Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Между успешностью функционирования предприятия и уровнем развития корпоративной культуры наблюдается устойчивая взаимосвязь. Ценности, принципы, идеалы, которые разделяет коллектив, напрямую влияют и на уровень и качество обслуживания персонала, что впоследствии определяет финансовые результаты предприятия. Это особенно актуально для предприятий сферы услуг, в том числе предприятий, предоставляющих транспортное обслуживание.
Проблема исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время на предприятиях для повышения их эффективности и конкурентоспособности зачастую используют различные инструменты маркетинга, в то время как не уделяется достаточно внимания персоналу, а именно поддержанию и развитию корпоративной культуры, которая могла бы стать «ключом к успеху». В этом смысле корпоративная культура является основой системы управления персоналом на предприятии.
Степень разработанности темы исследования. Управление персоналом в целом изучали как зарубежные, так и отечественные ученые, среди которых: Д.А. Аширов, В.Р. Веснин, В.И. Герчиков, А.П. Егоршин, В.В. Лукашевич, Ц.С. Настинова, Н.П. Николенко, К.Э. Оксинойд (изучали общие основы управления персоналом), Л.В. Балабанова, Н.Д. Виноградский, В.И. Маслов, Л.И. Скибицкая (исследовали различные стратегии управления), А.В. Кондратьев, К. Кинан (рассматривали вопросы, связанные с мотивацией персонала), Н.Е. Кудла, Д.П. Мельничук (занимались изучением процессов обучения и развития персонала). Проблема формирования системы управления персоналом на предприятии легла в основу исследований А.Я. Кибанова и Д.К. Захарова. Изучением корпоративной культуры организации занимались Н.В. Гиоргадзе, М. Мескон, Г. Морган, Е. Уткин и другие ученые. Различные подходы к определению понятия «корпоративная культура» выработали С.Г. Абрамова, К. Голд, И.А. Костенчук, А. Кромби, Д. Элдридж. Проблему формирования корпоративной культуры, ее роль в организации, индикаторы и факторы, влияющие на нее, были предметом исследования О. Виханского и Т. Персиковой. Ученые Ч. Ханди и У. Оучи выработали типологию корпоративных культур.
Анализ научных исследований в области управления персоналом и корпоративной культуры подтверждает актуальность и многогранность этой темы. Он показал, что в настоящее время в целом осуществлено теоретическое осмысление значения корпоративной культуры как системы управления персоналом на предприятии, а также сформировано представление о необходимости всестороннего развития корпоративной культуры. Однако вопрос выработки путей совершенствования корпоративной культуры предприятия в научной литературе не имеет полноценного отражения.
Цель исследования – проанализировать состояние корпоративной культуры в ООО «УГМК - Телеком».
В выпускной квалификационной работе поставлены и решены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность корпоративной культуры как основы системы управления персоналом, рассмотреть ее функции и типы;
2) охарактеризовать процесс формирования корпоративной культуры;
3) рассмотреть управление корпоративной культурой предприятия;
4) дать общую характеристику системы управления персоналом ООО «УГМК - Телеком»;
5) провести анализ особенностей формирования корпоративной культуры в ООО «УГМК - Телеком»;
6) сформировать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «УГМК - Телеком».
Объектом исследования является корпоративная культура как основа системы управления персоналом.
Предмет исследования – совершенствование корпоративной культуры в ООО «УГМК - Телеком».
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения предложенных мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «УГМК - Телеком»; внедрения в практику деятельности Кодекса корпоративной культуры, который призван объединить не только ценности компании, но и стратегию, профессиональные стандарты, возможности для дискуссий и реализации идей каждого отдельного работника.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: системный и аналитический (для уточнения понятийного аппарата), структурно-логический (для анализа процесса формирования корпоративной культуры), метод анализа и синтеза (для выявления факторов развития корпоративной культуры), системного подхода и формализации (для обоснования и разработки основных путей совершенствования корпоративной культуры ООО «УГМК - Телеком»), метод обобщения (для написания выводов исследования).
Глава 1 Теоретические основы измерения влияния корпоративной культуры на результаты предприятия
1.1.Понятие, сущность и функции корпоративной культуры
Корпоративная культура – относительно новое и недостаточно освещенное с научной точки зрения явление. Но, несмотря на это, она все чаще привлекает внимание теоретиков и практиков управления. Во многих развитых странах, национальная корпоративная культура является продуктом многовековой истории управления и незримо пронизывает и вдохновляет все основные механизмы корпоративного контроля [7].
