Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Особенности социальной адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями
1.1. Основные подходы к пониманию феномена социальной адаптации в психолого- педагогической литературе
Термин «адаптация» является одним из центральных понятий биологии, означающий приспособление живого организма к условиям окружающей среды. В дальнейшем данный термин стал использоваться в обществознании и для обозначения процесса приспособления человека к условиям социальной среды. Таким образом, произошло возникновение терминов социальной и психической адаптации, результатом которых является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам [7].
Мы подвергаем рассмотрению социализацию и адаптацию личности, как результат жизненного опыта и деятельности человека в обществе, а также развитие и формирование социализации по этапам, детерминантам, факторам, формам и механизмы, возрастным особенностям, категориям, стадиям делящимся на социологический и психоаналитический подходы. Социализация определяется как процесс, протекающий в двух направлениях, первичную и вторичную.
Рассмотрим подходы психологических направлений к вопросу природы социализации личности в отечественной и зарубежной литературе. Исследование показало, что большинство авторов зарубежной психологии при многообразии учений и направлений по нашей теме придерживаются следующих направлений:
Функционалистский подход основан на теориях Дарвина;
Психоаналитический подход во главе его стоит З. Фрейд и другие;
Позитивистский подход Адаптация личности возникает в результате конфликта со средой.
Отечественные школа представлена в основном теорией предметной деятельности. А. Н. Леонтьев [10]. В этом случае взаимодействие личности определяется такими понятиями, как «присвоение» и «овладение» предметной реальностью.
Также понятие социальной адаптации можно рассматривать как процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.
Социальная адаптации выделяет социальную и экологическую составляющие.
Также адаптацию можно поделить на две сферы: социально-психологическую и профессиональную, учебно-познавательную. рассмотрены степени адаптированности личности: внутренняя, внешняя (поведенческой, приспособительской) смешанная. На основании существования двух типов социально-психологическая адаптация первый в социально-психологической сфере жизнедеятельности человека, второй в сфере профессиональной, учебно-познавательной и других видов активной деятельности человека, мы выделяем первичную и вторичную социализацию. Социально-психологическая адаптация может разделяться по типам прогрессивной, регрессивной.
По механизму осуществления социально-психологическую адаптацию классифицируют на добровольную и принудительную. Основополагающей функцией социально-психологической адаптации является установление приемлемого равновесия в социальной среде.
Сложность в изучении социальной адаптации можно объяснить тем, что в этом процессе происходит взаимодействие двух сложных систем - личности и среды. Социальная среда в той же мере участвует в создании человека, в какой человек участвует в создании социальной среды. Процесс усвоения индивидом социального опыта называется социализацией. Социализация и адаптация тесно связаны между собой. Можно выделить общее в процессах социальной адаптации и социализации - это: трудовая предметно-преобразующая деятельность людей и диалектическое единство пассивно - приспособительного и активно-деятельного начала.
1.2. Значение социальной адаптации и методы социально - ориентационной работы с лицами с интеллектуальными нарушениями
Пандемия COVID-19 нанесла значительный урон экономике и жизни населения всех стран мира. Серьезным вызовом для людей послужили ограничительные меры и введение режима самоизоляции, что значило отказ от привычных социальных связей, невозможности учиться и работать, заниматься спортом, проводить досуг. Осознание временности таких мер позволило каждому понять и принять их [22].
Но для большинства семей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями период изоляции длится практически на протяжении всей жизни - это связано с отсутствием системы помощи людям с интеллектуальными нарушениями в нашей стране. Если человек не вовлечен в проблему детей с интеллектуальными нарушениями, их изоляция может показаться ему условной, ведь семье с таким ребенком никто не запрещает выходить на улицу, посещать образовательные и другие учреждения. Но отсутствие понимающей и принимающей среды, квалифицированных специалистов в системе образования, фобии общества - все это становится реальными преградами для детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому большинство из них вынуждены всю жизнь жить в условиях ограничения общения и передвижения.
Некоторые дети с интеллектуальными нарушениями получают возможность посещать образовательные учреждения - если им позволяет небольшая тяжесть нарушений или для них усилиями родителей, НКО и фондов созданы специальные инклюзивные проекты. Но в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 детские сады и школы ушли на дистанционное обучение, и дети с интеллектуальными нарушениями вновь оказались в вынужденной изоляции. Образовательные организации и НКО-организаторы инклюзивных проектов приложили максимальные усилия, чтобы обеспечить детям качественное дистанционное обучение, тем не менее, дети лишены важнейшего компонента абилитации - очной помощи квалифицированных и опытных специалистов, владеющих эффективными методами помощи детям с интеллектуальными нарушениями, а также возможности формировать навыки социализации в среде сверстников. В результате у всех детей с интеллектуальными нарушениями увеличилась частота и интенсивность нежелательного поведения, которое препятствует получению образования и формированию социальной адаптации.
