нельзя спрогнозировать. Чтобы добиться максимального эффекта, следует использовать основные механизмы антикризисного управления для обеспечения защиты организации. Требуется также непрерывное совершенствование механизма по предотвращению критических ситуаций.
Цели антикризисного управления:
- Разработать и реализовать меры по нейтрализации наиболее опасных путей, способных привести к кризису;
- Избежать банкротства;
- разработать и реализовать финансовые и управленческие механизмы, которые позволили бы вывести компанию из кризиса.
- ограничить ущерб, который кризис может нанести предприятию. Антикризисное управление имеет свои особенности, затрагивающие технологии и процессы в компании. Речь идет о мобильности и динамичности в применении ресурсов, изменениях, внедрении новых программ и инновационных методов работы, осуществлении программно-целевых подходов в технологиях по разработке и реализации решений в сферах управления, повышенной чувствительности к временному фактору в управленческих процессах, выполнении своевременных действий по динамике ситуаций, более пристальном внимании к предварительной и последующей оценкам решений в вопросах управления, выборе альтернатив в поведении и осуществлении деятельности, использовании антикризисного критерия качества решений в ходе их разработки и использования [2].
Виды антикризисного управления в зависимости от стадии кризиса делятся на:
- Реактивное – деятельность антикризисного управления, как правило, начинают вести в условиях острой кризисной обстановки и нехватки времени. В такие моменты переосмысление прежних норм и целей организации, разработка новой модели поведения – довольно трудные процессы. В этом случае целью является формирование достаточного уровня ликвидности и платежеспособности компании. Иными словами, предприятие должно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антикризисное управление финансами предприятия / К.В. Балдин и др. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. - 336 c.
2. Антикризисное управление. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 380 c.
3. Антикризисное управление. Теория и практика. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 304 c.
4. Антикризисное управление: моногр. . - М.: ИНФРА-М, 2017. - 624 c.
5. Афонин, А.М. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса. Учебное пособие / А.М. Афонин. - М.: Проспект, 2015. - 182 c.
6. Бабушкина, Е. А. Антикризисное управление. Конспект лекций / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. - М.: Эксмо, 2015. - 160 c.
7. Балдин, К. В. Антикризисное управление. Макро- и микроуровень / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 268 c.
8. Бармута, К.А. Управление на предприятии в условиях кризиса / К.А. Бармута. - М.: Феникс, 2016. - 525 c.
9. Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект) / П.Г. Белов. - М.: Юрайт, 2015. - 736 c.
10. Большаков, А. С. Антикризисное управление на предприятии. Финансовый и системный аспекты / А.С. Большаков. - М.: СПбГУП, 2017. - 488 c.
11. Волостнов Теория И Практика Оценочной Деятельности / Волостнов. - Москва: Машиностроение, 2015. - 169 c.
12. Вяткин, В.Н. Риск-менеджмент. Учебник / В.Н. Вяткин. - М.: Юрайт, 2016. - 860 c.
13. Зуб, А. Т. Антикризисное управление / А.Т. Зуб. - М.: Аспект пресс, 2017. - 320 c.
14. Ивасенко, А. Г. Антикризисное управление. Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - М.: КноРус, 2016. - 504 c.
15. Коротченков, А.М. Санация предприятия в отрасли. Учебное пособие / А.М. Коротченков. - М.: Проспект, 2016. - 430 c.
16. Кочеткова, А. И. Основы управления в условиях хаоса. Антикризисное управление. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2 / А.И. Кочеткова, П.Н. Кочетков. - М.: Юрайт, 2016. - 222 c.
17. Круглова, Н. Ю. Антикризисное управление / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2017. - 512 c.
18. Кузнецов, С. Ю. Антикризисное управление. Курс лекций / С.Ю. Кузнецов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 200 c.
19. Механизмы и модели управления кризисными ситуациями. - М.: ИНЖЭК, 2018. - 200 c.
20. Ольга, Вишневская Антикризисное управление предприятием / Вишневская Ольга. - М.: Феникс, 2016. - 114 c.
21. Основы антикризисного управления предприятиями. - М.: Academia, 2017. - 496 c.
22. Петров Практикум По Антикризисному Управлению Предприятием / Петров. - Москва: Наука, 2016. - 380 c.
23. Попов, Р. А. Антикризисное управление / Р.А. Попов. - М.: Высшая школа, 2016. - 480 c.
24. Попов, Р. А. Антикризисное управление / Р.А. Попов. - М.: Юрайт, 2016. - 306 c.
25. Просветов, Г. И. Антикризисное управление. Задачи и решения / Г.И. Просветов. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 288 c.
26. Самородский, В. А. Антикризисное управление / В.А. Самородский, И.А. Хлусова. - М.: КолосС, 2018. - 208 c.
27. Теория антикризисного менеджмента. Учебник. - М.: Магистр, Инфра-М, 2015. - 624 c.
28. Фирсова, А.А. Шпаргалка по антикризисному управлению / А.А. Фирсова. - М.: КноРус, 2018. - 469 c.
29. Фирсова, О. А. Управление рисками организаций / О.А. Фирсова. - М.: МАБИВ, 2018. - 838 c.
30. Хоружий, Л. И. Учет, отчетность и анализ в условиях антикризисного управления. Учебное пособие / Л.И. Хоружий, И.Н. Турчаева, Н.А. Кокорев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 c.