Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сфера образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Целью образования теперь становится личностное развитие учащегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте. Реализация данного подхода приводит к тому, что результатом образования является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формирование универсальных учебных действий начинается именно на первых этапах школьного образования, а для этого необходимо развивать индивидуальные общеобразовательные навыки у младших школьников. Внедрение универсальных учебных действий в систему образования отвечает потребностям общества, которые сформировались в период перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу. На первый план выходит умение работать с информацией, умение самообразовываться. Целью обучения является общекультурное, личностное и когнитивное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как способность учиться.
Существует социальный заказ на выпускников начальной школы с определенным уровнем сформированности, в частности, познавательных универсальных учебных действий, который прописан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Степень разработанности проблемы исследования. Актуальность задачи исследования познавательных УУД у младших школьников отмечена в ряде публикаций. Исследования по этой теме ведутся уже несколько десятилетий, но следует отметить, что получено относительно мало результатов.
Подходы к изучению формирования универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются такими авторами, как И.В. Андреева, Т.В. Анохина, А.Г. Асмолов, Л.Г. Викторова, В.В. Говорухина, Е.В. Коротаева, Е.В. Кривобок, Т.А. Матис, Ю.В. Михеева, И.В. Петрова, А.В. Усова, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.
Следует отметить, что наличие большого количества научных и практических исследований в области формирования универсальных учебных действий в начальной школе не всегда в полной мере обеспечивает формирование универсальных учебных действий у учащихся, заканчивающих четвертый класс. Эта проблема непосредственно приводит к выводу о необходимости исследований в этой области и обосновывает актуальность данного исследования.
Проблемой исследования является необходимость совершенствования методического обеспечения процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Целью исследования является теоретическое обоснование формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при освоении содержания начального образования.
Предметом исследования является система заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель, объект и предмет исследования позволили нам сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников может быть обеспечена регулярностью и систематичностью развития всех компонентов познавательных УУД в рамках каждой темы на протяжении всего периода обучения.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
- определить проблему активизации познавательной деятельности;
- рассмотреть методы активизации познавательной деятельности учащихся;
- охарактеризовать познавательные универсальные учебные действия как планируемый результат начального общего образования;
- проанализировать психологические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
- выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, наблюдение).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 Понятие познавательной деятельности школьников
1.1 Проблема активизации познавательной деятельности
Важным вопросом сегодня является вопрос о разнообразии учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, расширении сферы их интересов.
Учебный материал может показаться «сухим» и неинтересным для учащихся, поэтому задача преподавателя повысить интерес. Это можно сделать с помощью информационных технологий, научно-популярных фильмов, Интернета, а также с помощью дидактических игр .
С учетом социокультурных условий, в образовании должна быть гуманистическая, личностно-ориентированная направленность, в результате которой знания, умения и навыки могут трансформироваться из целей обучения в среду для развития умственных и личностных качеств учащихся.
Ученик не способен усваивать учебные материалы, которые не отвечают потребности в его изучении и не требуют умственного напряжения при обучении, не требуют эмоционального переживания. Поэтому ориентация образования на разностороннее развитие учащихся становится все более важной.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была, есть и всегда будет актуальной. От ее решения зависит эффективность учебной деятельности, развитие интереса к учебе. В педагогических исследованиях активизацией мыслительной деятельности чаще всего считается такая организация восприятия учебного материала учащимися, при которой усвоение знаний проводится путем выявления взаимосвязи между явлениями, сравнение новой информации с уже существующей, конкретизации, обобщения, оценки учебных материалов с различных точек зрения.
Также отмечается, что активация - это деятельность, направленная на стимулирование процесса осознания учащимися своих общих интересов и потребностей как единой группы, на определение того, необходимы ли средства и активные действия для достижения осознанных целей.
Исследуя проблему активизации, Т.Г. Щукина основное внимание уделяет совместной деятельности преподавателя и учащихся, побуждению учащихся к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, преодолению инерции и пассивных стереотипных форм преподавания и обучения .