Выбор методов проведения работы по формированию социальной адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.
У каждого из рассмотренных методов есть своя специфика и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания, способствующего формированию социальной адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями.
Объяснение. Данный метод используют для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж – данный метод применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Профориентационная беседа является наиболее распространённым методом трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Для обогащения социального опыта обучающихся эти формы и методы создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся.
Педагог помогает ребёнку поверить в свои силы, добиться успеха в учёбе, полюбить труд. Значительное внимание в работе по социализации обучающихся уделяется воспитанию положительных качеств личности таких как: деловитость, которая формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учётом их возможностей; бережное отношение к имуществу – при поддержании в порядке школьных помещений, участии в ремонте.
В такой деятельности ребята, общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определённый запас знаний, перенимают отношения взрослых.
Таким образом, используя всё многообразие форм и методов работы по формированию социальной адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями обучении, можно более успешно решать задачи:
подготовки обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей;
к участию обучающихся в производительном труде общества;
коррекции психофизических недостатков детей с интеллектуальными нарушениями;
воспитания положительных качеств личности у детей, их культуры;
физического и нравственного развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Авцын, А. П. Адаптация и экология человека / А. П. Авцын. – Москва : Сфера, 2016. – 278с.
2. Агаева, И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 114 с
3. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, пер. А. Озерова. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2011. - 480 с.
4. Антонова, Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. - 2014. - № 2.1. - С. 5.
5. Беляева Е. В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии / Е.В. Беляева, И.В. Борзенкова // Актуальные проблемы социально-культурного и научно-технического знания. 2019. № 1 (4). – С. 85.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С.Выготский. – М.: Просвещение, 2005. – 450 с.
7. Двойникова, Е.Ю. Особенности влияния психических состояний личности на социальную адаптацию / Е.Ю. Двойникова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2010. - № 6. - С. 58-63
8. Ефимова, Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. - 2013. - № 5 (11). - С. 87-91.
9. Кочина, Л.И. Развитие познавательной активности у учащихся с умеренной умственной отсталостью в процессе организации проектной деятельности / Л.И. Кочина, Т.Н. Сенотрусова // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 123- 127
10. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность / А. Леонтьев. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 130 с.
11. Мамонова, Е.Б. Особенности вступления в обучение младших школьников с нарушениями эмоционально - волевой сферы / Е.Б. Мамонова, И.А. Никитина // Нижегородский психологический альманах. – 2019. – No 1.
12. Паныч, Р. Б. Чирлидинг как профессиональный вид спорта: события прошлого и проблемы настоящего / Р. Б. Паныч, С. С. Петровский, Д. А. Огурцов // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 187.
13. Певзнер, М.С. Дети с нарушением умственного развития / М. С. Певзнер, Е. М. Мастюкова, В.А. Пермякова. – Иркутск: Педагогика, 1992. – С. 71.
14. Подсумкова, О. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения / О.В. Подсумкова // Педагогика и современность. 2018. № 4. – C. 10.
15. Пташкина, В. Н. Пара чир как средство реабилитации умственно отсталых школьников младших классов / В. Н. Пташкина // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации: материалы международной научно-практической конференции (г. Орел, 18–19 октября 2018 г.). – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», 2018. – С. 177–182.
16. Рубцова, В.А. Формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыков ухода за одеждой на уроках самообслуживания / В.А. Рубцова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 3 (8). - С. 357-359.
17. Савина, Н.В. Социальная и психологическая адаптация детейинвалидов, их интеграция в общество / Н.В. Савина, И.В. Клюева, Н.В. Бекк // THEORETICAL & APPLIED SCIENCE. - 2013. - № 7(3). - с. 95-98.
18. Сафонова, Л.М. Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта / Л.М. Сафонова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 9
19. Сологубова, Н.С. Инновационные технологии физического воспитания дошкольников / Н.С. Сологубова // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы – 2019. – С. 106.
20. Табылгинова, Л. А. Ученые записки ЗабГГПУ / Л.А. Табылгинова // Основные научные подходы к понятию «социальная интеграция». Горно-Алтайск, 2019. – С. 24.
21. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - 2-е изд., перераб и доп. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
22. Colizzi M. et al. Psychosocial and Behavioral Impact of COVID-19 in Autism Spectrum Disorder: An Online Parent Survey //Brain Sciences. – 2020. – Т. 10. – №. 6. – С. 341
23. Kirk, S. Psucholinquistiq learninq disabilites: Diaqhosis and remediation / S. Kirk, W. Kirk // Urbana. – 1981. – P. 90.