Словосочетание «корпоративная культура» впервые использовал в XIX веке в военной терминологии немецкий фельдмаршал Мольтке. Им он определил отношения в офицерской среде. Уже ко второй половине XX столетия начали появляться первые четкие определения данного термина. Понятие «корпоративная культура» охватывает явления духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, кодекс поведения, ритуалы и др. [1, с. 27]. Однако концепция этого явления не имеет единой трактовки. Итак, приведем наиболее актуальные и четкие определения понятия «корпоративная культура».
По мнению Д. Элдридж и А. Кромби, корпоративная культура – это уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней задач. В свою очередь К. Голд рассматривает организационную культуру как уникальные характеристики особенностей организации, которые выделяют ее среди других в отрасли. Г. Морган определяет культуру в метафизическом смысле как одно из средств осуществления корпоративной деятельности посредствам использования языка, фольклора, традиций и других способов передачи основных ценностей, убеждений, идеологий, которые направляют деятельность предприятий [1, с. 32]. М. Мескон трактует культуру как климат в организации; она отражает обычаи, которые ей присущи [22, с. 99].
По нашему мнению, наиболее удачной является дефиниция, предложенная Е. Уткиным, который характеризует организационную культуру как систему ценностей и убеждений, которые разделяются всеми работниками фирмы и предопределяют их поведение, характер жизнедеятельности организации [1, с. 34].
Хотя нет единого мнения о том, что представляет собой корпоративная культура и как она влияет на деятельность организации, все исследователи единодушны в том, что она существует и обладает рядом общих свойств. Выделим эти свойства:
1) динамичность – в своем развитии культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития, совершенствования, замены;
2) системность – корпоративная культура представляет собой сложную систему;
3) структурированность – элементы иерархически соподчинены и обладают определенной степенью приоритетности;
4) относительность – соотносит свои элементы, как с собственными целями, так и с окружающей действительностью;
5) неоднородность – внутри культуры существуют локальные субкультуры и даже могут появляться контркультуры, вступающие в конфронтацию с корпоративной культурой;
6) адаптивность – способность оставаться устойчивой и противостоять негативным изменениям внешней среды [17, с. 265].
Ценность корпоративной культуры для организации состоит в том, что она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в поведении сотрудников. Для сотрудников данная культура организации
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, С.Г. О понятии «корпоративная культура» / С.Г. Абрамова, И.А. Костенчук. – М.: АСТ, 2018. – 322 с.
2. Аширов, Д.А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. – М.: Проспект, 2017. – 432 с.
3. Балашов, А. П. Корпоративная культура : учебное пособие / А. П. Балашов. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2021. — 278 с.
4. Веснин, В.Р. Управление персоналом: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. – 240 с.
5. Волкова, К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2017. – 211 с.
6. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Герчиков. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 282 c.
7. Гиоргадзе, Н.В. Формирование и распространение философии корпоративной культуры и лидерства / Н.В, Гиоргадзе // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 1203-1207.
8. Глазырин, С. Ю. Корпоративная культура : учебное пособие / С. Ю. Глазырин. – Новосибирск : НГУЭУ, 2012. – 228 с.
9. Дороти Доти И. Паблисити и Паблик Рилейшнз / И. Дороти Доти. – Пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2017. – 288 с.
10. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. – 2-е изд. – Н. Новгород: Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса, 2019. – 622 с.
11. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. – Мн.: Новое знание, 2018. – 368 с.
12. Кибанов, А.Я. Формирование системы управления персоналом на предприятии / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Речь, 2018. – 75 с.
13. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 572 с.
14. Корпоративное управление [Электронный ресурс] / Официальный сайт открытого акционерного общества «Российские железные дороги». – Режим доступа: http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5108 (Дата обращения: 19.04.2020).
15. Крушельницкая, О.В. Управление персоналом: учебное пособие / О.В. Крушельницкая, Д.П. Мельничук. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Кондор, 2017. – 308 с.
16. Лукашевич, В.В. Управление персоналом: учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 255 с.
17. Магура, М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2016. – 376 с.
18. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной корпоративной культуры: учебник / В.И. Маслов. – М.: Финпресс, 2019. – 288 с.
19. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова и др. – М.: ИНФА, 2017. – 272 с.
20. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд., пер. з анг. – М.: ИД «Вильямс», 2018. – 464 с.
21. Настинова, Ц.С. Управление персоналом в современных условиях [Электронный ресурс] / Ц.С. Настинова // Молодой ученый. – 2016. – №8. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28510/ (дата обращения: 12.05.2021).