Очень часто происходит отождествление понятий «активизации обучения» и «активизация познавательной деятельности». Активизация учебно-познавательной деятельности следует понимать не как повышение интенсивности ее протекания, а как мобилизацию интеллектуальных, эмоционально-волевых и физических сил ученика, осуществляется преподавателем с помощью определенных средств и направляется на достижение конкретных целей обучения и воспитания .
Деятельность учащихся выражается через вопрос, стремление мыслить, познавательную самостоятельность в процессах восприятия, воспроизведения, понимания, творческого применения.
Признаками сформированности деятельности личности выступают:
- инициативность,
- характеристика деятельности,
- энергичность,
- интенсивность,
- отношение к деятельности,
- добросовестность,
- интерес,
- самостоятельность,
- осознание действий,
- воля и настойчивость в достижении цели.
Поэтому можно выделить определенные уровни деятельности ученика в учебной деятельности:
1. Низкий – учитель сообщает знания, задает вопросы, дает ответы, показывает, как решается задача, а ученик слушает, записывает, вспоминает уведомлено.
2. Средний – задачи решаются совместными усилиями преподавателя и учащихся; учащиеся привлекаются в частичный поиск.
3. Высокий – сами ученики осуществляют активный поиск ответа, находят собственные способы решения.
Проявление деятельности в процессе обучения связанно с новыми познаниями мира. Поэтому во многих педагогических источниках отмечается важность именно познавательной деятельности, которая возникает благодаря продуктивной деятельности.
Следовательно, познавательная деятельность учащихся является показателем качества их учебно-познавательной деятельности, направленной к эффективному овладению знаниями и способами деятельности .
Учитывая эти признаки, учеными выделялись различные уровни познавательной деятельности учащихся:
1. Репродуктивно-повторяющаяся деятельность.
2. Поисково-исполнительная деятельность.
3. Творческая деятельность.
Эти уровни не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны, могут сосуществовать и отвечают школьному возрасту. В этой системе уровней
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, И.В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И.В. Андреева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – № 2. – С. 21-24.
2. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. – 2020. – № 3. – С.63-80
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2018. – 151 с.
4. Викторова, Л.Г. Инновационные процессы в российском образовании / Л.Г. Викторова // Право и образование. – 2017. – №4. – С.51-57.
5. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации / А.Б. Воронцов. – М.: ВИТАПРЕСС, 2011. – 172
6. Говорухина, В.В. Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся / В.В. Говорухина, Л.В, Ивановская // Методист. – 2015. – № 9 – С. 25.
7. Демидова, Т.Е. Профессиональная подготовка будущего учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников / Т.Е. Демидова. – Брянск, 2005. – 38 с.
8. Землянская, Е.Н. Развивающий потенциал учебных проектов школьников / Е.Н. Землянская // Начальное образование. – 2018. – № 4. – С. 15-23
9. Козлицкая, И.В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД / И.В. Козлицкая // Эксперимент и инновации в школе. – 2019. – № 4. – С. 58-60
10. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2018. – 329 с.
11. Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград, 2011. – 138 с.
12. Матис, Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Т.А. Матис // Начальная школа. – 2020. – № 4. – С. 53-57
13. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева. – Тюмень: ТОГИРРО, 2018. – 28 с
14. Михеева, Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю.В. Михеева // Академический вестник / Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – №3. – С. 46-54
15. Петрова, И.В. К вопросу о диагностике сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников / И.В. Петрова // Общество: социология, психология, педагогика: сб. ст.; гл. ред. В. Л. Харсеева. – 2016. – № 3. – С. 368-371
16. Петрова, И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий: тетрадь-тренажёр для учащихся 1-4 классов / И.В. Петрова. – Казань, 2016.
17. Усова, А.В. Учись самостоятельно учиться / А.В. Усова, В.А. Беликов. – М.: Просвещение, 2003. – 126 с.
18. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. – 224 с.
19. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2009. – 109 с.
20. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе / И.С. Якиманская. – М., 2019. – 338 с.